четверг, 11 июня 2015 г.

«Колхида» на службе в «Совтрансавто». Часть 3.

 
Когда я первый раз сел за руль седельного тягача «КАЗ – 608В», предыдущий хозяин которого меня уверял, что машина в полном порядке, я еле «ловил» дорогу, отчаянно вращая руль то вправо, то влево. Проехав от нашего гаража до ГАС ( грузовая автостанция) где-то 2 - 3 километра, я развернулся и поехал обратно в предприятие.



Механик – контролёр на воротах АТП, внимательно меня выслушав, заявку на ремонт рулевого механизма выписывать отказался, мотивируя  это тем, что для «Колхиды» это нормальное явление. И это было чистой правдой! На новых машинах, только пришедших с завода, было то же самое.  

Ещё одним слабым местом «Колхиды» был двигатель – он сильно грелся.  Тормоза на «КАЗ – 608В» были слабые. Передачи включались с трудом – без привычки трудно было найти нужное положение рычага для их включения.

 Замок на кабине, предохраняющий её от самопроизвольного опрокидывания, то не открывался вообще, когда надо было поднять кабину, то открывался сам в неподходящий момент – во время движения. Рама была слабая и трескалась в районе сцепного устройства. Слабое было и само сцепное устройство. Его плита была не литая, а штампованная из листового металла, она тоже гнулась и трескалась.
Шоферы, которые работали на «Колхидах» постоянно и получали эти машины новыми, в течение 2-х месяцев (это было официально разрешено) доводили их «до ума».

Начинали с рулевого управления – разбирали передние ступицы, выбивали шкворневые пальцы и меняли в цапфах чугунные шайбы, идущие с завода, на опорные подшипники, которые подбирали сами, и ставили пыльники. Все заводские стальные втулки, под «пальцы» рулевых тяг, меняли на латунные. Сами регулировали золотники и зазоры рулевого механизма.

После этого они ездили уже спокойно, держа руки на руле. Тормоза на тягаче «КАЗ 608В» тоже были очень важным моментом, потому что обезличенные – «плечевые» полуприцепы  или слабо тормозили, или вообще не тормозили. Поэтому водители, вместо передних и задних «родных» тормозных камер, ставили МАЗовские, у которых было намного больше усилие. Ещё меняли, при возможности, задний мост - на ЗИЛовский. У него были значительно шире тормозные барабаны и редуктор «бегунок», с которым «Колхида» становилась намного резвее и экономичней. С такими тормозами уже можно было удержать гружённый «ОдАЗ» на сухой дороге.

Раму усиливали стяжками, а под  плиту седельного устройства приваривали уголок, для жёсткости. Внизу переднего бампера крепили дополнительный масляный радиатор и из жести делали воздушный заборник, для лучшего охлаждения двигателя. На кулисе меняли все втулки, тоже на бронзовые, убирая люфты, после этого передачи включались намного лучше. Чтобы замок кабины нормально работал, на заднюю опору кабины ставили резиновые подушки, которые сами изготавливали из отбойников передних рессор. В кабину ставили дополнительный отопитель.

Несмотря на свои недостатки, в СССР «Колхида» выполняла огромные объёмы перевозок. Мне встречались разные  «Колхиды». Были и такие «переделки», которые не уступали лучшим образцам отечественного автопрома, на которых шоферы колесили по всему бескрайнему Советскому Союзу, зарабатывая очень хорошие деньги.
У нас в предприятии тоже были «Колхиды», которые ходили «сквозняком» - то есть без перецепки от грузоотправителя к грузополучателю. Когда закончился мой срок отбывания трудовой повинности на «КАЗ – 608В», в автоколонне чуть ли не драка была, кто возьмёт мою машину, так я её сделал. Благодаря своим недостаткам, в которых нельзя винить только грузинских автостроителей, потому, что многие запчасти с завода ЗИЛ к ним поступали некондиционные, «Колхида» стала объектом насмешек, ей давали обидные клички и рассказывали анекдоты. Меткие на клички и острые на язык шоферы называли эту машину:
«Колхида – Панихида», «Месть за Сталинград»  (после того, как город Сталинград переименовали в Волгоград), «Цирковая лошадка»  (за её выбрыки), «Подгорный тягач» (хорошо едет только с горы), «Грузинское чудо – русское горе».
Были и такие пословицы: «Курица не птица. Болгария не заграница. «Запорожец» не машина.  «Колхида» — не тягач» «Страшнее тигра или рыси только автомобиль из Кутаиси». У нас в Одессе говорили так – «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на «КАЗе» не работал, тот не знает горя».
Рассказывали такой анекдот:
«Русский шофёр встретился со своим грузинским коллегой, и жалуется  ему:
- Слушай, что это вы за машину сделали?! С горы скорость - сто, а на гору - тоже сто, только не километров, а градусов - температура двигателя!
Тот   его, в свою очередь, спрашивает – А, что ты на ней возишь?
-Как, что вожу? Лес вожу. Бетонные блоки вожу. Кирпич вожу. Металлический лист вожу.
Грузин услышал когда про металлический лист, сразу оживился
– О! Правильно. На ней и надо лист возить, только не металлический, а лавровый и чайный!».
Юмор – юмором, а «Колхида» машина известная и в «Совтрансавто» сыграла тоже не последнюю роль. Того, кто пришёл на международные перевозки с «Колхиды», испугать какими-то трудностями было уже не просто. Правда, и возвращаться на неё не все желали. Автоколонна плечевых  перевозок, в основном, комплектовалась из водителей, мечтающих о работе в «Совтрансавто» и штрафников. Постоянный костяк колонны был небольшой. Над всеми международниками перспектива работы на «Колхиде» висела, как «дамоклов меч». И, надо отметить, что работало это довольно эффективно. Прежде чем что-то учудить, у большинства софиков, как мираж, перед глазами всплывала «Колхида». Большинство после этого «остывали»  и глупостей не делали.

