пятница, 1 апреля 2016 г.

Ikarus на службе в «Совтрансавто». Часть 6.

Прежде, чем продолжить рассказ о славном трудовом пути автобусов Икарус в «Совтрансавто», хочу рассказать об одном интересном факте. В конце 70-ых - начале 80-ых годов в автобусных  парках СССР начали постепенно списывать машины: «Икарус-556» и «Икарус-180», которые уже выходили свой ресурс. Практически на всех этих машинах стояли «родные», ведущие задние мосты в отличном состоянии, которые ни разу не вскрывались за весь длительный период эксплуатации.


На седельном тягаче «МАЗ -504В» задний мост был слабым местом.  Наши водители,  которые работали на междугородних перевозкахи в международных авто колонах на перецепке, всеми правдами и неправдами доставали себе «РАБАвские»  мосты, ставили  их на свои МАЗы и навсегда забывали обо  всех проблемах, связанных с этим агрегатом.  Водители «Совтрансавто», выполняющие международные  перевозки грузов,  только с завистью поглядывали на тягачи своих коллег, так как на машинах, идущих за рубеж, вносить какие либо конструктивные изменения, непредусмотренные  заводом-изготовителем, категорически запрещалось. Ставили «РАБАвские» мосты и водители из гаража «Управление рынками» на свои автомобили «ЗиЛ– 130».  После этого они (и не только они) их называли «самолётами».

В 1968 году вновь созданное Главное Управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто» серьёзно занялось развитием пассажирских  перевозок. Для этого создавались новые предприятия и автоколонны, изучались и систематизировались  уже существующие маршруты и открывались  новые. Для выполнения международных  пассажирских перевозок были закуплены новые автомобили «Икарус – 250» в исполнении класса «Люкс». 


Одним из первых было московское пассажирское авто предприятие международных сообщений- «МПАПМС», в дальнейшем переименованное в «Совтрансавто Москва – 2».  Это передовое предприятие было одним из крупнейших в стране.  Его  автопарк насчитывал 150 автобусов «Икарус 250-Люкс» и 300 грузовых автопоездов.    Немного позже в  Ленинграде, Бресте, Одессе, Минске,  Ужгороде, Мукачево,  Кишинёве,  Киеве, Львове,  Харькове и Прибалтике: Вильнюс, Рига, Таллинн, Тарту  также открылись автобусные автоколонны   «Совтрансавто». Все они были укомплектованы автобусами «Икарус – 250 Люкс».


Теперь я бы хотел немного рассказать о работе водителей на пассажирских  перевозках «Совтрансавто».

Подбор водителей для  работы на этих автобусах ничем не отличался от методики подбора водителей для  работы на грузовых автомобилях «Совтрансавто». Единственное отличие заключалось  тольков том, что водителям первого класса для работы на грузовиках нужно было иметь не менее 3-х лет непрерывного стажа работы на тяжёлых автопоездах, а водителям, задействованным на пассажирских перевозках - не менее  3-х лет непрерывного стажа работы на автобусах пригородного и междугороднего сообщения.

Все водители «Совтрансавто» имели первый класс и открытые категории «D»  и «E». В случае крайней необходимости производилась  подмена, но водитель грузовика направлялся  в рейс на автобусе только в экипаже с опытным водителем автобуса, а водитель автобуса направлялся в рейс на грузовике в экипаже с опытным водителем грузовика. Как таковой миграции  водителей из одного подразделения в другое не наблюдалось. Объяснялось это тем, что каждый вид этих  перевозок имел свою резко выраженную профессиональную и психологическую специфику. Многих водителей автобусов невозможно было никакими калачами заманить на грузовик, также как и водителя грузовика - на автобус. Водители автобусов «Совтрансавто» постоянно работали слюдьми. Для этого, кроме отличных профессиональных качеств, нужно было иметь и особенный склад характера.


