четверг, 12 декабря 2013 г.

Валютное обеспечение водителей Совтрансавто СССР. Ч-1




Один наш читатель,  как-то случайно нашёл в архиве своего родственника - , бывшего водителя «Совтрансавто», товарные чеки Всесоюзного объединения «ВНЕШПОСЫЛТОРГ СССР» и попросил меня рассказать, что это такое. О чеках отдельно рассказывать особо нечего, поэтому, я решил несколько расширить тему и назвать её «ВАЛЮТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ СОВТРАНСАВТО». Думаю, что эта тема будет интересна не только для молодого человека интересующегося историей Совтрансавто, а и для многих опытных автомобилистов тоже.
   Водители Совтрансавто, выполнявшие международные перевозки, делились на две основные категории – выполняющие доставку грузов автомобильным транспортом в страны Социалистического лагеря – СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) и в Капиталистические страны. Соответственно делилась на две категории и валюта, которая выдавалась транспортным рабочим и служащим Совтрансавто. Это была свободно конвертируемая валюта (разных категорий) и не конвертируемая валюта. Не конвертируемой валютой являлась валюта Стран Социализма, то есть их национальная валюта, не принимающаяся к свободному обмену банками других стран.
   Перед выездом в рейс,  водители Совтрансавто получали командировочные советскими рублями и различную валюту (или дорожные чеки «ВИЗА») необходимые для выполнения той или иной транспортной работы. Был и третий вариант – всю кассу выдавали долларами США или марками Западной Германии, тогда ещё была  и Восточная Германия – ГДР (Германская Демократическая Республика),  в ней тоже ходили в денежном обращении марки (восточные), но не свободно конвертируемые.
                                                                  Основные виды валют:

СЭВ
КАП
1)            Советский рубль
2)            Болгарский лев
3)            Венгерский форинт
4)            ГДР восточная немецкая марка
5)            Польский злотый
6)            Чехословацкая крона
7)            Румынская лея
8)            Югославия (СФРЮ) динар
9)            Монгольский тугрик    

1)            США доллар
2)            ФРГ немецкая марка
3)            Финляндия финская марка
4)            Шведская крона
5)            Итальянская лира
6)            Голландский гульден
7)            Франция французский франк
8)            Бельгия бельгийский франк
9)            Английский фунт стерлингов
10)         Дания датская крона
              ( также имеет хождение в Гренландии 
              и на Фарерских островах)
11)         Швейцария швейцарский франк
12)             Иранский реал
13)         Австрийский шиллинг.




   В СССР была жёсткая рублёвая зона, хождение иностранной валюты в ней категорически запрещалось! Все взаиморасчёты производились только в рублях. В свою очередь вывоз рублей из СССР был запрещён. Вывозить советские рубли водителям Совтрансавто разрешалось в количестве не более тридцати на одного человека, купюрами достоинством не более десяти рублей, с обязательным возвратом их обратно в СССР. Советская валюта пользовалась спросом на «чёрных» валютных рынках Европы, а купюра достоинством в двадцать пять рублей уже обеспечивалась золотым запасом страны. Все незаконные, валютные операции жёстко пресекались по статьям: «Незаконные валютные операции», «Подрыв экономической мощи страны» и строго карались, вплоть до высшей меры наказания. Поэтому выдача валюты и её учёт требовали чёткой организации и контроля.
    При получении валюты водителям Совтрансавто обязательно выдавалось банковское разрешение подтверждавшее происхождение данных валютных средств и их целевое назначение.

   У каждого водителя, выполняющего международные рейсы и отправляющегося в загранкомандировки, была так называемая «Валютка» - «Книжка регистрации валюты транспортных служащих», в которые записывалась вся выданная им валюта, вывозимая из СССР и ввозимая обратно в СССР неизрасходованная валюта. 


   Не записывались в валютную книжку только суммы перевозимые, через границу, в виде металлических монет. Каждая валютная книжка подлежала строгому учёту. Все листы в ней нумеровались, прошивались и скреплялись печатью с подписью ответственного лица – директора автопредприятия. Каждую валютную книжку так же заверял своей подписью начальник региональной таможни.
    
