понедельник, 3 июня 2013 г.

Club of fans trucks Volvo

                     Volvo  на службе в Совтрансавто. Часть первая – «Volvo F – 89»
                    **************************************************************************
 Вновь созданное в СССР транспортно-экспедиторское подразделение - Совтрансавто, ориентированное исключительно на международные перевозки грузов, начинало свою работу на автомобилях марки МАЗ – 504 «В» и Škoda-706. На первых шагах своей деятельности, география маршрутов Совтрансавто ограничивалась странами Социалистического лагеря в рамках Совета Экономической Взаимопомощи плюс Финляндия.


Очень быстро Совтрансавто, перевозя огромное количество всевозможных грузов, завоевало международный авторитет и доказало, что является надёжным партнёром. Внешнеэкономические связи СССР успешно развивались. Вскоре возникла необходимость доставки грузов и в капиталистические страны, как туда, так и оттуда. Естественно, что география маршрутов Совтрансавто расширилась тоже до двадцати пяти стран Европы и Азии. Из Советского Союза и обратно шёл мощный грузопоток. Многие иностранные перевозчики просто боялись ехать в СССР, да и большая часть нашей страны тогда была закрыта для иностранцев в целях государственной безопасности. Потребность в международных перевозках с каждым днём всё росла. Возникала необходимость расширения и пополнения автопарка транспортных подразделений Совтрансавто.
Правительство СССР понимало, что хоть транспортная работа Совтрансавто и приносит стране миллионные доходы в валюте, но это ничто, по сравнению с тем заработком, что приносит в казну сам импорт и экспорт товаров, сырья и продукции отечественной промышленности, которые Совтрансавто перевозило. Именно поэтому было принято решение пополнить парк Совтрансавто конкурентной техникой иностранного производства. В связи с тем, что капиталистические страны предъявляли более жёсткие технические требования к автотранспортной технике и срокам доставки, возникла острая необходимость приобретения скоростного, экономичного и надёжного автомобиля, предназначенного для магистральных перевозок двадцати тонных партий грузов. Автомобиль должен был одинаково уверенно себя чувствовать как на европейских автомобильных дорогах с идеальным покрытием, так и на российских дорогах различного класса, как в условиях тропической жары, так и в условиях арктических температур Сибири. Ещё немаловажным, в выборе страны поставщика такого транспорта, была его политическая стабильность и дружеское отношение к СССР, так как программа сотрудничества предполагалась долгосрочная, и в ней не должно было быть ни каких сбоев. В странах социалистического лагеря такие машины ни одна страна не выпускала.


После изучения европейского рынка производителей тяжёлых магистральных грузовиков, выбор комиссии остановился на Швеции. Швеция всегда сохраняла с СССР добрососедские отношения, не состояла ни в одном военно - политическом блоке, придерживалась нейтралитета в своей внешней политике и испокон веков славилась, как производитель высококачественного металла. У Советского Союза со Швецией проходили регулярные, отчаянные сражения только на ледяном поле хоккейных стадионов при проведении мировых первенств. Но эти сражения в конечном итоге вели только к укреплению дружеских отношений, взаимного уважения и авторитета. Кроме этого, шведские автостроители изначально предложили для СССР очень приемлемую цену на свои грузовики. Один из основателей фирмы Volvo - Ассар Габриэльссон, который прекрасно владел русским языком, в 1923 году был уже в Москве, где участвовал в работе по созданию шарикоподшипникового производства для молодой Советской Республики. Впоследствии он со своим компаньоном Густавом Ларсоном, при выборе названия для своего автомобиля, использовал зарезервированную марку шарикоподшипника «Volvo», что означает – «я кручусь, верчусь, качусь».
В 1969 году в СССР была официально зарегистрирована торговая марка «Volvo». А в 1973 году группа лучших водителей из Совтрансавто – Ленинград поехала в Финляндию за первой партией седельных тягачей Volvo F - 89 колёсной формулы 6Х4, из двадцати семи штук, куда их для наших ребят из Ленинграда, пригнали шведские коллеги. Вся эта партия так и осталась тогда работать в Совтрансавто – Ленинград. Шасси автомобилей этой партии изначально планировались шведами под лесовозы, поэтому были усилены и рассчитаны на большие нагрузки, как говорили водители – не убиваемые. В дальнейшем, основной машиной, в предприятии Совтрансавто – Ленинград, всегда была Volvo, а отношения ленинградских транспортников и шведских автомобилестроителей, из деловых, переросли в крепкие дружеские и культурные связи.


