четверг, 31 октября 2013 г.

МАЗы на службе в СОВТРАНСАВТО. Часть – 7.

Трёхосные модификации пятисотых МАЗов в Совтрансавто не прижились. Их были единицы
и использовались они в основном в хозяйственных подразделениях Совтрансавто и для перевозок внутри Советского Союза. Основная масса отечественных тягачей выполняющих международные перевозки и перецепку состояла из «МАЗ-504В».

В 1977 году были приняты новые международные правила размещения световых приборов
на грузовиках. Семейство «МАЗ-500А» второй раз модернизировали. Отдельные конструктивные элементы были незначительно доработаны и улучшены, но основные изменения опять коснулись только внешнего вида автомобиля.

 
Фары переместили в передний бампер, и опять изменили вид радиаторной решетки.
Внутри кабины всё осталось также. Но зато модернизированным автомобилям дали уже новое название, которое положило начало не совсем удачным, запутанным и длинным индексам. Например - бортовой грузовик «МАЗ-500» был переименован в МАЗ-5335, седельный тягач «МАЗ-504В» получил новое имя «МАЗ-5429» и уже под ним выпускался до 1990 года.
Начало 80-х годов на минском автозаводе было отмечено важным событием -
19 мая 1981 года на главном конвейере был собран первый седельный тягач «МАЗ-5432» нового семейства автомобилей «МАЗ-6422». Ровно через год в серию пошел и трехосный «МАЗ-6422». К сожалению, старт этих машин не был такой удачный как у пятисотых МАЗов. Экспериментальные модели «МАЗ – 64 22» уже были знакомы отечественным автомобилистам. Интересно то что первые экспериментальные модели этой машины были МАЗ – 6422 с колёсной формулой 6 Х 4, а в серию первой пошла модель «МАЗ 5432» с колёсной формулой 4 Х 2. Некоторые предприятия, даже получили экспериментальные образцы этой машины на ходовые испытания. Разработка новой серии началась ещё в 1977 году. Автору этой статьи довелось работать на экспериментальном «МАЗ – 6422» шасси № 000000004.
Ещё эту серию назвали «Супер - МАЗ». Чтобы не повторятся, позволю себе здесь
привести описание впечатлений об этой машине из моей книги «Профессия – дальнобойщик» «Официально «Супер-МАЗ» назывался поскромнее, просто МАЗ - 6422. Машина эта была по тем временам новая и что там говорить, очень эффектно выглядела! Большая кабина необычной формы с двумя спальниками и внушительным по размерам панорамным лобовым стеклом, на котором располагались три «дворника» - стеклоочистителя, выгодно отличала её от подслеповатого пятьсот четвёртого МАЗа". Он, тогда практически один использовался на междугородних и международных перевозках из всех отечественных автомобилей. Шофера метко окрестили 504ый: "Пеньком", "Лобастиком", "Боксёром", "Мурзиком"... МАЗ -504 был прост в эксплуатации и очень неприхотлив. Ребята шутили – На пятьсот четвёртом МАЗе, можно запросто объехать вокруг земного шара! Главное с собой взять большую бухту мягкой проволоки, чтобы привязывать всё, что по дороге будет отваливаться... Но кабина у него, конечно, была очень тесная, с одним спальным местом. Второй водитель спал прямо на сиденьях, сняв, для удобства, рычаг переключения передач.

