суббота, 10 мая 2014 г.

История Совтрансавто - Вахтанг Георгиевич Ростомашвили. Ч – 5.


 - Вахтанг Георгиевич  я знаю, что вы до сих пор работаете за рулём. С 1957 года, когда вы в ДОСААФ получили водительское удостоверение шофёра – профессионала прошло 57 лет. Будем идти на побитие рекорда Александра Николаевича Бучина?
- Ну, с Бучиным меня конечно нельзя сравнивать. У него за плечами была война, послевоенная служба и лагеря…   Один Бог знает, что нас ждёт впереди. Я могу сказать только то, что пока у меня будут силы и будет позволять здоровье, я буду работать. Сейчас, я как никогда стал понимать Бучина. Многие ребята удивлялись – чего это дядя Саша ещё работает?!  Чувство востребованности и сопричастности к полезному делу очень помогает сохранять бодрость души и тела. Помогает сохранить  энергичность  и цель в жизни. Ну, и, конечно же, любовь к рулю… 
Я сейчас работаю  на микроавтобусе в роддоме. Ты не представляешь, как мне приятно возить будущих мамочек с животиками, в которых зарождается новая жизнь. Ты даже не можешь представить, как мне приятно потом наблюдать, как они покидают наш роддом уже с маленькими человечками – мальчишками и девчонками, на руках.
- Вахтанг Георгиевич, как складывалась ваша работа после закрытия в Одессе Совтрансавто и в каком году вы сошли с международных маршрутов?
- Сначала хочу тебе ещё один случай  интересный рассказать связанный с Бучиным.  Я тогда только получил новый «Mercedes-Benz L2232S», через некоторое время еду в Москву. Созвонился с Александром Николаевичем, и мы договорились с ним, встретится у него в предприятии (ПАМС). Заехал я к ним в гараж поставил свой Мерседес. У них тогда можно было и машину поставить  и комнаты отдыха были для иногородних водителей. Спрашиваю – «Где Бучин?». А мне говорят он на загрузке. Скоро будет. Ну, я стою на воротах жду его. Смотрю Александр Николаевич заезжает на «МАЗ – 504В» в гараж. А тут как раз мимо меня идёт директор ПАМСа – Федулов. Мы с ним поздоровались, и я ему говорю – «Скажите мне, пожалуйста – вам не стыдно, что Бучин – гордость всего Совтрансавто СССР, на МАЗе ездит, а молодые пацаны на новеньких Мерседесах работают?! Если вы не можете найти для него в своём предприятии Мерседес, заберите мой и отдайте этому Человеку!». Он мне тогда ничего не ответил, но при нашей следующей встрече,  Бучин уже был на новом автомобиле - «Mercedes-Benz L2232S». Уж не знаю совпадение это, или я им просто напомнил о том, о чём они почему-то забыли, и о чём забывать не следует!
   
