понедельник, 26 августа 2013 г.

МАЗы на службе в Совтрансавто. Часть - 2.



    Чтобы МАЗы, быстрее заработали на ударных стройках страны, завод возводили и днём и ночью.   

    Параллельно со строительством завода было создано конструкторское бюро и готовились кадры из числа квалифицированных рабочих и инженерно – технического состава. В декабре 1948 года было завершено строительство первой очереди проекта и началось серийное производство – сборка, «МАЗ 205». Вплоть до завершения, в 1950 году,  строительства объектов второй очереди Минского Автомобильного Завода, на предприятии занимались только сборкой машин и производством деревянных кабин, передних осей и карданных валов.   
    Львиная доля  комплектующих деталей и агрегатов, около (75%), поступала на конвейер минского завода из Ярославля. И только в 1951 году, когда в эксплуатацию были запущены все основные, производственные мощности завода, ситуация изменилась. Из Ярославля в Минск была передана  техническая документация, необходимая для производства комплектующих деталей, и   оборудование.  Часть трофейного оборудования поступила в Белоруссию из Германии. В Минск стали переезжать технические специалисты и целые отделы со всех республик Советского Союза. Вскоре, была создана целая, дополнительная инфраструктура по производству комплектующих для  семейства двухсотых МАЗов.  После этого, Ярославль поставлял в Минск только двигателя и коробки переключения скоростей.
    В 1951 году МАЗ вышел на проектную мощность и намного превзошёл её – вместо 15 тысяч запланированных автомобилей, их было выпущено почти в два раза больше – 25 тысяч.

    Машина   «МАЗ – 205» получилась простая, надёжная и неприхотливая. Государственная комиссия, при приёмке первой машины «МАЗ – 205», дала ей оценку «отлично». На ней был установлен четырёхцилиндровый, двухтактный дизельный двигатель «ЯАЗ – 204» с насос форсунками и нагнетателем с шестерёнчатым приводом. Двух роторный нагнетатель (типа Рутс) был прообразом современных турбокомпрессоров, только выполнял другую функцию – он вентилировал камеры сгорания цилиндров. Рабочий объём у двигателя «ЯАЗ – 204» был 4654 см/куб. 
    По своей конструкции это была немного модифицированная, копия  американского двигателя «GMC (ДжиЭмСи) 4-71» выпускаемого американской корпорацией «General Motors».  Мощность «ЯАЗ – 204» равнялась 112 л./с. Скорость «МАЗ – 205», по техническому паспорту допускалась  57км/час. Такая, относительно низкая, скорость объяснялась тем, что на «МАЗ – 205» был установлен усиленный задний мост  (редуктор тягача), но её вполне хватало при эксплуатации этого автомобиля в карьерах и на строительных площадках. Коробка передач была пятиступенчатая, синхронизированная. «МАЗ – 205» по тем временам был очень экономичной машиной. Расход дизельного топлива на 100 км, у него равнялся 30 – 35 литров, это при учёте, что получая «МАЗ- 205» в автохозяйства, шофера сразу же наращивали борта кузовов, увеличивая его грузоподъёмность, как минимум,  до восьми тон.
   Следом за «МАЗ- 205» в Минске освоили  выпуск  бортового  автомобиля «МАЗ-200» грузоподъёмностью семь тон и со скорость 65 км/час.   
 Он оказался проще и дешевле самосвала, в производстве, потому, что не требовалось дополнительное оборудование для подъема кузова. До этого их выпускал ярославский завод под маркой «ЯАЗ – 200». «МАЗ – 200» эксплуатировался как в одиночку, так и в составе автопоезда (сцепки) с двухосным  прицепом грузоподъёмностью пять тон.
     В 1952 году вошёл в серийное производство седельный  тягач «МАЗ-200В» с максимальной массой буксируемого полуприцепа 16,5 тонны  (грузоподъёмность 12 тон). На этот тягач, устанавливался более мощный  двигатель «ЯАЗ-204В», развивающий мощность 135 л./с.  
    В 1962 году семейство «МАЗ – 200» получило принципиально новый,  четырёхтактный, шестицилиндровый, V-образный, дизельный двигатель «ЯМЗ-236» мощностью 165 л./с. После доводки, мощность «ЯМЗ – 236» была увеличена до 180 л./с.
    В течение 18 лет, продукция Минского Автомобильного Завода в основном состояла из  «МАЗ-200» и «МА3-205». Выпуск  «двухсотых» был официально прекращен  31 декабря 1965 года, когда им на смену пришло новое, более прогрессивное  поколение МАЗов семейства «МАЗ – 500», работа над которыми, была начата ещё в 1950  году.  Но в течении 1966 года «МАЗ – 200» и «МАЗ – 205» продолжали собирать, небольшими партиями, так как на складах ещё оставался большой запас комплектующих деталей.  А эксплуатировались эти машины в АТП страны до конца восьмидесятых годов. Автору этой статьи довелось в 1975 году некоторое, довольно непродолжительное время работать за рулём «МАЗ – 200», но его было вполне достаточно, чтобы сложить о нём своё мнение. Хорошая машина. Она мне и сейчас очень нравится своим дизайном.  Единственный её существенный недостаток заключался в том, что если двигатель «ЯАЗ – 204» долго работал на холостых оборотах, то  мог пойти в разнос.  То есть, при таком режиме работы,  газы прорывались между поршнями и стенками цилиндров  из камеры сгорания в картер двигателя, подхватывали там масляный туман, и выносили его во впускной коллектор. Этого,  масляного тумана, может быть волне достаточно для того, чтобы двигатель работал вообще без подачи дизельного топлива,  так как моторное масло содержит в себе энергии не меньше, чем дизельное топливо. После этого происходило неуправляемое увеличение оборотов, во много раз превышающее допустимое, в результате чего обрывало противовесы коленчатого вала, маховик и поршня – двигатель буквально разваливался на куски.  Остановить ушедший в разнос двигатель, можно было, только полностью перекрыв к нему доступ воздуха. Обычно, об этом, в первую очередь, предупреждали всех шоферов, впервые приступавших к эксплуатации автомобилей с двигателями «ЯАЗ – 204» и его модификаций.
   Автомобили семейства «МАЗ – 200» совершили титаническую работу, которую трудно переоценить. Они подняли страну из послевоенной разрухи, построили новые гидроэлектростанции, крупнейшие в мире металлургические заводы, канал Волга – Дон, учувствовали в возведении Асуанской плотины на реке Нил в Египте,  трудились во Вьетнаме, в Германской Демократической Республике, на Кубе, в Монголии.

