четверг, 13 августа 2015 г.

Автоспорт СССР и Совтрансавто. (Часть 3).


 

После окончания (с отличием!) одесского  ПТУ №2, Вася Жердецкий получил от его руководства, предложение  остаться в нём работать мастером производственного обучения. Это было очень приятно и почётно, но Жердецкий от этого предложения вынужден был отказаться. Его всегда привлекал простор, масштаб и быстрая езда. С курсантом за рулём учебной машины быстро не поездишь. Да и зарабатывать хорошо ему тоже было просто необходимо. Вот и пошёл Вася работать водителем на Одесский Автосборочный Завод – «ОдАЗ».  В те годы «ОдАЗ» был известен всему Советскому Союзу. На этом предприятии производили полуприцепы для автомобилей «ЗиЛ – 130В» и «КаЗ – 608В».  Это были открытые «бортовые» полуприцепы с одной осью и цельнометаллические фургоны (простые и с термоизоляцией) с одной и двумя осями, грузоподъёмностью 8 – 12 тонн соответственно.
 Ещё очень серьёзная доля продукции «ОдАЗ» приходилась на всевозможные военные заказы. В основном, это были полуприцепы с фургонами – «кунги», для автомобилей «ЗиЛ – 130», «ЗиЛ – 130В», «ЗиЛ – 131»,  «Зил - 131В» и седельных тягачей семейства «Урал 375».

 



Очень много продукции «ОдАЗ» уходило на экспорт, в частности, через Одесский Морской Торговый Порт. Как правило, полуприцепы отправлялись в сцепке с тягачом «ЗиЛ – 130В».  Борта с них снимались, и сверху грузилось ещё два полуприцепа.


Васю Жердецкого приняли на работу, по штатному расписанию, на должность водителя-перегонщика. Он должен был маневрировать готовые полуприцепы по территории завода и доставлять их в ОМТП. Кроме отличных характеристик и оценок, руководству завода была привлекательна дополнительная профессия Васи – крановщик. Очень часто крановщиков не хватало. Полуприцепы постоянно отгружались и по железной дороге. Вот так Василий Степанович Жердецкий опять встретился с автомобилями семейства «ЗиЛ – 130». Правда, сначала ему дали не «ЗиЛ – 130», а «ЗиС – 157», и не один, а сразу три. Находились они не в совсем плачевном состоянии –  на ходу, но работы возле них было очень много. Вот и поручили Васе привести их в порядок, но это не освобождало его от «перегона» и работы крановщиком при «авральных» ситуациях.

 Через полгода, все «ЗУРСЫ» - «ЗиС – 157» - были приведены им в порядок. Но радость завгара завода была омрачена тем, что Васе пришла повестка явиться в военкомат, в связи с призывом на срочную службу в ряды Советской Армии.

 

 Служить Василию Степановичу Жердецкому довелось в Группе Советских Войск в Германии (ГСВГ). На фоне других призывников, которые только что окончили курсы шоферов в ДОСААФ и не имели никакого опыта, Вася, вполне заслуженно, считался опытным водителем. Поэтому его определили проходить службу  в автобат групповых складов авто бронетехники, на транспортную машину «Урал – 377» с двухосным прицепом.

 

 Ездить ему доводилось много, по территории всей Германской Демократической Республики. Сами склады находились у границы  Федеративной Республики Германии, в городе Цизарь, что возле Магдебурга. В основном, Вася ездил без прицепа, но когда надо было отвезти в какое-то подразделение большой заказ, то он уже ехал туда на автопоезде.

На автобанах Германии Вася Жердецкий получил свою первую профессиональную и моральную закалку как водитель-международник, представитель СССР. Когда он возвращался порожняком назад в своё подразделение, уже доставив  стратегический груз, старший машины – офицер - не возражал, если он крепко «нажимал на гашетку».

 

 Во-первых, Жердецкий был отличный водитель – «от Бога», а во-вторых, старшему машины хотелось побыстрее попасть в расположение своей части, где его ждала семья.  А у Васи душа радовалась,  когда он на своём «Урал – 377» шёл «под сотню» по автобанам ГДР. Однажды, по дороге домой, ему встретился американский военный грузовик, идущий из Западного Берлина на ФРГ.

 

 Увидев  приближающийся сзади советский «Урал – 377» с красными звёздами, американцы, сидящие в кузове, стали «безбожно» стучать своему водителю в кабину - мол, давай, жми! Русские на хвосте! Сидящий за рулём американский сержант понял, что от него хотят, и нажал педаль  газа «до полика». Через некоторое время «Урал» поравнялся с «Фордом». Вася, чувствуя запас мощности, немного сбросил скорость, и шёл с американцами «буфер в буфер». Понял это и водитель «Форда». Он сорвал с головы  пилотку и, в знак признания Васиной победы и уважения к нему, передал её через открытое окно старшему, сидящему справа. Жердецкий нажал на газ и его «Урал» пошёл  вперёд. Сидящие в кузове «Зелёные береты» кричали от восторга. А один из них даже ухитрился сунуть старшему Васиной машины новенький, глянцевый журнал «Playboy» с очаровательными, призывно улыбающимися, полуобнажёнными девицами.

 

Это было первое «международное ралли» Василия Степановича Жердецкого и первые завоёванные им призы.
 А ещё ему запомнился этот эпизод на всю жизнь потому, что тогда – в условиях «холодной войны» - он и американские солдаты испытали такое дружеское чувство, какое испытывали их отцы, встретившись во время Второй Мировой войны здесь, в Германии, на реке Эльба.

Один раз, возвращаясь зимой из дальнего гарнизона, Вася попал в очень сильный снегопад. «Урал» шёл по снегу хорошо, но впереди на дороге образовался занос, и остановилось много легковых машин. Немцы мёрзли в своих машинах. Обмотавшись платками и шарфами, они пытались безуспешно что-то сделать. Жердецкий на своём «Урале» сначала пробил в сугробах дорогу, а потом перетащил всех, кто сам не смог проехать через этот участок дороги, в обоих направлениях, хотя на своём вездеходе он мог запросто объехать их всех по полю. Ему было приятно, что немцы искренне благодарили за своё спасение не персонально Васю Жердецкого, а простого советского ефрейтора – старшего водителя, русского человека, гражданина СССР. Это было то чувство, которое обязательно должно было быть у каждого водителя Совтрансавто, но тогда ещё Василий Степанович Жердецкий не знал, что такое Совтрансавто.

 

 Тогда ещё о многом из того, как сложится в дальнейшем его жизнь, не знал военный водитель – Вася Жердецкий.
  

Эта статья, была изначально, написана мной, для наших друзей  из СОВТРАНСАВТО

Часть - 1

 Часть 2




















1 комментарий:

  1. Дай Бог здоровья Василию Степановичу!
    С ув.Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...