вторник, 22 апреля 2014 г.

История Совтрансавто - Вахтанг Георгиевич Ростомашвили Ч - 2.

                                                           
- Вахтанг Георгиевич, какая работа у вас была на автомобиле «Škoda-706»?
- На седельном тягаче   «Škoda-706»  я работал с рефрижераторным полуприцепом «Alka». В бытность СССР, работу на межгороде, смело можно прировнять  по своей масштабности к самым серьёзным нынешним,  международным перевозкам. Работа с рефрижераторным полуприцепом имеет свою специфику, это в основном перевозка скоропортящегося товара – продуктов питания, поставщиком которых, в основном являлась Украина, Молдавия и некоторые другие Союзные Республики СССР. 

Наша – одесская область, представляющая юг Украины,  всегда производила массу конкурентных товаров,  большинство, из которых были продукты питания: консервы, вина, коньяки, фрукты, овощи, колбасы.  Дополнительно масса грузов, для всех городов СССР, приходила в морские порты Одессы и Ильичевска это были плоды цитрусовых культур, чай, кофе и ещё много -  много чего.  Мне даже трудно перечислить сейчас весь спектр грузов, которые приходилось возить. Часто бывали случаи, когда в начале сезона уборки урожая, наши машины прикомандировывались к определённым совхозам и колхозам, из которых они вывозили товар в центральную часть России и западную Сибирь.  Там они работали вплоть до окончания сезона, поздней  осенью. Настоящие рачительные хозяева своих сельхоз предприятий, из числа директоров совхозов и председателей колхозов были прямо заинтересованы в том, чтобы их продукция как можно раньше попала в магазины, на овощные базы и рынки страны. Объяснялось это просто – чем раньше привезёшь товар, тем выше цена и меньше потери на естественную убыль во время транспортировки и хранения на полях.  Много грузов шло на нашу столицу – Москву. 

Работа была очень интересная,  доходная, но в тоже время и очень напряжённая. Например, чтобы доставить груз клубники или черешни из-под Одессы в Ленинград, на расстояние 1800 км., нам обычно давали сутки, максимум 36 часов  времени.  Каждый наш водитель старался  надёжно подготовить свой автопоезд к этому сезону. Именно поэтому у нас была пословица – «Не заработаешь в майке, в фуфайке не заработаешь». Наши заказчики – сельхоз работники уважали и ценили дальнобойщиков. Некоторые председатели, чтобы их отблагодарить,  вопреки существующим тогда законам, давали на каждую ходку десяток, другой «премиальных» ящиков своей продукции для водителя. Это была довольно ощутимая добавка к той заработной плате, которую мы получали в своём гараже. Также эти деньги шли на ремонт и техническое обслуживание автопоездов вне автопредприятия.
- Вахтанг Георгиевич, а как же всё-таки вы попали в Совтрансавто? У вас была интересная, хорошо оплачиваемая работа, дружный коллектив, я по себе знаю как водителю – дальнобойщику тяжело покинуть «насиженное» место.
- О! Это очень интересная история. Началась она в 1969 году когда к нам в авто предприятие пришёл замечательный грузинский кинорежиссёр Самвел Гаспаров. 

Его пригласили на Одесскую Киностудию снимать художественный фильм о работе и жизни водителей – дальнобойщиков "Рейс первый - рейс последний". Самвел Гасаров искал тогда, для съёмок этого кинофильма, три автопоезда.  Выбор его остановился на  автопоездах «Škoda-706»  с двенадцати тонными   открытыми полуприцепами  «МАЗ-5215» с деревянной бортовой платформой на лонжеронной раме. У нас – среди шоферов, такие полуприцепы называли «шаланды». Ну, ты наверное сам это знаешь и помнишь.

По сценарию, колонна в составе трёх автопоездов, везёт спортивные машины из украинского города Одессы в столицу Грузии – Тбилиси.  

Большинство сцен  предполагалось снимать на Кавказе. Меня вызвал к себе директор нашего гаража и предложил принять участие в съёмке, в качестве водителя – дублёра главных героев этой кинокартины. 