Именно тягачи «МАЗ – 200В», с деревянными кабинами, доставляли на стартовую площадку космодрома «Байконур» ракеты носители, которые вывели на околоземную орбиту первые в мире спутники и первого в мире космонавта - советского человека – Юрия Алексеевича Гагарина.
Финляндия закупала «МАЗ – 200В», но на него устанавливали английский дизельный двигатель  «Перкинс» и в такой интерпретации он ничем не уступал лучшим, зарубежным, автомобильным брендам своего времени.
   Как раз «МАЗ – 200» с прицепами и «МАЗ – 200В» с полуприцепами начали выполнять одни из первых рейсов, из Советского Союза в Финляндию и Болгарию, которые предшествовали возникновению в СССР регулярных международных автомобильных перевозок грузов и Совтрансавто.



6 комментариев:

  1. Виктор Крафт27 августа 2013 г., 12:47

    На отцовском МАЗ 200В посчастливилось немного покататься в детсве. Незабываемые моменты. МАЗ был уже с двигателем ЯМЗ 236.

    ОтветитьУдалить
  2. Здесь только на фотографии кабины есть маленькая неточность - на кнопке сигнала, в рулевом колесе, у МАЗ - 200, был не зубр, а пятиконечная звезда.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  3. Сосед работал на МАЗ 200 бензовозе в КРАСНОДАР ездил за керосином машина важная неторопливая это был последний из могикан больше такие машины мне не встречались Только в армии кислородные станции на базе МАЗ 200 но они стояли на колодках и не ездили лет 100

    ОтветитьУдалить
  4. Михаил Геленджик1 сентября 2013 г., 10:38

    На МАЗ 200 я первый раз увидел чудо прибор тахометр Потом батя получил КАМАЗ это стало обычное дело

    ОтветитьУдалить
  5. К сожалению я эти машины не застал, но про их способность уйти в разнос наслышан от старых шоферов. Мне так же говорили, что на заводку они не очень были и часто применяли эфир. Это так?
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  6. Эти МАЗы заводились нормально, если топливная была в порядке и аккумулятор нормально крутил... У нас эфир никто не применял.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...