вторник, 18 августа 2015 г.

Автоспорт СССР и Совтрансавто. Часть 4.



Незаметно пролетело 2  года службы…. Призыв Василия Степановича Жердецкого был первым, который служил 2 года. До него все мужчины в СССР призывались в 20 лет и служили 3 года в сухопутных войсках, а на флоте – 4 года. Ребята – Васины однополчане из Прибалтики, Узбекистана, России, Украины и Белоруссии - когда прощались, покидая свою воинскую часть,  плакали. Многие из них поехали не домой, а на комсомольско – молодёжные стройки в разные уголки Советского Союза.

   Вася со своим земляком решил ехать в Одессу, чтобы устроиться там  работать в Черноморском морском пароходстве, на суда загранплавания.





Одесса встретила ребят гостеприимно, но с ходу попасть в торговый флот дальнего плаванья у них не получилось. Решили немного осмотреться, немного привыкнуть к гражданской жизни, а там видно будет. А пока Вася поселился жить у своего сослуживца в пригороде Одессы. Рядом с их посёлком  «Ильинка» находился открытый карьер, где добывали камень «ракушник».  А их сосед работал в городском АТП 15063 и возил этот камень оттуда по строительным объектам, на автомобиле «ЗиЛ – 130» с прицепом. Он-то и предложил друзьям пойти к ним в гараж на работу.

   Гулять после службы было особенно не на что, и Вася со своим товарищем, недолго думая, устроились туда на работу. Для начала им дали «убитые» машины – Жердецкому попался «ЗиЛ – 130В» с полуприцепом – цистерной, битумовозом.

  Провалявшись под машиной месяц, Васин сослуживец  уволился, а Жердецкий «поднял» свой ЗиЛок и начал на нём работать. Потом его перевели на «подмену». Постепенно он влился в коллектив.  Водители, уходя в отпуск, старались, чтобы на их машине работал Вася. Заработная плата начала расти, и на душе стало веселее. Скоро ему дали постоянную машину - «ЗиЛ – 130» с пятитонным прицепом. Он был не новый, но в хорошем состоянии. Да и работа на нём была интересней – командировки, небольшие рейсы. Ну и, конечно, можно было быстро ездить… Дали Васе и комнату в общежитии гаража. Правильнее даже будет сказать – «дали койку  в комнате общежития», но радость от нового жилья была большая.

  Подготовив новую машину и проверив всё в гараже, и на линии,  Жердецкий начал свою работу в новом качестве. Работа ему нравилась, а когда работа нравится человеку, у него всё получается так, как надо.

 

 Правда, в отдел Безопасности Движения предприятия стали поступать «сигналы», что Вася - «гонщик». Никаких нарушений ПДД у Жердецкого не было, и поэтому «бэдэшник» ограничился  воспитательно – профилактической беседой с ним. Но информацию эту он запомнил…



 И вот, когда в 1972 году к ним в гараж пришло указание из Облавтоуправления: подготовить 2 машины для участия в ралли, в БД сразу вспомнили о наклонностях Василия Степановича Жердецкого, и включили его в состав команды. «Любишь гонять? Вот и гоняй! И мне спокойней будет, когда ты на соревнованиях весь свой пар выпустишь», - «благословил» его  начальник отдела безопасности.

 

  К этому времени Вася уже хорошо знал шофёров своего гаража: Лёню Губарева и Алика Зильбермана. Они были старше Жердецкого, и по возрасту и по опыту, но душа автогонщика у них была не менее азартная. В гараже их все ребята уважали, и в шутку,  по-доброму,  называли нетипичными евреями. Лёня Губарев и Алик Зильберман действительно были  евреями, но им не была присуща их национальная черта – осторожность, рассудительность и хитрость.  Они также как и Вася любили быструю езду, могли после работы, в аванс или зарплату, выпить с другими шофёрами водочки, могли и подраться, если кто-то уж очень сильно напрашивался.

    На первую свою гонку Вася поехал на автомобиле «ГаЗ – 93А». Это был тот же самый, очень хорошо ему знакомый, отцовский «ГаЗ – 51», только самосвал. Кстати, их в 1955 – 1958 годах выпускал Одесский Автосборочный Завод – «ОдАЗ», на котором Жердецкий начинал свою трудовую деятельность в качестве шофёра.