Территория  Совтрансавто - Одесса 2005 год.
Наш гараж начало будоражить ещё до распада СССР. В 1985 году к нам в предприятие пришёл новый директор – Виктор Михайлович Черноиваненко.  Знающий автомобилист и опытный  администратор. Он довольно энергично приступил к работе, но результат оказался противоположный тому, что мы  ожидали.  В это же время в Ворошиловграде, на базе такого же как у нас межобластного авто предприятия магистральных сообщений было организован мощный филиал «Совтрансавто – Ворошиловград», ныне Луганск. Со старта они получили около сотни новеньких автопоездов  «Volvo  F-12» в основном с рефрижераторными полуприцепами. Изначально это предприятие стратегически планировалось  для эстафетных перевозок из Европы на Иран. Эстафетные перевозки, это утопия. Но руководству было виднее. Совсем не понятно было то, что через год в главке было принято другое решение – приостановить работу всех украинских филиалов Совтрансавто  (кроме Ворошиловграда) в связи с их географической и экономической нецелесообразностью. В Одессу пришло указание передать все наши Мерседесы в «Совтрансавто – Ворошиловград». Я сдал свой Мерседес, а через некоторое время получил новую «Шкоду» -  «LIAZ 110» с рефрижераторным полуприцепом  «ALKA N13CH».
 Работу я эту хорошо знал. А  такой автопоезд после Мерседеса мне казался «Жигулями». Конечно «LIAZ 110» это не «Mercedes-Benz L2232S», но тоже машинка очень не плохая. Шофера её ласково называли – Луиза. И снова поехал я, с дарами полей, садов и огородов по бескрайним просторам СССР. Ездил  в основном на Грузию и Среднюю Азию. Через год, в 1987 году наше автопредприятие опять возобновило работу на международных перевозках в составе Главного управления Совтрансавто.  После распада СССР одесский филиал Совтрансавто трансформировался сначала в «Укртранс», а потом в «Одестрансавто». К тому времени я уже получил Volvo FH – 12 и продолжал работать на ней до 2003 года, выполняя международные перевозки. 
В 2003 году на выгрузке в итальянском городе Вероне, я поскользнувшись, упал с полуприцепа и получил серьёзную травму – перелом тазобедренной кости.  Итальянцы сделали мне операцию, дай им Бог здоровья, я ещё немного полежал у них в больнице, а потом наши ребята забрали машину и меня вывезли домой. Это и был мой последний рейс.
- И так Вахтанг Георгиевич, только на международных перевозках вы отработали ровно 30 лет!
- Получается, что так.
- Расскажите, пожалуйста, сталкивались ли вы, работая в Совтрансавто  с какими-то провокациями, направленными против  вас лично, других наших экипажей и СССР?
- Нет. С такими случаями я ни разу не сталкивался, если не считать того, что часто на большие паркинги, где собирались дальнобойщики многих стран, приезжали миссионеры – представители различных религиозных направлений.  Они раздавали нам свою пропагандистскую литературу. Чтобы их не обидеть мы благодарили их,  литературу брали, а потом оставляли там же, аккуратно положив  на скамейку или стол. Пусть себе читают те, кому это интересно.
- Вахтанг Георгиевич  известны ли Вам такие случаи, когда кто-либо из водителей Совтрансавто оставался за рубежом – в капиталистических странах, или пытался это сделать?
- Нет. Мне неизвестен ни один такой случай! Их просто не было. Если бы такой, хоть один случай имел место я бы об этом знал.

