пятница, 4 сентября 2015 г.

Автоспорт СССР и «Совтрансавто» (Часть 6)



  Утверждённые календари и планы спортивных мероприятий, позволяли спокойно работать, и готовится к соревнованиям.  Автогонщики больших предприятий для тренировок и выступлений на ралли имели специальные – спортивные  машины. В СССР все соревнования по автоспорту проводились только на отечественных машинах. Более того, на советских автомобилях не должно было быть никаких узлов и агрегатов иностранного производства, только всё своё, отечественное, родное. В автотранспортных предприятиях поменьше и победнее или там, где просто были прижимистые директора, спортсмены выступали на тех автомобилях, на которых и работали.

 



 Вот и Василий Степанович  Жердецкий выступал на своём «ЗиЛ – 130». С одной стороны, это было не очень удобно и выгодно.  С другой стороны, было много положительных моментов – не нужно было разрываться между двумя машинами (как между двумя женщинами) и всю свою любовь и ласку Вася дарил одной своей железной избраннице, а она всегда отвечала ему взаимностью и никогда не подводила. Слава Богу, Екатерина Степановна его к машине никогда не ревновала….
 Через некоторое время после женитьбы на Екатерине Степановне, Вася уговорил её оставить свой хлебозавод и перейти на работу к нему в АТП. Катю взяли в отдел учёта горюче смазочных материалов. С одной стороны, теперь ей вроде как легче было болеть за своего мужа и поддерживать его, а с другой - появились определённые сложности, так как директор предприятия  бурчал и возмущался – «Так вы мне весь гараж прахом пустите! Как ралли или кросс, так вроде как «Мамай по гаражу прошёл»…. Никого не найдёшь. Все смылись смотреть и болеть. А работать кто будет?!». 
 

 Хорошо, если соревнования проводились дома. Если это происходило  на выезде, то, конечно, можно было его понять. Обычно финальные заезды всегда приходились  на выходные дни. Вот Катя и старалась попасть на них, уезжая с дома в пятницу после работы. Все в гараже знали это и старались её в конце рабочей недели раньше отпустить, а в понедельник (если она не успевала вовремя вернуться) подстраховать по работе и прикрыть от директора её опоздание. Да и директор ругался так – для порядка.  Он закрывал на это глаза потому, что: во-первых, не так это часто бывало,  во-вторых, Василий Степанович Жердецкий защищал честь родного АТП и Облавтоуправления, а в третьих, Жердецкий никогда домой без почётных спортивных трофеев не возвращался, что было для всех, без исключения, работников АТП (начиная дворником и кончая директором) приятно и престижно.



Занятия автоспортом сплачивали коллектив, способствовали массовому росту профессионализма и дружеских отношений в коллективе, помогая воспитывать молодёжь.

Вскоре пришло  приглашение на участие в отборочных соревнованиях первенства УССР по автокроссу. Автокросс для Василия Степановича Жердецкого тогда был и новым видом спорта, и, в то же время,  знакомым делом. В СССР все водители грузовиков  занимались (кто больше, кто меньше) «автокроссом», доставляя по бездорожью грузы на строительные объекты, участвуя каждый год, в период уборки урожая, в сельхоз работах.  Особенно плотно это касалось колхозных шоферов, которые круглый год «занимались автокроссом» перевозя грузы по просёлочным дорогам, раскисшим от дождей весной и осенью и заметённых снегом зимой. Жердецкий не был исключением. Наоборот – свои первые шаги за рулём отцовского «ГАЗ - 51»,  он делал как раз по  дорогам, очень похожим на спортивную дистанцию автокросса. Потом каждый год Василий Степанович ездил на своём «ЗиЛ – 130» с прицепом, на уборку сахарной свеклы (буряка).  Там он и приобрёл навыки вождения автопоезда по бездорожью и непроходимой грязи из жирного чернозёма. В этих условиях машину  надо было вести очень осторожно, плавно и уверенно одновременно. Любая остановка груженого автопоезда могла повлечь за собой длительную пробуксовку, после которой тронуться с места можно было уже только при помощи трактора. На все машины устанавливали дополнительные (наращённые) борта и грузили их буряком «с горкой». Машину нужно было чувствовать - вести осторожно, чтобы на ямах и кочках не лишиться рессор или, съехав с грейдера, не перевернуть её вообще. Переключали передачи все опытные шоферы на таких участках дороги без сцепления.

В общем, серьёзную  подготовку  по кроссу  Жердецкий  к своим первым стартам в этой дисциплине автоспорта уже имел. Соревнования по автокроссу захватили Василия Степановича. Именно здесь можно было показать, на что способна машина  и человек, сидящий за её рулём.
В отличие от ралли, на которые можно было идти практически на стандартной машине, только установив дуги безопасности с балластом и стартовый номер, автокросс требовал более тщательной и серьёзной подготовки техники.
Идя на автокросс, нужно было иметь мощный двигатель, усиленные рессоры, дополнительную амортизацию, мощное освещение и вспомогательные омыватели лобового стекла с резервными ёмкостями для жидкости.