 Ну, и конечно мощный двигатель и необычный, для отечественных автомобилей,
свист турбокомпрессора, придавал Супер- МАЗу дополнительный шарм. Получили их первыми именно мы, наверное, не потому, что были самыми крутыми и грамотными из всех наших коллег, а потому, что комиссии по наблюдению за эксплуатацией и снабжению запчастями экспериментального седельного тягача "МАЗ 6422", начинающего модельный ряд производства машин нового поколения Минского Автомобильного Завода, было намного интересней ездить с инспекторскими проверками на побережье Чёрного моря в Одессу, чем в какой-нибудь другой город Советского Союза расположенный, где-то на побережье Белого моря, Баренцева или моря Лаптевых! Получило их наше АТП МС, на ходовые испытания, одним из первых в Советском Союзе! Сами же результаты ходовых испытаний, по большому счёту никого не интересовали! Конструкторам вполне хватало той информации, которую они получали от своих заводских водителей, гоняющих экспериментальные образцы, гружённые песком, по трёхсот километровому кольцу вокруг Минска. Злые языки, правда, говорили, что не всегда и это делалось! Частенько "испытатель" заезжал в гости к куме..., делая тридцатикилометровый крюк вместо трёхсоткилометрового кольца, а потом просто крутился спидометр, списывалось дизтопливо, а отчёт, писал "с потолка"! Сначала, почти все наши водители дружно бросились к начальству, прилагая недюжинные усилия, чтобы сесть за руль этих красавцев! Да это было и понятно, но очень скоро для них открылась другая, не совсем приятная "сторона медали" - машина была явно "сырая"! Постоянно выходили из строя турбокомпрессоры, прогорали поршня двигателя, ломались коробки переключения передач, не считая многочисленных мелких недоработок! Коробка переключения передач "Супер-МАЗ" заслуживает отдельного разговора. Я всегда её сравнивал с пистолетом "Макарова" - личным оружием, требующим постоянной индивидуальной пристрелки! "Суперовская" К.П.П. тоже требовала индивидуального творческого подхода, жаль только, что она не обладала "Макаровской" надёжностью и безотказностью! Практически все они при включении пониженных передач, "били", причём так, что содрогался весь автопоезд, а вместе с ним и сердце сидящего за рулём водителя! Приходилось приноравливаться, ловить присущий для каждой коробки свой, момент включения, манипулировать перегазовками, выжимами сцепления, пытаясь максимально уровнять скорость вращения двигателя и шестерен коробки передач. Но, увы, бывали случаи, когда ничего так и не помогало! Очень часто передачи не включались в нужный момент, а если и включались, то рычали как голодный, злобный пёс, или включались через другую передачу, машина за это время "садилась" на подъёме отчего, в разной степени, перегрузку получали все: и двигатель, и водитель, и сама КПП!

Ещё была одна распространённая болячка этого агрегата - частенько сжатый воздух,
приводящий в действие ползуны вилок включения, попадал в корпус коробки, выдавливая через сальники и все другие слабые места, смазку. Отсутствие защитной блокировки включения пониженных передач, при недопустимо высокой скорости, не страховало, хотя бы частично, водителя от ошибки и как следствие эти несчастные КПП , неопытные водители рвали, палили, издеваясь над железом и над собой! В общем, кто разобрался с этой проблемой - подобрал ключик к КПП своего автомобиля, худо-бедно ездил, те, кто не разобрались или не вылазили с ремонта, или "убив" КПП и двигатель бросали свой Супер – МАЗ "под забором", а сами возвращались обратно на 504ый МАЗ, не такой крутой, но простой, надёжный и до боли (до последнего винтика) знакомый!» Именно поэтому в Совтрансавто не спешили получать «Супер – МАЗ». А те предприятия которые уже получили «МАЗ – 5432» не спешили его страховать и выпускать за границу.

 «Супер – МАЗ» - «МАЗ 5432» пошёл за рубеж только в конце 1982 года и начале 1983.
«МАЗ – 6422» на международных перевозках практически не работал.

10 комментариев:

  1. Спасибо, Николай Фёдорович за очередную статью. Фёдорович, у меня вопрос: фотография, где, ты стоишь у МАЗа, снятую в Москве. Так какой индекс у тягача ??? Ты говорил, снимок сделан в 1979 году, машина выглядит почти новой. Радиаторная решётка от 504В. Подскажи пожалуйста. С уважением. Юрий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юра здравствуй!
      Сейчас, я уже и не смогу вспомнить, что это была за модификация МАЗа, а придумывать не хочу.
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  2. Доброе утро! Николай Федорович, а вы как будто мысли читать умеете или видеть на расстояни. Просто я как раз на ремонте неделю простоял и делал ту же работу, что и вы на фото выше и так же снимал переднюю левую ступицу. Вот чудеса то.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуй Рома!
    Рома, мы действительно связаны невидимыми нитями дружбы, профессиональных и просто человеческих интересов.... Так, что ничего удивительного.
    Передавай от меня привет всем своим домочадцам!
    С Ув.
    Комбат

