вторник, 8 сентября 2015 г.

Автоспорт СССР и Совтрансавто. Часть 7.


 

 Соревнования по авто кроссу проводились  на пересечённой местности, как по кольцевому маршруту, так и в одном направлении между двумя населёнными пунктами или двумя, тремя точками – географическими ориентирами.  Обычно для авто кросса применялись кольцевые маршруты. Длина кольца была 10 – 12 километров.  Ширина трассы 8 – 10 метров.


 

 Маршрут выделялся красными флажками и чёрно – белыми, полосатыми вехами. Спортсмены проходили от 10 до 20 кругов. Дистанция кросса могла быть от 20 до 300 километров.

Автоспорт в СССР было явление массовое. По всему Советскому Союзу было много хороших трасс и хороших команд. Традиционно, очень популярен был автоспорт в Прибалтике.



 Замечательная трасса кросса была в Литве в небольшом местечке Валга, что находится рядом с Вильнюсом.

 

 В Латвии возле Риги была отличная трасса,  на которой раньше, традиционно, в последнее воскресенье октября - в День автомобилиста - проводили ралли «Руденс» на грузовиках.

 

 На Украине самая лучшая трасса кросса была в Кировограде.

 

 На ней всегда проводилось открытое первенство Украины и другие престижные соревнования.

 

 

 Очень неплохая, довольно сложная трасса была на Донбассе, она проходила среди терриконов и природных холмов, представляя для спортсменов определённый интерес и испытание на зрелость.

 

 Хорошая трасса была в Подмосковье и Куйбышеве (ныне - Самаре).

Очень сильная команда была на Заводе имени Лихачёва. Они всегда приезжали представительной командой – несколько спортивных ЗиЛов, техпомощь - летучка «ЗиЛ – 131»,механики, слесари, представитель конструкторского бюро завода. Всё как положено! ЗиЛовская команда не пропускала практически ни одного ралли и кросса, куда её приглашали или куда она сама могла подавать заявку на своё участие.
Хорошая команда была в Крыму и Кировограде.  Всех не перечислишь.

Теперь по порядку:

  В соревнованиях по автоспорту принимали участие три типа автомобилей:

1)      «Дорожные» – стандартные автомобили массового – серийного выпуска.
2)      «Спортивные» – стандартные автомобили, оборудованные спортсменами  в соответствии с существующими требованиями технической комиссии, для участия в соревнованиях по ралли, кроссу, на равномерность движения, на мастерство вождения по искусственно ограниченным   проездам, на экономию горючего.
3)      «Гоночные» –  нестандартные автомобили, специально изготовленные для достижения высоких спортивных результатов и рекордов.

Самая распространённая категория автомобилей, принимавшая участие в соревнованиях по автоспорту была «спортивная».
Следует отметить, что дорожные и спортивные машины могли выступать в одних соревнованиях на равных условиях (по усмотрению организаторов соревнований), а гоночные - нет. Ещё, машины каждого типа подразделялись на категории по рабочему объёму двигателя.
Так же машины, участвующие в кроссе, подразделялись по грузоподъёмности. А автомобили повышенной проходимости выделялись в отдельные группы.

 

 Мы уже немного рассказывали, как спортсмены готовили свои машины к соревнованиям. Хочу добавить ещё, что на каждый грузовик устанавливались дуги безопасности, которые изготавливались из стальных труб и защищали кабину при опрокидывании автомобиля. В одно целое с ними был сварен ящик для балласта. Вся эта конструкция устанавливалась в кузов, под передний борт, и крепилась болтами. Балласт регламентировался тоже устроителями соревнований, но практически всегда он составлял 40 – 50% грузоподъёмности автомобиля. Если на ралли можно было в ящик для балласта просто насыпать песок или гравий, то для кросса балласт должен был обязательно затаренный в мешки или ящики. В дальнейшем, обязательное наличие балласта отменили, но многие опытные спортсмены жалели об этом. Дело в том, что они его размещали в кузове таким образом, что автомобиль центрировался по весу. Особенно это было важно в полёте. После прыжка  такой автомобиль приземлялся на все четыре колеса. Без балласта - перевешивал, отягощённый двигателем, передок и машина при приземлении, на языке лётчиков, - «давала козла».