 

 Времени «на всё - про всё» было мало, поэтому спортсмены успели сделать только самое необходимое: поставили в кузов защитные дуги, балласт, дополнительные фары, ремни безопасности и, конечно, штурманское оборудование. Штурманское оборудование состояло из таксометра, шахматных часов, импровизированного столика из куска фанеры и дополнительной лампочки с плафоном  для штурмана, чтобы он мог ночью разглядеть карту, и прочитать легенду маршрута, не слепя и не отвлекая водителя. Вот и всё!  Ещё надо было в срочном порядке изучить правила и порядок проведения соревнований.

 Умения быстро ездить было не достаточно, чтобы стать победителем ралли.  Чтобы победить, нужно было ещё уметь безошибочно читать карту – легенду маршрута, чтобы точно по времени (не раньше и не позже) приходить на контрольные пункты и делать там отметки. А гнать можно было только на скоростных участках – «ДОПах».  Ралли проходили по второстепенным дорогам районного значения, в основном, в вечернее и ночное время. Это делалось специально, чтобы спортсмены никому не мешали, чтобы им не мешали и чтобы свести до минимума вероятность возникновения аварийных ситуаций.  Протяжённость маршрута варьировалась от 500 до 700 км. В программу соревнований и общий зачёт ещё входили кольцевые гонки по гаревой дорожке ипподрома.

 

  Лёня Губарев поехал в экипаже с Аликом Зильберманом, а у Васи Жердецкого штурмана ещё не было, и он взял себе на гонку своего коллегу Сергея (фамилия его, к сожалению, затерялась в калейдоскопе: дат, имён и событий).  На этих соревнованиях Вася Жердецкий, вначале показал самый хороший результат и лидировал, пока на его машине не «застучал» двигатель, и он вынужден был сойти с дистанции. Дело в том, что двигатель «ГаЗ – 51» был очень надёжный и простой. Но он плохо  переносил высокие обороты. Его система смазки была устроена так, что при высоких оборотах она была неспособна обеспечивать, в полной мере, подачу масла к коренным и шатунным подшипникам колен вала. Вкладыши газоновские были металлические, с баббитовым наполнением рабочей поверхности.  При высоких оборотах они грелись, баббит начинал плавиться и вытекал. Вот они и не выдержали, когда Василий Степанович Жердецкий наконец дал волю своему спортивному азарту.
Но сам Жердецкий не жалел! Он почувствовал вкус гонки. Он ощутил азарт соревнования. Он понял, что эта его первая гонка не будет последней, потому, что он без этого уже не сможет жить.



   В начале, большинство директоров относились к автоспорту не очень доброжелательно. Спорт –дело, конечно, хорошее, но все машины были «на вес золота», а над головой висит государственный план по перевозкам, который, хоть умри, а выполни. Да ещё каждый год, осенью, надо было выделять машины на уборочную.



 Это уже потом, когда водители – спортсмены начали завоёвывать призовые места и стали победителями ралли, а из громкоговорителя ипподрома и на планёрках объявляли, что такие-то АТП, руководимые такими-то директорами, отличились, отстаивая честь родного города и области…. становилось приятно.



 

 А вначале, необходимость уделять внимание автоспорту вызывала у них только раздражение. Надо отдать должное, в те годы подавляющее большинство директоров крупных АТП были хорошими хозяйственниками, воспитателями и просто справедливыми мужиками.

 

 Поэтому часто очень многие предприятия называли не по его номеру, а по фамилии директора: гараж Рыкалина, гараж Борцова, гараж Конюховского…..  У Жердецкого в гараже тогда директором был Линецкий Аркадий Романович.

Именно при нём начиналось массовое увлечение автоспортом, и формировалась команда АТП 15063.



 P.S. Ещё работая на подмене, на «Зил – 130В» с полуприцепом -«муковоз»,  Василий Степанович как-то поехал на новый, только что сданный в эксплуатацию, хлебозавод. Начальник  автоколонны попросил его, чтобы он там нормально наладил «слив» муки из ёмкостей полуприцепа ( эти полуприцепы делали тоже в Одессе, на заводе «Продмаш»).   Завод только начинал работать, оборудование новое, персонал новый, поэтому надо было сразу всё так наладить, чтобы потом любой водитель мог спокойно, без проблем, там разгружаться.  Вот и пришлось Жердецкому  провозиться несколько часов…. Участвовала в этом процессе и заводской технолог, молодая девушка Екатерина Степановна.  Так случилось, что после этой случайной встречи она на много лет стала самой преданной болельщицей Василия Степановича Жердецкого, матерью его детей, его поддержкой и верным другом.


Эта статья, была изначально, написана мной, для наших друзей  из СОВТРАНСАВТО

Часть - 1

 Часть 2

 Часть - 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...