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо Николай Федорович, передал, спасибо говорят и Вам передают свой привет.
    Кстати по поводу "детских болезней" МАЗа: меня пугали ненадежной коробкой, но она сейчас другая, делитель тоже другой, есть и блокировки; но и с этой коробкой надо хоть чуток, но дружить, а именно - не трогаться всегда с 3й или 4й. Тут надо верить заводской инструкции, где четко написано - трогаться только с 1й, а если загрузка автомобиля частичная или он пустой, то можно и со 2й. Допустимо перепрыгивать через скорость. По моему опыту я так скажу: в книге по эксплуатации МАЗа все верно, но пустому и чуть под горку, можно смело с 3й трогаться, но только пустому, со 2й можно трогаться вплоть до загрузки в 3/4 от допустимой для одиночки или 1/3 для седельного тягача. Далее можно применять вот такой алгоритм: пустой - трогаемся с 3й - потом 5я - 6я - 7я и 8я.; пустой в горку или нагрузка частичная: трогаемся со 2й - потом 4я - 6я - 7я - 8я; номинальня загрузка: трогаемся с 1й - потом 3я - 5я - 6я - 7я - 8я.
    В любом случае надо учитывать профиль дороги и если подъем, а ты с грузом, то порой перебираешь все 8 передач.
    Скажу честно - за 438тыс.км. пробега с КПП проблем тьфу, тьфу, тьфу не было у меня. Сцепление раз менял, но там имело место быть заводскому браку в муфте выключения сцепления. Тем не менее это не помешало тогда отходить сцеплению 172тыс.км. Сцепление однодисковое, корзина лепестковая.
    В КПП привыкал я где то 2 месяца. И еще где то месяц я отрабатывал алгоритмы переключения. которые привел выше.
    Надеюсь информация будет кому то полезна.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо!
    Рома, я уже не однократно писал - "На любом автомобиле, после длительной стоянки, надо трогаться только с первой передачи, включая постепенно все до прямой. Тогда любая коробка передач у Вас будет долго и надёжно служить. После того как КПП разогрелась и все каналы заполнились маслом, можно трогаться с той передачи, которая позволяет это делать Вашему автомобилю без напряжения.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  6. Виктор Крафт2 ноября 2013 г., 20:55

    Позволю себе поправить Вас ,Николай Фёдорович. МАЗ 504В выпускался до конца производства под этим индексом, и с новой решёткой тоже. Индекс 5429 присвоили обновлённому МАЗу 504А , который с ЯМЗ 236. (504Г стал 5430ым, и ещё старый индекс остался у лесовоза -509А) Кстати, как раз с новыми индексами и пришли удлинённые рессоры,двухконтурная тормозная система, двухскоростные стеклоочистители. Кран двухконтурной ТС позволяет точнее дозировать тормоза, у старых , одноконтурных кранов было два положения - закрыто -открыто! На гружённом это не так заметно, а вот порожняком легко можно было пустить колёса в юз. Я на свой самосвал переделал всю ТС на двухконтурную, это и плюс безопасности и тормозить проще. А мой 504В уже имел её с завода - он 1982 г.в, только управление тормозами п/прицепа юыло всё ещё однопроводное.(похоже, их так до конца производства "клепали").
    О вопросе Юрия Гутича: с 1977 года МАЗы 504В (как и все остальные модели) уже имели обновлённую решётку , так что в 1979 он мог быть в эксплуатации, в том числе в умелых руках Николая Фёдоровича!

    ОтветитьУдалить
  7. Андрей Кондратенко6 ноября 2013 г., 19:58

    Да, Николай Фёдорович, читаю про МаЗы, и всё в душе теплеет. Уже много лет, как работаю на иномарках, а нет-нет, да и вспомнишь родного 504в, а потом и "Суперка". Всё один в один ! И утепляли, и МЯЧИКИ под сиденье толкали. Меня этому ещё отец научил. Да, всё ведь сами доводили до ума в парке когда новьё с Минска пригоняли. А какое счастье было досталь колёсные колпаки Львовских автобусов ! Как они смотрелись на МаЗе ! Так всё близко и родно, то что Вы пишете ! Спасибо огромное !

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо!
    И у меня на душе потеплело.... Андрей.
    Вроде случайно встретил ( в Вашем лице ) старого и доброго знакомого по гаражу, с которым Отработал вместе не один год и есть, что вспомнить обоим....
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...