четверг, 10 сентября 2015 г.

Автоспорт СССР и «Совтрансавто». Часть 8.



 Очень часто, люди незнакомые с работой шофёра (да и знакомые тоже), задавали автогонщикам  такой вопрос: «Работа водителя автомобиля, сама по себе, уже является профессиональной деятельностью в зоне повышенной опасности. Она не всегда укладывается в нормированный рабочий день и забирает массу времени. Что же вас заставляет после смены, накрутивши вдоволь руль,  допоздна возиться  возле своих спортивных машин, что-то придумывать новое, что-то уже сделанное заводом усовершенствовать и усиливать, а потом на гонках снова рисковать жизнью и частенько ломать то, что так кропотливо и любовно создавалось в тишине ремонтных боксов?».

 



    Василий Степанович Жердецкий всегда на этот вопрос давал такой ответ – занятие автоспортом в совокупности: и гонка, и подготовка к гонке, и реабилитация после гонки спортсмена и автомобиля - это не просто работа (даже любимая). Это состояние души. Праздничное состояние души. Причём этот праздник принадлежит не только одному участнику ралли или кросса, он трансформируется и на команду, и на коллектив авто предприятия, и на Обл автоуправления, и на всех зрителей.

 

 Бывает, ещё одна гонка  не закончилась, а ты уже думаешь и мысленно готовишься к следующей.





   Жердецкий часто  вспоминал  один случай, который произошёл с ним на кировоградской трассе автокросса, во время проведения там финальных заездов открытого первенства УССР. Как всегда, там учувствовала московская команда ЗиЛа. Как всегда, они были главными конкурентами Василия Степановича на победу. Накануне гонки прошёл дождь. На следующий день  состояние дороги было в общем удовлетворительное, но в одном месте образовалась небольшая лужа, которая, после прохождения автомобилями первого кольца, так размесилась их колёсами, что превратилась в настоящее болото.

 


Объезжать его было нельзя. Когда первые автомобили начали в нём вязнуть, москвичи подогнали свою техпомощь на шасси вездехода «ЗиЛ – 131»  и вытягивали буксовавшие машины.

 Жердецкий уже лидировал.  Он, как и все остальные, завяз в грязи, только, в отличии от своих соперников, ему не хватило метра два – три до спасительного, сухого грунта. А москвичи вдруг взяли и забрали свою техпомощь…. То ли неотложные дела у них появились, то ли специально это сделали, чтобы дать возможность своим участникам сократить разрыв с лидером. Увидев это, зрители бросились к одесской  машине и, стоя по колено в воде, не обращая внимание на летящую на них из под задних  колёс Васиного ЗиЛка липкую грязь, что называется «на руках вынесли» его на сухую дорогу. Ну, как же тут не победить?!

   Правда москвичи тоже «психанули»…  Они действительно сократили с Жердецким расстояние и уже шли «у него на хвосте». Впереди на дороге была крупная «стиральная доска», тоже ограниченная вехами, как и лужа, чтобы её не объезжали. Проходя этот участок, Василий Степанович резко сбавил скорость.  Это надо было сделать  обязательно.  Даже если не жалеть рессоры и вообще автомобиль,  потому  что ведущие колёса практически зависали в воздухе, подскакивая на кочках, которые напоминали лист шифера (и так же назывались спортсменами и шоферами). Это могло привести к сильному заносу со всеми вытекающими последствиями. В это время ЗиЛовские гонщики, обойдя Жердецкого одновременно слева и справа, попытались  ему на выходе из «коридора», сделать «коробочку». Увидев это, Василий Степанович дал полный газ, и буквально растолкав их, обрывая крылья, ушёл вперёд!

   Надо было видеть ликование всех зрителей, и москвичей в том числе, когда его ЗиЛ – 130 с болтающимися, оборванными крыльями и облицовкой кабины, первым пересёк финишную линию.

 


Следует отметить, что неспортивное поведение тогда очень строго наказывалось, да и среди спортсменов не приветствовалось тоже.  Спортивной этике придавали очень большое значение. Потом, после финиша этого драматического финального заезда, ЗиЛовские гонщики принесли Васе свои извинения.  Да он и не обижался на них. Гонка есть гонка. Азарт есть азарт.