Ещё каждый опытный гонщик, приезжая на кросс, имел с собой пару комплектов резины с разным протектором. Покрышки он «переобувал» со своим механиком и коллегами по команде, в зависимости от погодных условий. Правилами соревнований это не запрещалось. Да много было ещё разных маленьких и больших задач и хитростей, которые необходимо было выполнить и познать, чтобы прийти  к победе. Одно надо было сделать обязательно, сразу, другое приходило потом, в ходе азартных, спортивных сражений, вместе с опытом.
Вот и трудился, после  основной работы, Василий Степанович Жердецкий у своего ЗиЛка не покладая  рук. В карбюраторе поменял все жиклёры на более производительные, потом всё надо было отрегулировать так, чтобы двигатель работал как часы. Для того, чтобы увеличить рабочий объём двигателя и, соответственно, его мощность, на блок двигателя устанавливалась поршневая группа последнего ремонтного размера (1,5).  Обязательно менялся воздушный фильтр двигателя (мокрого типа) на сухой фильтрующий элемент, потому, что на кроссе после первого круга в родном фильтре не осталось бы и капли масла. Всё бы повыплёскивалось (вместе с грязью) в карбюратор. Каждый спортсмен  сам подбирал для своего двигателя воздушный фильтр. Многие ребята делали их сами.
На переднюю ось машины устанавливалось, дополнительно к двум родным – ЗиЛовским амортизаторам, ещё четыре МаЗовских и на задний мост - четыре МаЗовских.  Тогда на заводе вообще на задний мост «ЗиЛ – 130» амортизаторы и стабилизаторы никто не ставил.

 

 Только после этого уже нормально гасилась раскачка, возникающая после прыжков, которые машины совершали на трассе автокросса,  преодолевая разные трамплины, ямы, колеи и рытвины. Вот, например, казалось бы,  такая маленькая  деталь, как замок капота двигателя.  Жердецкий, как и большинство других опытных гонщиков, его вообще выкидывал. Конструктивно он не был рассчитан на такие перегрузки при прыжках машины. На трассе часто случалось, что фиксатор не выдерживал, капот приоткрывался, потом на первой же кочке выскакивал крепёжный крючок.  Не закреплённый капот подхватывает поток встречного воздуха, открывает его, вырывая ограничители, и бросает на лобовое стекло.  Водитель мгновенно лишается видимости и, в лучшем случае, сходит с дистанции.



В худшем случае может быть столкновение, опрокидывание, травмы. Или другой типичный случай – в ходе гонки возникает возгорание двигателя автомобиля. На кроссе это не редкость – где-то при прыжке трубка подачи бензина надломилась, топливо брызнуло на раскалённый выхлопной коллектор и … горит как свечка. Всё решают секунды, а замок капота не открывается … или трос слетел или от перекоса заклинило.  Пока  монтировкой взломаешь его,  как вор «медвежатник» сейф, глядишь,  и тушить уже нечего…
Вот ребята и ставили на капоты своих машин или защёлки типа: «ГаЗ – 51», «Урал», «Краз» или, как Василий Степанович, четыре резиновых фиксатора типа тех, при помощи которых  в военных машинах крепили  водительский автомат Калашникова. Такие крепления держат надёжно, а в случае необходимости, быстро открываются и никогда не клинят. Глушитель крепили дополнительно, приваривая к нему гайки, за которые цепляли его тормозными пружинами и растягивали в разные стороны. По правилам тех лет, менять конструкцию глушителя никто не имел право. Выхлоп  автомобиля должен был выходить только параллельно дорожному полотну.
Ещё одна очень важная деталь – фары и лобовое стекло.  Это глаза гонщика.  От их чистоты зависит всё: и безопасность и успех в гонке.

 

Особенно это важно на автокроссе там, где машины лидирующей группы плотно идут друг за другом по бездорожью. В таких условиях, не смотря на то, что по правилам все автомобили – участники кросса обязательно должны иметь брызговики, лобовое стекло  покрывает плотный слой грязи за считанные секунды. Чтобы сохранить на всю гонку хороший обзор и видимость, нужен надёжный омыватель, стеклоочиститель и большой запас жидкости.  Для этой цели спортсмены в свои автомобили ставили дополнительные насосы омывателей, а под дугу безопасности кабины подвешивали два - три воздушных ресивера, приспособленных  под запас воды для них.
Каждый ресивер емкостью 40 – 50 литров.



Запаса воды в 100 – 150 литров хватало для мытья лобового стекла на всю гонку.
Перед каждой гонкой все машины проверялись строгой технической комиссией. Любой участник соревнований, заметивший технические нарушения у своих коллег, которые могли им давать какие либо преимущества, мог подать в судейскую коллегию протест.  Машина под протестом допускалась к гонке, но сразу после неё техническая комиссия тщательно исследовала автомобиль, если не было возможности сделать это перед заездами. Если жалоба, изложенная в протесте, подтверждалась, автомобиль снимался с соревнований, результат его аннулировался, а сам гонщик дисквалифицировался.

 

Эта статья, была изначально, написана мной, для наших друзей  из СОВТРАНСАВТО

Часть - 1

 Часть 2

 Часть - 3

 Часть - 4

Часть - 5 




















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...