четверг, 27 августа 2015 г.

Автоспорт СССР и Совтрансавто. Часть 5.



 Первое ралли научило Василия Степановича Жердецкого многому, но самое главное – зажгло в его душе спортивный азарт и желание побеждать. Так получилось, что с этим событием совпало и бурное развитие автомобильного спорта в СССР. Областные автоуправления получали из Москвы планы проведения спортивных мероприятий для автомобилистов.





 Это были Всесоюзные конкурсы профессионального мастерства и всевозможные ралли.  Соревнования и конкурсы проводились поэтапно. Сначала определялись сильнейшие участники в областях, потом в Союзных Республиках, потом проводилось первенство СССР.



 В программу конкурсов профессионального  мастерства входили: проверка знаний правил дорожного движения; знание материальной части автомобиля; фигурное вождение; ралли и кольцевые гонки по гаревой дорожке на ипподроме.













Конкурс на лучшее знание материальной части автомобиля включал в себя замену колеса (на время) и устранение неисправности, которую специально моделировали устроители соревнований.  Они могли поменять местами провода высокого напряжения, идущие на свечи зажигания горючей смеси в цилиндрах двигателя; снять проводок с вариатора или прерывателя – распределителя (трамблёра), перекрыть подачу бензина и т. д., и т. п.


 Конкурс по замене колеса проходил так: «менялось» переднее колесо. На самом деле оно не менялось.  Спортсмен по команде судьи «нырял» под машину, поднимал домкратом переднюю балку автомобиля, откручивал все гайки, снимал колесо, и клал его на землю.


 Потом делал всё в обратном порядке. Когда он снимал домкрат и ставил его на место (домкрат, баллонный ключ и монтировка лежали перед колесом), судья останавливал секундомер и фиксировал результат. У Василия Степановича Жердецкого личный рекорд был четыре минуты и семь секунд.





Фигурное вождение заключалось в демонстрации умения маневрировать между препятствиями (пустыми бочками, вехами, фишками) с максимально высокой скоростью.

 

 Каждый наезд на препятствия и даже лёгкое прикосновение к ним наказывалось штрафными очками. В завершении спортсмен должен был остановить автомобиль так, чтобы его передний бампер чётко сравнялся со стоп – линией. За это тоже добавлялись (или снимались) дополнительные очки. Соревнования эти зрелищные. Проходят они на относительно небольшой площадке, и зрители могли наблюдать за всем действием от его начала и до окончания. Особенно публике нравилось, когда автогонщик на большой скорости приближался к финишу, потом резко тормозил и машина, немного пройдя юзом, оставляя на асфальте чёрный след от своих покрышек,  замирала перед финишем, вроде упёршись в линию стоп, как в стенку.



После этого машины уходили на ралли.  Весь маршрут был разделён на этапы. Этапы эти были все разной протяжённости с разной предписанной на  них средней скоростью, которую можно было превышать только на 10%. В начале каждого этапа располагались контрольные пункты, где фиксировалось время каждого экипажа в их контрольных листах и судейских протоколах. Автомобиль должен был приходить туда не позже и не  ранее контрольного времени. И то и другое наказывалось штрафными очками.  Для того, чтобы выполнить эту, на первый взгляд, простую задачу, нужно было хорошо работать с картой маршрута ралли, которая вместе с дополнительным указанием некоторых ориентиров и объяснениями называется «легендой». Легенда маршрута выдавалась всем участникам ралли только перед стартом. 




Все такие ралли проводились по дорогам общего пользования. Движение по ним не перекрывалось, кроме спецучастков, поэтому спортсмены должны были строго соблюдать правила дорожного движения и не создавать помех другим транспортным средствам. За этим бдительно следили инспектора ГАИ и выездные пункты внезапного контроля времени и прохождения маршрута.

 Судьи отмечали всех участников ралли, которые проезжали мимо них, чтобы исключить  самостоятельное изменение маршрута с целью сокращения расстояния. Например, какой-то экипаж  не был отмечен на контрольном пункте прохождения маршрута, а в пункте контроля времени он появился точно по графику. Это означало, что они где-то «срезали» расстояние. Такой экипаж  сразу дисквалифицировался и мог дальше уже ехать, как ему захочется, но только в одиночку. Пункты внезапного контроля времени располагались стационарно. Зная расстояние от начала этапа до своего места дислокации, они без труда могли, определить с какой средней скоростью шёл каждый автомобиль – участник ралли. В структуре ралли включали и дополнительные соревнования – так называемые «ДОПы». В основном это были скоростные участки, где любой экипаж мог двигаться с той скоростью, на которую был только способен их автомобиль и они сами. Эти увлекательные соревнования способствовали повышению мастерства вождения всех участников.




Пользу, которую они приносили  спортсменам, болельщикам, автолюбителям, и просто зрителям, трудно переоценить. Интересно то, что среди автогонщиков, которые все были водителями – профессионалами,  практически не было нарушителей дорожной дисциплины. Все они работали за рулём дисциплинированно и безаварийно.





 Завершали  профессиональный конкурс кольцевые гонки по гаревой дорожке ипподрома.


 Этот заключительный этап соревнований всегда приурочивался на воскресенье или на праздничный день, превращаясь в настоящий праздник автоспорта.

 Зрители размещались на трибунах ипподрома, некоторые из них – самые отчаянные болельщики и фоторепортёры - занимали удобную позицию на виражах, где обычно между гонщиками происходили самые острые моменты борьбы за лидерство. Длина классического кольца гаревой дорожки ипподрома 1600 метров.

 

 Обычно на каждый старт выходило три грузовика. Легковые машины ставили по четыре. Количество заездов было такое, чтобы каждый из участников обязательно встретился друг с другом. Автомобили делали четыре круга.  По  количеству  набранных очков во всех дисциплинах конкурса определись победитель и призёры. Награждали победителей и в отдельных соревнованиях.     




Эта статья, была изначально, написана мной, для наших друзей  из СОВТРАНСАВТО

Часть - 1

 Часть 2

 Часть - 3

 Часть - 4










Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...