 

   Вот так и шла у Жердецкого жизнь и работа.  В гараже его уважали и ценили. Из общежития его перевели в отдельную служебную квартирку на территории гаража, так как он уже был семейный и заслуженный человек.  Пошли навстречу.

 


Имя Василия Степановича Жердецкого  стало известным в мире автоспорта СССР.  Я здесь специально размещаю программку первенства СССР  1978 года, которое проходило в Куйбышеве (Самара).

Если вы её внимательно прочитаете, то она вам может об очень многом рассказать, а может быть, вы и встретите в ней знакомые имена и фамилии. Под стартовым номером 104 в классе автомобилей «ЗиЛ – 130» выступал Василий Степанович Жердецкий.

 

  Много Василий Степанович получил за свою жизнь грамот, медалей, благодарностей и ценных подарков, но самый главный подарок в своей жизни он получил, когда министерство, специально для него, выделило его предприятию,  сверх лимита,  трёхкомнатную квартиру в новостройке, расположенную в одном из престижных  районов Одессы.

 

 После этого Жердецкий решил воплотить  в жизнь свою давнюю мечту – пойти на работу в «Совтрансавто». Страсть к путешествиям и автомобилям не давала ему покоя, и каждый раз вспыхивала с новой силой, когда он, ездя в командировки в Москву или Баку, по дороге встречал автопоезда с надписью «Совтрансавто» на синих, как весеннее небо, тентах полуприцепов и кабинах тягачей. Раньше он не мог это сделать потому, что, при всём уважении к нему со стороны руководства, служебную квартиру он должен был бы сдать. А куда идти с семьёй? На улицу? К тому времени у него уже было две дочери.

 

 Теперь, имея своё собственное  жильё, он уже мог себе это позволить. На работу в «Совтрансавто» его взяли с дорогой душой. В порядке исключения ему позволили оформить первый служебный паспорт, продолжая работать в своём АТП. Получив добро от КГБ и все разрешительные документы, он пришёл в наш коллектив. Пройдя небольшую стажировку с автором этой статьи, он приступил  к самостоятельной работе. Много лет он безупречно отработал на международных маршрутах, водя свой автопоезд по дорогам разных стран Европы и Азии.



 Работая в одесском филиале «Совтрансавто»,  Жердецкий продолжал,  выступать на ралли и автокроссах, только уже не на автомобиле ЗиЛ – 130, а на нашем – гаражном ГАЗ – 53. В одесском филиале «Совтрансавто» были: МАЗы, КамАЗы, Шкоды, Супермазы, Мерседесы, а «ЗиЛ – 130» не было. Вот и дали ему для гонок «ГАЗ – 53» из отдела снабжения нашего предприятия.

 

    Ещё много наград завоевал Василий Степанович Жердецкий, выступая под знамёнами «Совтрансавто».

 


За всё время своей работы в «Совтрансавто», он не имел ни одного замечания по трудовой и транспортной дисциплине. Вот вам и гонщик… Вот вам и лихач…
После распада Советского Союза эра массового автоспорта на постсоветском  пространстве закончилась.
 Сейчас Василий Степанович Жердецкий уже на пенсии, он воспитывает внуков, и  до сих пор продолжает ездить в рейсы на  собственном автопоезде, являя собой пример для современной молодёжи.

 

Спортивная и Совавтовская закалка не прошла даром.

Можно было бы ещё много рассказать  разных, интересных вещей об автоспорте, но, к сожалению рамки статьи, не позволяют этого сделать.

В завершение, мне хочется от себя лично, от имени ветеранов Совтрансавто СССР и его нынешних, действующих сотрудников, пожелать Василию Степановичу Жердецкому, а также  его верной подруге и спутнице, его супруге - Екатерине Степановне Жердецкой: здоровья, долгих лет счастливой и такой же активной жизни.

 


Эта статья, была изначально, написана мной, для наших друзей  из СОВТРАНСАВТО

Часть - 1

 Часть 2

 Часть - 3

 Часть - 4

Часть - 5

Часть - 6

 Часть - 7

































1 комментарий:

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...