среда, 5 августа 2015 г.

Автоспорт СССР и «Совтрансавто»




   Всё дальше и дальше неумолимый бег времени отодвигает нас от того периода  нашей истории, когда существовала мощная держава СССР, в которой я родился. Многое стало забываться, многое стало искажаться.  Люди, помнящие те времена, постепенно уходят…

   Я не буду здесь проводить какие-то аналогии и сравнения между прошлым и настоящим...  Я просто сейчас хочу вам немного рассказать об автоспорте СССР на примере двух моих друзей и коллег, двух наших водителей «Совтрансавто». Это Василий Степанович Жердецкий и Виктор Петрович Волошин.



Василий Жердецкий и Виктор Волошин - Мастера спорта СССР, неоднократные победители и  призёры различных первенств, чемпионатов, ралли и профессиональных конкурсов.




   Один из них представляет автоспорт в классе грузовиков «ЗиЛ – 130».  Другой представляет автоспорт в классе легковых машин «ВАЗ - 2101» -  «Жигули» и «ГАЗ -24» - «Волга».


Мастер спорта СССР - Виктор Петрович Волошин (слева)







Так что картина,  думаю, у нас получится достаточно полная, чтобы получить реальное представление об этом интереснейшем виде спорта, который, к сожалению, в наше время потерял свою массовость и прикладное значение, став, в основном, забавой привилегированной (очень небольшой) части  нашего общества.
Начнём мы этот экскурс в прошлое с рассказа  Василия Степановича Жердецкого. Автор этой статьи много лет работал с ним в одной автоколонне  «Совтрансавто – Одесса».





  Познакомился я с Василием Степановичем в начале 80-х годов. А получилось это так: вернувшись как-то из очередного длительного рейса, я поздно пришёл уставший домой. На следующий день, рассчитывая на выходные, я немного позже пришёл в гараж. Возле машины меня уже ждал начальник автоколонны и какой-то мужчина средних лет.  Александр Николаевич Панасюк (нач. а/к) «обрадовал» меня, что выходной не состоится  и, показав на мужчину, сказал, что надо выполнить небольшой рейс, а заодно, вот -  Василий Степанович Жердецкий пройдёт  у тебя стажировку.

   Фамилия «Жердецкий» тогда была у всех водителей – профессионалов, интересующихся автоспортом, на слуху. Когда мы не были в рейсах, то обязательно ходили смотреть все финальные заезды ралли, которые проходили на нашем ипподроме.




   Это были настоящие праздники. Смотреть соревнования приходило очень много людей. Многие приходили в составе целых делегаций своих АТП. Многие приходили посмотреть это увлекательное зрелище со своими семьями. Очень часто и мне доводилось слышать, как из громкоговорителя доносился голос диктора – «Под номером 15 на автомобиле ЗиЛ – 130 первым финиширует Василий Жердецкий, АТП 15063!».  Слышать - слышал, а вблизи - не видел.




   Только издалека - на пьедестале почёта. Поэтому Василия Степановича я не узнал. А фамилия Жердецкий мне тогда ничего не сказала, мало ли какая фамилия может быть у человека? Да и мысли мои тогда были заняты совсем другим…

   Познакомившись с Василием, я отправил его домой собирать вещи, а сам поехал на загрузку. Свои вещи я ещё не успел отнести домой. Нам предстоял небольшой, каботажный рейс -700 километров, в одну сторону. Надо было отвезти стеклотару. Загрузка средняя – 17 тонн. Когда я вернулся в гараж, Василий Степанович уже ждал меня на КТП, готовый в путь. Я вывел автопоезд за городскую черту и остановился на обочине. Вася сел за руль. На СуперМАЗах он, как оказалось, раньше не работал. По его просьбе, я нарисовал на тетрадном листике порядок включения передач и рассказал, как это делать практически. Потом показал все органы управления и уселся на правое – «штурманское» сиденье.

   Поёрзав сиденьем взад – вперёд, регулируя его под длину своих ног, Вася по-хозяйски оглянулся, и попросил меня немного повернуть от себя правое, верхнее зеркало заднего вида, и немого на себя - нижнее. Осторожно пошевелив рукояткой переключения, Жердецкий нашёл первую передачу и мы поехали. Разогнав автопоезд до «крейсерской» скорости, он сначала несколько раз резко сбросил скорость, проверяя тормоза, потом  проделал то же самое,  только уже гася скорость передачами, включая их с резкими перегазовками, с восьмой до первой. Почувствовав машину и немного привыкнув к ней, он поехал нормально – без экспериментов.  Я внимательно наблюдал за ним. Вёл машину он очень уверенно и грамотно. Держа безопасную дистанцию с впереди идущим транспортом, Василий Степанович внимательно контролировал дорожную ситуацию. При обгоне он заранее прибавлял газ, сокращая дистанцию так, что, когда встречный транспорт равнялся с нами, мы могли, с хорошим запасом скорости, безопасно обходить движущееся впереди транспортное средство.

   Иногда он это делал «змейкой» - пропуская несколько встречных и обгоняя несколько попутных автомобилей. Выполнял манёвр он  очень чётко, плавно и, я бы даже сказал, красиво.  Ещё немного посидев на пассажирском месте, любуясь его ездой, я понял, что необходимости в моём присутствии больше нет. Сказывалась усталость, накопленная за прошлый рейс,  и меня стало клонить ко сну. Да и не привык я справа сидеть в кабине грузовика. Прежде чем заснуть, я решил подкрепиться. Натощак или сон не идёт, или, если заснёшь, кошмары снятся… Из своих запасов, я достал кусок сала, горбушку хлеба и луковицу. Разложив всё на чистом полотенце, я предложил Жердецкому тоже немного перекусить, на ходу. Он отказался, потому что дома его хорошо накормили на дорожку, и протянул  мне свою торбочку с разной снедью, которую ему собрали в путь. Я не отказывался.  Достал из судочка жареную курицу с картошкой, котлеты и салат – винегрет. Василий Степанович протянул мне бутылочку с самогонкой, которую Катя, его супруга, приготовила ему как НЗ – на всякий случай.  Вдруг ноги промочит - чтобы не простыл… или рану продезинфицировать…

   Выпив 150 грамм, хорошо и вкусно закусив, я сначала сообщил Василию Степановичу, что употребление спиртных напитков в рейсе водителям «Совтрансавто» категорически запрещено! Ну, а я себе это позволил (в порядке исключения), во-первых - потому, что я не за рулём и до возвращения домой садиться за него не намерен, а во-вторых - из уважения к его супруге Кате и к нему лично. Потом забрался  на своё спальное место, перед сном поинтересовавшись у него: «Слушай, Вася, а ты, случайно, не родственник Мастера Спорта по автогонкам – Жердецкого? Или, может, просто однофамилец?». Вася тогда мне с улыбкой объяснил, что он не родственник и не однофамилец, а сам и есть Мастер Спорта СССР – Жердецкий Василий Степанович. Спал после этого я крепко и спокойно, а проснулся только тогда, когда наш автопоезд  уже подъезжал к месту назначения. Вот так мы, 30 лет назад, познакомились с Василием Степановичем Жердецким, и, в дальнейшем, подружились.



Эта статья, была изначально, написана мной, для наших друзей  из СОВТРАНСАВТО

1 комментарий:

  1. Лена Саченко6 августа 2015 г., 17:04

    Хорошая история! Прочла с огромным интересом, тем-более, что редактировала некоторые ч/б фотографии из спортивного прошлого Василия Степановича. А вот теперь рассказ... такой же интересный как и все Ваши рассказы, Николай Федорович.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...