четверг, 17 апреля 2014 г.

История Совтрансавто - Вахтанг Георгиевич Ростомашвили

   
   В канун семидесятипятилетнего юбилея, я посетил своего коллегу и друга, ветерана Совтрансавто  – Вахтанга Георгиевича Ростомашвили.  Хочу здесь, для наших  читателей, пересказать  беседу, которая произошла у нас  на квартире ветерана, в домашней обстановке  и дружеской атмосфере за его столом. Радушный хозяин достал из заначки бутылку чачи, собственного  производства и начал накрывать на стол, не обращая внимания на мои категорические возражения. Грузины вообще отличаются своим гостеприимством, а Вахтанг Георгиевич особенно. Он из категории тех людей, которым доставляет удовольствие угощать и помогать.
- Вахтанг Георгиевич, мы с вами знакомы уже много лет. Вместе работали в Совтрансавто – Одесса. Много раз встречались и в своём гараже, и в самых разных городах СССР, и за рубежом. Вы дальнобойщик «до мозга костей». Вы один из тех, кто первым начинал работу на международных перевозках в системе Главного Управления Совтрансавто СССР. Сегодня мне хочется рассказать о вас как ветеранам и опытным водителям, так и молодежи, которая только мечтает стать на эту нелёгкую тропу или начинает свой трудовой путь водителя – дальнобойщика.  Многое, я о вас знаю. Многое происходило на моих глазах. Много раз мы с вами беседовали в производственной обстановке, но такая беседа у нас первая. Поэтому  вы не удивляйтесь некоторым моим вопросам – «мол, чего спрашиваешь – сам ведь всё знаешь». Я-то знаю, но, во-первых не всё, а во вторых мне хочется, чтобы это узнали и другие. Думаю, что это им будет, не только интересно, но и полезно…  
    Сначала Вахтанг Георгиевич отнекивался, но потом не выдержал моего «давления» и неохотно согласился.
Для начала, я выпил рюмку янтарной чачи, от которой дух захватило, закусил хачапури и махнул рукой, как на ралли.
- Ну, что? Поехали Вахтанг Георгиевич?! – Вахтанг улыбнулся и в знак согласия кивнул головой
- Поехали дорогой.  Поехали!
- Вахтанг Георгиевич вы родом из старинного грузинского города Гори. Расскажите о своей семье и о том, какими ветрами вас занесло в Одессу.

 - Да, ты абсолютно прав. Я родился в Гори. В 1938 году, забрали в Красную Армию моего отца -Георгия Сергеевича Ростомашвили, тогда началась советско - финская  война и по всей стране шла серьёзная мобилизация. На прощание отец поцеловал мою маму – Любу и старшую сестру - Дарико, а в феврале 1939 года появился на свет я. С отцом мы встретились только в мае 1946 года, когда он, после службы,  демобилизовался в запас. Жили мы без отца очень тяжело – в голоде и в холоде…  Да как вся страна! Слава Богу, добрые люди помогали. Наш великий земляк Иосиф Виссарионович Сталин, никому поблажек не делал!
Гори. Дом - музей Иосифа Виссарионовича Сталина.  Вахтанг Георгиевич Ростомашвили (крайний слева).
Последний директор Совтрансавто - Одесса Черноиваненко Виктор Михайлович (крайний справа).

Мы не были исключением тоже, хотя в нашем городе его просто боготворили. Кстати, мой дедушка - Серго в юношестве дружил с Сосо Джугашвили, так тогда звали Иосифа Сталина. Недалеко от родительского дома находилась духовная семинария, в которой он когда-то учился. Когда отец вернулся, стало легче. Но закалку, "с пелёнок", я получил тогда крепкую. 
   Вахтанг Георгиевич задумался на секунду, вспоминая что-то, потом улыбнулся и продолжил – Знаешь, о чём я тогда больше всего на свете мечтал? Не вкусно покушать. Не получить какую-то игрушку. Я мечтал о том моменте, когда вернётся с фронта мой отец. Много раз я представлял нашу встречу. Представлял, как меня подхватят его сильные руки и подкинут высоко-высоко вверх, над собой. А потом я его крепко обниму за шею, прижавшись к его колючей щеке, и уже никогда от себя не отпущу….
Мне повезло, мой отец живой вернулся домой. Многим моим сверстникам такое счастье не выпало…

- Вахтанг Георгиевич, кто привил вам любовь к автомобилям?
- Наверное, все мальчишки любят машины. А у меня по соседству жил осетин Шакро – Захар на русском  языке. Я дружил с его сыном Зауром. Шакро работал шофёром. Когда мне было девять лет, он получил американский грузовик «Студэбейкэр». На нём он ездил в Тбилиси, Кутаиси, Батуми… В общем он мне тогда казался самым крутым дальнобойщиком на свете. 

