вторник, 22 октября 2013 г.

МАЗы на службе в СОВТРАНСАВТО. Часть – 6


   Приблизительно, одновременно с выходом «МАЗ – 504В» планировалось начать выпускать, под него, тентованый полуприцеп «МАЗ – 5205». Но так как выход «МАЗ – 504В» задерживался ярославскими моторостроителями, полуприцеп «МАЗ – 5205» вышел раньше и его успешно использовали в составе автопоезда с тягачом «МАЗ – 504» оборудованном стовосьмидесятисильным двигателем «ЯМЗ – 236».

Прицеп «МАЗ – 5205» получился хороший, крепкий, устойчивый, с надёжными тормозами. Немного маловат по кубатуре (62м/куб), но по тем временам этого объёма всем хватало. Грузоподъёмность у него была 20 тн.  Нагрузка  теперь на нём, уже распределялась не только на седло тягача и одну ось полуприцепа, а на две оси тележки полуприцепа. Добавочная ось благотворно сказалась на эффективности тормозов. Водители Совтрансавто садящиеся на такой автопоезд после Шкоды с Алкой, говорили, что на нём тормоза как на хорошей, легковой машине. Правда и здесь были свои существенные недостатки тоже. Энергоаккумуляторов на тормозных камерах тогда не было (ни на полуприцепе, ни на тягаче). Рычаг стояночного тормоза был зубчатый и выдвигался фиксируясь зубцами – насечками. При необходимости снять автопоезд со стояночного тормоза – рычаг ещё немного выдвигался и чуть - чуть проворачивался (влево или вправо), потом возвращался в исходное положение. Так вот у него была, даже на новых машинах, тенденция самопроизвольно возвращаться в исходное положение.  Вроде мелочь, а "благодаря" ей, не один автопоезд сам уехал в кювет, вместе с грузом и спящим экипажем! Многие водители оставляли машины с включённой передачей, чтобы не допустить её самопроизвольное движение, но часто получалось ещё хуже – автопоезд понемногу начинал двигаться, потом мотор заводился и МАЗ уезжал в придорожный  кювет (в лучшем случае).  Чтобы этого не случилось наши ребята – водители Совтрансавто, делали так – отрезали кусок трубы с внутренним диаметром равным наружному диаметру рычага стояночного тормоза, сбоку её разрезали по всей длине, потом выдвинув рычаг, эту трубку ложили на него сверху разрезом вниз, фиксируя ей рычаг между его изгибом на конце и гнездом входа. Трубка эта была привязана на верёвочке к рычагу стояночного тормоза, чтобы всегда быть под рукой. Просто, но надёжно.  Для длительных стоянок на прицепе была предусмотрена лебёдка, которая посредством троса разжимала тормозные колодки его передней оси, но это было не совсем удобно и поэтому ей не всегда, и не все пользовались.
   Если сам прицеп «МАЗ 5205» в общем, получился хороший, то с тентом на него была проблема – брезентовый, шитый тент тёк.  По швам где шла строчка, образовывались отверстия через которых при осадках влага попадала в грузовой отсек.

Что мы только не делали: залазили наверх и промазывали все швы  крыши толстым слоем солидола, проклеивали швы полосами прорезиненной ткани, но это всё давало слабый эффект и помогало только на короткий промежуток времени. Солидол быстро смывало дождём, а ленты прорезиненной ткани плохо держались на брезенте, надрывались ветками и  потом сдувались ветром и встречным потоком воздуха.  При разрывах и порезах брезентовые тенты трудно было ремонтировать, и внешний вид их был уже испорчен навсегда. Да и вид у брезентового тента (даже нового) с набитой на нём, нитрокраской для металла, надписью «Совтрансавто», был очень скромный, если не сказать убогий. Закончились эти неприятности, когда руководство Совтрансавто стало заказывать тенты для своих  полуприцепов во Франции.
Эти пластиковые тенты были удобные и надёжные в работе, легко ремонтировались (варились) и имели достойный, нарядный вид.

 Сам прицеп «МАЗ – 5205» имел вес в снаряжённом состоянии, около шести тонн (5700 кг.). Он был снабжён ящиком для личных вещей экипажа и запасных частей (обычно там находилась кухня), кассетой для запасного колеса и ещё одним запасным баком. Вот только систему перекачки топлива из него в рабочий бак тягача, почему-то забыли, сделать. Приходилось бегать с канистрами. Сначала на первых круглых «Минках» так шофера прозвали полуприцепы «МАЗ - 5205» было по три борта, и устанавливался дополнительный топливный бак с автомобиля «МАЗ – 200», ёмкостью 200 литров, прямоугольной формы. Потом «Минки» пошли четырёх бортные и на них стали устанавливать новые баки округлой формы на 185 литров. 
   На тягаче стояло два топливных бака ёмкостью по 185 литров. Общее количество топлива 570 литров, позволяло этому автопоезду иметь запас хода 1000 километров ( с запасом). Баки соединялись системой из двух кранов переключения, которая была несколько непонятная даже нам и не всегда работала. Тронешь эти краны и потом хлопот не оберёшься – воздух подсасывает, и машина не заводится. В этой связи даже, как-то в Италии, произошёл такой курьёзный случай – на Рим шли два наших  «МАЗ – 504В». Один вёз посуду (керамические чашки), а другой вёз водку «Столичная». Итальянская мафия тщательно спланировала похищение автопоезда с грузом водки, но перепутала МАЗы, которые были похожи как близнецы – братья.  Вместо водки им досталась керамическая посуда. Да ещё в придачу, наш «МАЗ – 504В» заглох в предместье Рима, так как в основном топливном баке закончилась солярка, а переключится на резервный - правый бак у итальянских угонщиков не вышло. И ничего странного. У водителей Совтрансавто это тоже не всегда получалось… с первого раза,  поэтому они предпочитали краны не трогать,  а солярку переливать канистрами.  В общем не получилось у итальянской мафии далеко уехать на русском МАЗе… Потом, корреспондент одной из центральных газет, по моему «Известия», утверждать не буду, писал, что – «Советские автомобили «МАЗ-504В», предназначенные для международных перевозок, были оборудованы секретным противоугонным устройством….»  Это была такая же «правда» как и то, что «МАЗ - 504В» делали исключительно для  Совтрансавто.
 