- Скажите, что по вашему самое страшное в нашей работе?
- Самое страшное это когда гибнут люди. Остальное всё ерунда, против этого! Мы с напарником попали как-то в страшную автокатастрофу, на территории ФРГ. Ехал я тогда на «МАЗ – 504В». Стало темнеть. Туман. Моросит дождь. До границы с ГДР оставалось 50 километров и тут вдруг: удар, толчок, скрежет, грохот. Я сначала подумал, что мы полуприцеп потеряли… Оказалось что это нас сзади догнал Мерседес сцепка, гружённый под завязку пивом.  После этого начался кошмар. Машина, за машиной стали врезаться в стоящий сзади нас автопоезд. Некоторые доставали и нас. Сбили моего напарника. Потом выяснилось, что в этой катастрофе участвовало более сотни различных автомобилей.
- Да… врагу такого не пожелаешь. Я сам испытал это на себе. Ну, а что самое приятное на ваш взгляд в нашей работе?
- Я думаю, что возможность общаться с самыми разными людьми в самых разных странах, знакомится с их культурой, бытом, обычаями, заводить друзей. Приятно также осознавать, что ты представляешь свою страну и по тебе, и твоему поведению складывается представление о ней. Это не только приятно, это ещё очень ответственно!
- Вахтанг Георгиевич, вы хорошо знаете и Мерседес и Вольво, если бы вас сейчас поставили перед выбором - получить для работы Мерседес или Вольво, какой из этих знаменитых автомобильных брендов вы бы предпочли?
- Вольво – Не задумываясь,  ответил  Патриарх дальнобоя – Вахтанг Георгиевич Ростомашвили.
- Вахтанг Георгиевич, чтобы вы хотели пожелать молодежи, которая хочет связать свою судьбу с дальнобоем?
Справа от Вахтанга Георгиевича сидит его старый напарник и друг,  ветеран Совтрансавто - Одесса, Олег Иванович Кучеренко.  Ростомашвили обнимает его внука Сашу Кучеренко.
- Главное это всегда, при любых обстоятельствах оставаться Человеком! Будешь Человеком и специалистом станешь хорошим, и жизнь проживёшь достойно.
- Ну и последний вопрос -  Дальнобой вспоминаете?
- Нет. Не вспоминаю. Он мне по ночам снится!
Время пролетело быстро за интересной беседой. За окном стемнело. Я стал собираться.  Гостеприимный хозяин налил мне ещё рюмку своего жидкого янтаря «на посошок».
На прощание, я вручил ветерану модель Мерседеса в цветах Совтрансавто и маленький золотой значок в форме английской буквы «S» которые я привёз  из Москвы. 
Взял наполненную рюмку и сказал:
– Вахтанг Георгиевич, желаю тебе от всех ветеранов и ныне действующих сотрудников Совтрансавто: Здоровья, Кавказского долголетия, Счастья, Любви, Уважения, Благополучия и Мира!
PS Вахтанг Георгиевич Ростомашвили скромный человек, поэтому я хочу добавить, что его портрет около десяти лет не сходил с Доски Почёта Главного управления Совтрансавто в Москве.


Часть - 1

Часть - 2

Часть - 3 

Часть - 4

Друзья блога бывалого дальнобойщика - Совтрансавто



6 комментариев:

  1. Здоровья Вахтангу Георгиевичу, здоровья. здоровья и еще раз здоровья.
    А Вам, Николай Федорович - спасибо за интереснейшее интервью.
    С ув.Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Саченко11 мая 2014 г., 0:26

    Спасибо Вахтангу Георгиевичу, спасибо Вам, Николай Федорвич! Может еще одно интервью сделаете? Ведь Вахтангу Георгиевичу есть что порассказать. А читать очень интересно - кто сейчас такое расскажет? Ведь это уже история.

    ОтветитьУдалить
  3. Да я с удовольствием... Особенно если учесть то, как интересно и полезно это интервью у нас проходило... И хачапури поел...И чачи выпил... И вина грузинского... И с другом пообщался...
    Вот только Вахтанг Георгиевич долго не соглашался. Еле я его "раскрутил". Не знаю, что из этого получится, но попробую обязательно. Тем более, что он совсем недавно приглашал меня к себе в гости...

    ОтветитьУдалить
  4. Елена Саченко11 мая 2014 г., 10:52

    А Вы ему скажите, что народ требует продолжения :)

    ОтветитьУдалить
  5. Доброго времени суток! Интересно, жаль про машины мало рассказал. Тягачи LIAZ-110 как очень быстро исчезли с трасс в начале 1990-х после развала СССР. Видимо с запчастями к ним были проблемы и они в скором времени оказывались у забора АТП. Можно было при капремонте "впихнуть" на 110-й двигатель ЯМЗ или КамАЗ-740?

    ОтветитьУдалить
  6. Кирилл добрый день!
    Это интервью и про машины, и про людей, и о их работе. Так, что в его рамках особенно много уделять время машинам было бы неправильно. О машинах мы рассказываем отдельно. В блоге уже были статьи: "Вольво на службе в Совтрансавто", "МАЗы на службе в Совтрансавто", теперь на очереди - "Мерседес на службе в Совтрансавто", "Колхида на службе в Совтрансавто" и "Шкода на службе в Совтрансавто". Так, что заходи в гости и читай.
    А Шкоды у нас до сих пор ездят. Не много правда, но ездят.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...