 

 После соревнований, дуги безопасности вместе с ящиком для балласта снимались, и автомобиль продолжал работать в народном хозяйстве. По этому поводу хочется рассказать интересный случай, который произошёл с Жердецким на одном из открытых первенств УССР по кроссу  в Кировограде.  Так получилось, что Василий Степанович тогда был на уборке в винницкой области. Обычно перед соревнованиями спортсмены приезжали на трассу заблаговременно. Там они проводили двухнедельные сборы, в ходе которых знакомились с особенностями трассы и оттачивали своё спортивное мастерство. А тут обстоятельства складывались так,что команда одесского Обл автоуправления могла приехать только к самому началу первенства. Жердецкий приехал в Кировоград «прямо из-под комбайна», на своём обляпанном грязью ЗиЛу с прицепом. Московская команда «ЗиЛ» была уже на месте. Василь Степанович припарковался рядом с ними. Отцепил прицеп. Помыл машину.Потом пошёл к москвичам в гости. Там у него с ними произошёл приблизительно такой разговор:
- Привет!
- Привет!
- Вы с завода имени Лихачёва?
- Да. А ты откуда?
- Да я приехал сюда из-под Винницы. Мы там сахарную свёклу убираем….
- А здесь что будешь делать, колхозник?
- А здесь буду болеть за наших ребят, да и сам попробую проехаться по маршруту кросса.

Москвичи переглянулись, а Вася продолжает:
– Ребята, а у Вас, случайно, ничего нет на продажу из оригинальных, заводских запчастей? что-то мой ЗиЛок не так работает, как надо….
Москвичи посмеялись и говорят
– Ладно, готовь магарыч. Кое-что есть. Дадим тебе, чтобы ты свою сахарную свеклу без проблем возил и нас вспоминал….

Как оказалось потом, чаще этот разговор потом москвичи вспоминали, а не Вася Жердецкий. Взял он у них тогда: свечи зажигания, новый карбюратор, провода высокого напряжения и прерыватель распределитель (трамблёр). Установил всё на свой автомобиль, отрегулировал всё так, чтобы двигатель работал, как часы…  А тут и его друзья по команде  подкатили. Ребята привезли  Васины  дуги безопасности с балластом и остальное спортивное «барахло».










 Закрепили всё на машине Жердецкого, повесили и написали  стартовые номера и как дал наш «колхозник» - Василий Степанович Жердецкий - по бездорожью трассы, что прославленная команда ЗиЛа осталась далеко позади. Вот они уже потом ругались, между собой.

Немного о стартовых номерах:
Каждому участнику присваивался его личный – стартовый номер.



На каждой грузовой машине, принимающей участие в соревнованиях, должно было быть четыре номера.

Один на дуге  безопасности над кабиной (на легковых авто накрышке капота).  Два номера - слева исправа -  на дверцах кабины (на легковых авто на передних дверцах кузова).  И один номер - на заднем борту (на легковых автомобилях на крышке багажника).  Размер номеров должен был быть: высота 50 см,ширина 30 см, ширина линии 5 – 6 см. Номера должны были быть чёткими и яркими. Окрашены они должны были быть матовой краской, не дающей на солнце бликов и отражения.

Ещё номера дублировались мягкой нашивкой на правом рукаве комбинезона гонщика и на левом рукаве комбинезона его механика.
Эти номера категорически запрещалось снимать или менять с момента начала соревнований и  до их полного окончания, после награждения победителей и спуска флага.  На голове гонщика должен был обязательно надет жёсткий, защитный шлем. Применение мягких шлемов, типа шлемофона танкистов или лётчиков, категорически запрещалось.

Эта статья, была изначально, написана мной, для наших друзей  из СОВТРАНСАВТО

Часть - 1

 Часть 2

 Часть - 3

 Часть - 4

Часть - 5

Часть - 6




















1 комментарий:

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...