В 1970 году с главного конвейера завода сошла первая промышленная партия уже модернизированных грузовиков МАЗ-500; МАЗ -504 и МАЗ -503. Которым присвоили литеру «А». Изменения в них практически касались только внешнего вида – поменялась форма решётки радиатора, жёлтый треугольник на кабине – обозначение автопоезда, заменили тремя продолговатыми фонарями оранжевого цвета. По бокам кабины установили повторители указателей поворотов. Но самым главным, не показушным изменением, была установка удлинённых рессор на переднюю ось.
   В Марте 1971 года автомобили семейства «МАЗ – 500» получили государственный знак качества.

К этому времени Совтрансавто  продолжало успешно развиваться, расширив свой парк до 2000 автопоездов, из которых 60% составляли МАЗы и полуприцепы отечественного производства.

Ежегодные поступления новой техники с Минского Авто Завода выросли до 800 единиц. География маршрутов Совтрансавто расширилась до двадцати пяти стран. «МАЗ – 504» и «МАЗ – 504В» успешно выполняли рейсы на: Францию, Италию, Австрию, ФРГ, Голландию, Данию, Бельгию, Швейцарию, Финляндию и другие капиталистические страны. Социалистический лагерь: Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Югославия и ГДР был вотчиной «МАЗ – 504В» вплоть до 1986 года. МАЗы выполняли приграничные перевозки в Китай. В Термезе было организовано предприятие «Совавто – Термез», которое на МАЗах работало исключительно на Афганистан.
 
Огромное количество грузов «МАЗ – 504В» перевозил используясь на перецепке – забирая гружённые импортом прицепы на границе и доставляя их грузополучателю. Либо загрузившись экспортом, они доставляли гружённые прицепы на выходные границы СССР.
Нельзя переоценить роль МАЗов в программе доставки транзитных грузов из Европы в Иран. Транзит через территорию Советского Союза был закрыт для иностранных перевозчиков, поэтому было найдено компромиссное решение – перегруз продовольственных товаров в рефрижераторные полуприцепы Совтрансавто, прямо на границе в Бресте. Потом МАЗы доставляли их на иранскую границу в Азербайджанскую Астару. Это позволяло максимально эффективно использовать дорогостоящий, импортный подвижной состав: Volvo  и Mercedes который использовался на плече «Астара – Тегеран» этого маршрута. К сожалению попытки, запустить   на эту доставку седельные тягачи – «МАЗ – 504В» и его последующие модели, не увенчалась успехом. В Иране тогда была напряжённая политическая обстановка, грузы доставлялись только конвоями, по пятьдесят автопоездов. В связи со сложностями горного маршрута и тропического климата, имели место частые отставания автопоездов, в составе которых был МАЗ, и рисковать жизнью наших водителей никто не стал.
Наши друзья - Sovtransavto

3 комментария:

  1. Помню у соседа по гаражу, где хранились его и наши Жигули, был темно синий(перекрашеный естественно) "лобастый" с Алкой, он кстати на нем трудился до начала 2000х. И вот когда я спросил про ручник, Володя(хозяин и водитель одновременно) так мне ответил: "Видишь, противооткатники аж до блеска отполированы, так вот, я как встаю, глушу, машину на передачу и бегом башмаки подкладывать". Володя мне много интересного про МАЗа тогда рассказал. Он и его друг Саша познакомили с МАЗами меня более близко. У Сашки тогда был уже Супер-МАЗ. Кто мог знать, что лет через 5 я сам буду на МАЗе работать.
    А не так давно к нам в гараж приехал абсолютно новый МАЗ-тягач. Двигатель ЯМЗ-560(Рено dxi-11 если не ошибаюсь). Вот на днях уехал в 1й рейс, посмотрим, что водитель скажет.
    С ув.Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  2. Сколько читаю историй про мазы. Не как не могу поверить что лобатые мазы ходили в такие дальние рейсы. Понимаю ,давно это было техника тогда другая была. Но всё равно как то не верится . Глядя на них сейчас ,такие рассказы вызывают удивление.

    ОтветитьУдалить
  3. Сергей, а они и сейчас продолжают ездить. Их очень мало, но тем не менее встречаются. Мой взгляд всегда на них останавливается и на душе как то теплее становится. И вообще обожаю машины 70х.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...