Ещё, автоколонны плечевых  перевозок, в которых работали «Колхиды», и грузовые автостанции, явились прародителями тех логистических и складских терминалов,  которые сейчас созданы и успешно работают на базе крупных предприятий «Совтрансавто».  
В завершение хочу сказать, что любую машину надо любить, и она вам будет всегда отвечать взаимностью.  Пример тому - «КАЗ – 608В» моего товарища Александра Глибко. На своей «Колхиде» он прошёл 800 тысяч километров с «родными»:  двигателем, задним мостом и КПП. Фотографии этого легендарного автомобиля у нас в этой статье - как заглавные.  Думаю, он на нём ездил бы до сих пор, если бы в 1986 году их не забрали на ликвидацию последствий аварии, на Чернобыльской АЭС. Эти фотографии сделаны именно там, именно в то время. Машину пришлось оставить в пределах закрытой – радиоактивной зоны.
 
Там она и «умерла». Друг мой жив. Дай Бог ему здоровья! Хочется верить, что жива и здорова очаровательная женщина, которая позирует на фоне «КАЗ – 608В», и которую я назвал – «Мисс Колхида».

Эта статья, написана мной, по просьбе наших друзей из  Совтрансавто

Часть - 1

Часть - 2

6 комментариев:

  1. Я добавлю еще одну версию анегдота про Колхиду, но она более краткая:
    Когда встретились грузинский и русский водитель и русский начал жаловаться на машину, то грузин потом заявляет: "Мы на нэй чай возым, а вы плиты". Вот поэтому еще ее называли - машина для перевозки чайного листа.
    В Пензе долгое время мне встречалась очень необычная Колхида-одиночка, жаль фото нет. Единственное наверное родное и узнаваемое была только кабина и диски колес; двигатель -дизель, задний редуктор - RABA с автобуса ЛАЗ. Вообще эта машина, про которую я рассказываю, была очень оригинальна и красива, и однозначно была подготовлена и использовалась для дальних рейсов. В середине 2000х я ее уже перестал видеть.
    С ув.Роман г.Пенза
    Р.S Николай Федорович, насколько мне известно, вы ездили не только на грузовиках, но и на автобусах, я думаю всем было бы интересно узнать про службу в СОВТРАНСАВТО и автобусов. Уверен, что СОВТРАНСАВТО не ограничивалось только грузовыми перевозками.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуй Роман!
    Рад тебя видеть на нашем блоге!
    Насчёт автобусов ты абсолютно прав, у меня с ними действительно связан не малый отрезок жизненного пути..... Следующая публикация этой рубрики будет - "Икарус на службе в Совтрансавто".
    Эта статья уже написана и опубликована на официальной странице Совтрансавто в Фейс буке https://www.facebook.com/Sovtransavto

    ОтветитьУдалить
  3. Ещё была поговорка "Колхида, горный тягач, боится горы,жары и груза". Не знаю почему, но самые дерьмовые машины в СССР выпускали на "югах" в Ереване и в Кутаиси. Самому (бог миловал) работать на них не пришлось,но какие они были, видел. Помню была у нас дорожно- строительная организация, все восьмидесятые там не было ни одной новой машины, один хлам который списывали из армии в народное хозяйство. И тут в канун 1992 года им "привалило счастье" в виде 8 новых самосвалов Кутаисского завода последней разработки. Полноприводные, с "обезжиренными" камазовскими движками(где их делали, не знаю, больше я их нигде не видел, но на клапанных крышках написано было "Камаз") . По случаю,довелось посидеть за рулём этой чудо техники, подобного, за всю мою без малого 30-летнюю карьеру,не встречал. Рычаг переключения передач находился сзади, навроде "шишиги",но скорости включались вверх-вниз, педаль сцепления выжималась по дуге слева сверху, вправо вниз. Как люди на них работали не скажу, но к августу 1992 из 8 машин на ходу осталась одна, да и то, только потому, что на ней были поменяны на мазовские, коробка,двигатель и мосты.

    ОтветитьУдалить
  4. Николай Федорович, так я ни куда и не пропадал ;) , всегда по возможности читаю все статьи.
    С ув.Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  5. Большое спасибо Николай, что вспомнил о "КОЛХИДЕ". Очень тебе благодарен. Да, я согласен с тобой, что многие водители её боялись. Но после доводки и переделки эта машинка могла посоревноваться с "КАМАЗОМ". Я на ней тягал в среднем от 12 до 18 тонн. А пару раз даже "КЁГЕЛЬ". Единственная проблема, устал варить раму. Просил дать другую, со списаной машины, не дали. И всё таки, нет хреновых машин, а есть хреновые водители. Машину нужно любить как живую, пожалей её один раз, она тебя выручит и спасёт 10 раз.
    Николай, очень прошу, ты написал что опубликовал фотографию моей "КОЛХИДЫ", но фотографии нет, опубликуй пожалуйста эту фотографию. Заранее благодарю.
    С Уважением Александр.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, посмотри внимательно весь репортаж, там твоя легендарная "Колхида" два или три раза фигурирует.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...