Со своих поездок он часто привозил нам гостинцы – то кабан ночью попадёт под колёса машины,  то косуля. Пока шла война, и люди убивали друг друга, особенно охотиться было некому, и на Кавказе развелось много разной дичи. А однажды он привёз маленького медвежонка! Мы так его полюбили, что не отходили от него ни на шаг. Медвежонку нравилось с нами играть, и он стал совсем ручной, бегал за нами как собака. Когда он вырос, пришлось его отдать на местный пивзавод. Там для него соорудили специальный вольер, где он и жил потом много лет.
Но самое главное заключалось в том, что дядя Шакро, возвращаясь после рейсов домой, ездил на берег реки Большая Лиахви, это приток Куры. Там он знал брод, загонял туда машину в воду и мыл. Конечно же, когда была такая возможность, он брал с собой меня и Заура. Мы помогали ему мыть его «Студэбейкэр» и были от этого безмерно счастливы. По дороге домой дядя Шакро рассказывал нам об автомобилях и давал каждому немного покрутить руль. Вернее даже будет – подержаться за руль, крутил его он сам. А вот когда мы подросли, он уже по-настоящему учил нас ездить. Ну, а дальше у меня было всё как у миллионов других ребят Советского Союза –  окончил среднюю школу.

В ДОСААФ получил профессию шофёра, благодаря дяде Шакро учиться мне было легко, и я считался отличным курсантом. Потом пошёл на службу в ряды Советской Армии. Служить мне довелось в погранвойсках на иранской границе. Часто ездил в командировки в другие гарнизоны. Хотел даже стать кадровым офицером, но не сложилось. Демобилизовавшись из армии, решил поехать в Одессу учиться. В Одессе, я поступил в технологический институт холодильной промышленности. Только учится я себе позволить не мог, средства не позволяли, поэтому я пошёл работать водителем в Спец Авто Базу (САБ), сейчас это номерное АТП 2211. В этом предприятии были разные грузовики, были и автомобили, которые работали с рефрижераторами на междугородних  перевозках. Первый мой грузовик был старенький «Астра – Фиат», ещё из тех, которые итальянцы начали выпускать в 1946 году, переделывая военные автомобили для гражданских нужд. Потом были другие автомобили, пока не исполнилась моя мечта, и я не получил семьсот шестую Шкоду с рефрижераторным  полуприцепом.

 Друзья блога бывалого дальнобойщика     -     Совтрансавто


7 комментариев:

  1. Елена Саченко18 апреля 2014 г., 0:40

    Николай Федорович и Вахтанг Георгиевич, спасибо за интереснейшее интервью! За историей жизни одного человека стоит история жизни всей страны. Ждем продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. Николай Федорович, я как понял - будет продолжение?
    Вахтангу Георгиевичу - здоровья!
    С ув.Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  3. Дорогой Николай Федорович!Огромное спасибо за эту публикацию.Я давно искала на просторах интернета Вахтанга Георгиевича Ростомашвили.Моя мама его старая знакомая из Гори,и она очень долго не знала о нем ничего.А тут такой замечательный репортаж!
    Мы были бы очень благодарны ,если бы вы могли передать Вахтангу Георгиевичу мой e-mail. Violin170@yahoo.com
    С уважением Жукова Наталия.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте Наталья!
    Мне очень приятно, что наш блог работает и приносит такие полезные плоды!
    Обязательно, в ближайшее время, передам Ваш e-mail Вахтангу Георгиевичу.
    Всего Вам наилучшего!
    С Ув,
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  5. ВАЛЕРИЙ 49 ЛЕТ ВОДИТЕЛЬ ЧЕЛЯБИНСК 16 10 2016Г ХОЧУ КУПИТЬ ВАШУ КНИГУ ПОДСКАЖИТЕ КАК ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ БЛОГ БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА СТАТЬИ

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо вам за добрые слова Валерий!
    Напишите мне на combatkolya@i.ua и я вам всё объясню насчёт приобретения книги.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...