В этой командировке я был два года с 1969 по 1972. В 1972 году была закончена съёмка всех основных сцен, где принимали участие наши автопоезда.  Время пролетело быстро. Нам тоже передавалась творческая атмосфера, царящая на съёмочной площадке, она создавала, даже  нам  – не артистам и не работникам искусства,  неповторимый душевный подъём и доставляла удовольствие от проделанной работы. 

Кроме этого, в перерывах между съёмками, я имел возможность ездить в Гори, чтобы проведать своих родителей и старшую сестру Дарико. Она до сих пор живёт в Гори и работает там директором средней – общеобразовательной школы.  Много раз, пока обрабатывался отснятый материал, мне  доводилось ещё ездить в Одессу, чтобы подвозить с нашей киностудии всё необходимое для творческого процесса.
- Вахтанг Георгиевич,  я очень хорошо помню фильм  "Рейс первый - рейс последний". Совсем недавно я его просматривал ещё раз. Спустя много лет, я получил от этого такое же удовольствие, как и много лет назад, когда посмотрел его первый раз молодым человеком. Кстати этот фильм во многом определил и мою дальнейшую судьбу. Спасибо вам за это! Интересно, на какой машине вы были в этом фильме, и кто по сценарию фильма на ней «ехал»?
- Я уже говорил, что на моей машине «ехали» главные герои фильма – старый, опытный дальнобойщик – ветеран войны по кличке «Хорх», который делал свой последний  рейс. 

Он должен был отстажировать  молодого водителя, передать ему свой автопоезд и уйти на заслуженный  отдых. Играл его замечательный советский артист Сергей Плотников.  

В роли его молодого напарника-стажера снялся Юрий Кузьменко.

Кстати Юрий Кузьменко тоже «заразился» дальнобоем и спустя почти 26 лет, после съёмок нашего фильма, стал режиссёром известного сейчас телевизионного сериала «Дальнобойщики».
Когда, после окончания съёмок, я вернулся в Одессу, меня поставили в известность, что нас вместе с машинами переводят в другой автопарк. Как раз в это время коллеги мне рассказали, что в Одесском Межобластном АТП Магистральных Сообщений 12868 планируется создание филиала Совтрансавто СССР и для этой цели уже подбирают водителей. 

Без долгих раздумий, я пошёл к руководству этого предприятия, поговорить насчёт работы. Я тогда подумал так, что если уже довелось начинать на новом месте всё сначала, значит надо начинать всё по-новому,  включая работу. Сама судьба так распорядилась... Они проверили все мои документы и после собеседования, дали добро. А в начале 1973 года, я уже поехал в свой первый международный рейс.
- Вахтанг Георгиевич, а с какого года одесситы вообще начали ездить заграницу в составе Совтрансавто? Я Вас спрашиваю об этом потому, что сам пришёл на работу в наше АТП, в 1979 году.
- Одесситы начали выполнять международные рейсы с 1972 года. Так, что я поехал за рубеж, от нашего предприятия, не первый, но в первом числе среди тех, кто начинал эти перевозки.
                                                               

                          Часть - 1

 Друзья блога бывалого дальнобойщика - Совтрансавто


4 комментария:

  1. Жемский Михаил г Геленджик24 апреля 2014 г., 15:27

    Здорово Николай Фёдорович как ваши дела здоровье . Статья просто супер ШКОДА 706 машина легендарная у нас старые водители её любя вываркой называют за форму кабины .Огромный привет от всего нашего семейства

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Миша!
    Всем привет!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемый Николай Фёдорович!!! Спасибо огромное за интереснейший блог и информацию в нём! Ваши статьи о работе Мазов и Вольво в Совтрансавто в высшей степени интересны и рядовым читателям!!! Очень хотелось бы в скором времени увидеть в Вашем блоге такую же статью о Škoda-706. Автомобиль достойный исторической памяти!!! С уважением Андрей Носаль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте Андрей! Спасибо и вам на добром слове...
      С Рождеством вас!
      В ближайшее время вы увидите в нашем блоге статью "Колхида на службе в Совтрансавто" и "Икарус на службе в Совтрансавто", а после их, будет статья "Škoda на службе в Совтрансавто".
      Всего вам наилучшего!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...