   Остаток валюты, вместе с финансовым отчётом, потом сдавался в своём авто предприятии или, если эта валюта была сэкономлена, на основании записи в валютной книжке, заверенной печатью таможенного инспектора, её можно было в следующий раз вывозить дополнительно к валюте, выданной на очередной рейс, уже без банковского разрешения.  Многие водители Совтрансавто, таким образом, делали накопления, чтобы потом совершить какую-то серьёзную покупку. Но при этом надо было ещё обязательно учитывать и требования таможенной службы каждой страны, которая тоже регламентировала вывоз и ввоз иностранной и национальной валюты.
   Выдавали валюту, как правило, с запасом. Для социалистических стран обычно давали их национальную валюту в полном объёме. Для капиталистических стран обычно выдавали  валюту двух видов – доллары США и немецкие марки ФРГ.
   Объяснялось это тем, что часто было очень тяжело, наперёд,  точно определить – сколько итальянских лир или голландских гульденов понадобится экипажу Совтрансавто в том или ином рейсе.  Законно поменять, по мере потребности, доллары США или немецкие марки ФРГ, на местную национальную валюту, ни в одной капиталистической стране, не представляло труда. Да и в социалистической тоже. На каждую транс акцию необходимо было брать подтверждающий документ с обязательным указанием даты и курса. По окончанию рейса, все водители отчитывались за каждый цент, пфенниг и стотинку. Если экипаж допускал перерасход валюты, с них высчитывали задолженность по курсу в десятикратном размере, плюс это считалось грубейшим нарушением, которое могло быть даже основанием для отстранения от выполнения международных рейсов.
   Действия эти были вполне объяснимы и справедливы, ведь официальный курс американского доллара, к советскому рублю, варьировал тогда в пределах 77- 80 копеек за один доллар и не соответствовал его покупательной способности.  А вот если валюта экономилась, то по специальному курсу водителям начислялась премиальная компенсация в товарных чеках Внешпосылторга, которые можно было отоварить в сети специальных  магазинов «Берёзка», «Каштан», «Дзинтарс». 


   За эти товарные чеки, там можно было приобрести дефицитные промышленные и продовольственные товары отечественного и импортного производства. Можно было за товарные чеки Внешпосылторга в этих магазинах приобрести и кооперативную квартиру (без очереди), и крайне престижные по тем временам автомобили ГАЗ – 24 «Волга», УАЗ – 469 и автомобили семейства ВАЗ за которыми так, надо было стоять в очереди по пять – десять лет.
   В финансовом отчёте, ответственное лицо, его принимающее,  сэкономленную валюту отмечало  красным цветом, а перерасход чёрным. Поэтому водители, имея в виду  экономию какой-то валюты, говорили – «У меня пошло по красному столько-то румынских лей или болгарских левов, или чехословацкий крон».  У каждого водителя, имеющего экономию валюты, был открыт счёт во Внешэкономбанке, где происходило накопление средств, которые по желанию клиента, выдавались ему  товарными чеками Внешпосылторга.

   При всём при этом, на чеки работали практически только экипажи, выполняющие рейсы на Иран. Все остальные водители отоваривали свою личную валюту за рубежом (и каповскую и СЭВовскую) или частично тратили, а частично сдавали на чеки.   




   Экономия в подавляющем большинстве случаев, могла возникнуть только тогда, когда экипаж не дополучил валюту на суточные и квартирные. У нас в Совтрансавто СССР никто положенную им валюту не тратил на себя и не проедал, когда в баке его автопоезда не было топлива.
     Таким образом, в СССР существовала чековая, торговая система магазинов (в РСФСР — «Берёзка», в УССР — «Каштан», а в Латвийской ССР — «Дзинтарс»).

                                               
                                  

 Справка:
Чеки Внешторгбанка  (Банка внешней торговли СССР) и Внешпосылторга (ранее «сертификаты» и «боны») — своеобразная «параллельная валюта», существовавшая в СССР в 1964—1988 годах. Они выпускались только в виде банкнот, монет не существовало (бумажные чеки были даже на 1 копейку). Чеками Внешторгбанка платили зарплату советским гражданам, работавшим за границей: преимущественно специалистам, работавшим по строительным контрактам СССР, а также специалистам (например, преподавателям, врачам и военным советникам) работавшим по контрактам с заграничными государственными и частными учреждениями (госпитали, университеты и т. д.), а также морякам, водителям Совтрансавто, рядовым работникам посольств и прочим лицам внутри СССР, получавшим гонорары или переводы в валюте.

Эта статья написана мной  по просьбе наших друзей из Совтрансавто

1 комментарий:

  1. Спасибо большое за информацию.Она мне пригодится при составлении реферата на тему про валюты соцстран. Только прошу рассказать об аналогах Березок и Чеков Внешпосылторга в других соцстранах(Intershop в ГДР, Corecom в Болгарии, Tuzex в ЧССР, Pewex в Польше и соответсвующие сертификаты и чеки по странам), ибо сам пытался освоить в англоязычных ресурсах об этом, но смог только чисто интуитивно, и то немного, ибо английский у меня хромает. А также мне хотелось бы узнать о фирмах-международных перевозчкиках из других стран СЭВ(как в какой стране назывались, какие марки машин держали, ездили ли в СССР).

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...