Во-первых, должно быть на высоком уровне чувство ответственности за своих пассажиров. Кроме их безопасности  (это априори), нужно было следить, чтобы никто из них нигде не потерялся и не заблудился.Также было необходимо наблюдать,  чтобы  ими, умышленно или по незнанию, не нарушались требования пограничной итаможенной службы. Экипажу необходимо было обеспечивать безопасность  своих пассажиров не только в движении, но и на отдыхе, сохранность багажа, ну и, конечно, делать всё так, чтобы любая простая поездка - экскурсия   и отдых -оставляли у всех без исключения только приятные воспоминания и положительные эмоции.

Любой автобус, прибывший из СССР, поджидали менялы, перекупщики товара, различные продавцы, представители религиозных миссий, эмигранты, желающие завести знакомства (и в дальнейшем завязать переписку) простые граждане, школьники и студенты. В большинстве случаев - это были нормальные люди с самыми чистыми намерениями, но нередко попадались среди них и чересчур озабоченные искатели любовных приключений, агенты зарубежных спецслужб и разведок,  банальные жулики и воришки. Водители автобусов «Совтрансавто», выполняющие не один десяток рейсов по одному и тому же маршруту, уже знали большинство из них в лицо. Они внимательно наблюдали, чтобы отдых их пассажиров и сограждан не был ничем омрачён, и не закончился слезами.  Тем более, что, в большинстве случаев, это были женщины и дети. Конечно, для этой цели был руководитель группы, но одному ему за всем уследить было трудно.


Во-вторых, водитель автобуса должен был быть всегда опрятным, коммуникабельным, предупредительным и заботливым.  Пока один водитель вёл автобус - другой работал в его салоне. Прохаживаясь  между рядами сидений,  он наблюдал, чтобы никому не стало плохо (часто с непривычки пассажиров укачивало и тошнило), и чтобы все выполняли правила, предусмотренные инструкцией перевозки пассажиров. Делать нужно  было это ненавязчиво, незаметно, но при этом постоянно находиться рядом,  чтобы влюбой момент прийти на помощь или пресечь попытку нарушения.

К водителям автобусов «Совтрансавто» тоже было отношение особое. Мы - водители грузовиков - часто наблюдали в зарубежных рекомендованных гостиницах,  каким, в первую очередь,  предоставляли номера для отдыха.  Бывало,  сидим в холле, ждём номер, и туристы ждут, а они уже со своими личными вещами пошли отдыхать. И это было правильно.


Все водители автобусов «Совтрансавто» работали в форменных костюмах или в обычныхк остюмах тёмного цвета, в белых рубахах и галстуках.  Они были всегда идеально подстрижены, тщательно выбриты, вычищены и наутюжены. Между ними и группой,  как правило, возникали дружеские отношения. Водители «Совтрансавто» (по возможности) всегда шли навстречу пожеланиям своих гостей. Они могли свозить их в свободное время на вещевой базар или крупный торговый центр,  чтобы те отоварились подарками, сувенирами и всем для них необходимым.  Могли свозить на море искупаться, или на природу, или в другое место.


Старые, опытные автобусники  не сильно рвались на международные перевозки. Им и на межгороде тогда было очень неплохо. Постоянно дома, высокие зарплаты, да и «живая копейка» тоже постоянно капала.  И при этом, в коллективе их ценили и уважали. С городских маршрутов на автобусы «Совтрансавто» на работу не брали. Это было связанно и с постоянным дефицитом там водителей,  да и с отсутствием опыта. Сначала им нужнобыло пройти «пригород» и «межгород», а уже после этого пробовать попасть намеждународные перевозки.  А попасть в тегоды на «пригород» и «межгород» было так же сложно, как и в «Совтрансавто». Поэтому работали на автобусах «Совтрансавто», в основном,  относительно молодые люди 30 – 40 лет, но при этом - очень опытные шофера. Заработные платы у них были немного ниже, чем у водителей автопоездов, но был целый ряд преимуществ,  которые делали эту работу очень привлекательной и конкурентной.

  Эта статья написана мной для наших друзей  из СОВТРАНСАВТО








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...