Организацией поставок Volvo F – 89 для Совтрансавто занимался Автоэкспорт СССР. Изначально был заключён договор на покупку ста седельных тягачей Volvo F – 89. За ними водители Совтрансавто уже потом сами ездили в Гётеборг. С тех пор, на много лет Volvo и Совтрансавто стали надёжными партнёрами.
Позже, автомобили Volvo получили в больших количествах предприятие Совтрансавто - Москва, Совтрансавто - Брянск, Совтрансавто – Минводы. Дали понемногу таких машин и в другие предприятия, но эти предприятия, в основном были ориентированы на марку Volvo. Намного позже, открылось ещё предприятие Совтрансавто – Ворошиловград, которое работало исключительно на Volvo, но Volvo F – 89 они уже не застали.
Параллельно с закупкой автомобилей, была организованна поставка запасных частей и обучение персонала для технического обслуживания и ремонта автомобилей Volvo, хотя большинство этих машин просто не ломались и в процессе длительной эксплуатации, в тяжёлых условиях, требовали только замены фильтров, лампочек, приводных ремней и колёсных покрышек.
Магистральный седельный тягач Volvo F – 89 начал сходить с конвейера автомобильного завода в Гётеборге с 1970 года. Он являлся модификацией предыдущей серии «F - 88» и внешне отличался от неё только оформлением облицовки кабины. Volvo F – 89 оснащался шестицилиндровым рядым двенадцатилитровым дизельным двигателем «TD120 A» с турбокомпрессором, мощностью 330 л.с. (который был очень экономичным по сравнению с МАЗами и Шкодами), 16-ступенчатой КПП, крепкой рамой из знаменитой шведской стали и рессорной подвеской. Новое семейство этих автомобилей, предлагалось с различными вариантами колёсной формулы: 4Х2; 6Х2 с подъёмной осью (ленивцем) и 6Х4.


Удобная, просторная (по сравнению с кабиной МАЗ 504 «В»), прочная кабина оригинального дизайна делала машину привлекательной, а работу и жизнь водителя в ней комфортной. Её не раструшивало на кочках и ямах, стойки не лопались, герметичность не нарушалась, в ней не сквозило и всегда хорошо сохранялось тепло. Кабина была оборудована прекрасной амортизационной системой, двух спальным местом для экипажа, автономным отопителем хорошей производительности и даже холодильником для хранения продуктов питания, что тоже было очень важно.
Тягачи Volvo F - 89 зарекомендовали себя с наилучшей стороны и создали марке Volvo заслуженно высокую репутацию в СССР. Интересно, что по условиям первых контрактов шведская сторона требовала возврат отработавших свой ресурс автомобилей обратно в Швецию на завод Volvo в Гётеборг, где конструкторы и механики тщательно изучали эти машины, а потом устраняли недостатки и усовершенствовали модель. Для шведов это был неоценимый исследовательский материал, позволявший им в дальнейшем производить свои машины ещё лучше и надёжней. Кстати о недостатках. Ни один из опрашиваемых водителей Совтрансавто в автомобиле Volvo F – 89 недостатков не нашёл. Единственным пожеланием, с их стороны, было увеличение ёмкости топливных баков, так как на бескрайних просторах СССР, большое расстояние между автозаправочными станциями требовало солидный запас хода без дозаправки.


В дальнейшем эксплуатация Volvo F – 89 показала, что изначально запланированный срок службы этого автомобиля в шесть лет практически всегда был десять – пятнадцать лет при пробеге в 1 – 1,5 миллиона километров. Volvo F - 89, одна из наиболее значимых моделей всех грузовиков Volvo, которая была специально разработана для эксплуатации в особо тяжёлых условиях: для перевозки леса, для работы в составе австралийских автопоездов, для скоростных магистральных перевозок на дальние расстояния, и полностью себя оправдала. Особенно хорошо себя показала Volvo F - 89 при эксплуатации в горных условиях и высоких – тропических температурах.
Выпуск Volvo F - 89 продолжался до 1977 года, после чего в серию пошли новые тягачи Volvo серий: F - 10 и F -12. За это время в Совтрансавто была поставлена не одна сотня этих прекрасных машин, которые и до сих пор ветераны Совтрансавто вспоминают с теплотой и благодарностью, как своих старых, надёжных друзей.
Продолжение следует

26 комментариев:

  1. Эту статью я написал по просьбе наших друзей из Совтрансавто https://www.facebook.com/Sovtransavto.
    Я писал уже небольшую заметку "VOLVO и СОВТРАНСАВТО", но она уж очень лаконичная.... VOLVO и СОВТРАНСАВТО заслуживают чтобы о них написали больше!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  2. михаил геленджик3 июня 2013 г., 9:56

    Отличная статья VOLVO F 89 машина легендарная но написано про неё мало .Да и среди начальства авто предприятий много случайных людей а это просто беда в нашем деле .Надо не только кнутом .Хотя как стал вашим читателем на работу смотрю по другому .Если представить что ты шофёр сов транс авто то спрос с себя в тройне .

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо Миша!
    Я рад, что мой труд приносит Вам пользу и помогает в работе!
    Я исправил свою оплошность и написал новую статью об VOLVO и СОВТРАНСАВТО, более подробную.
    Это первая часть. Ещё будут две части посвящённые Volvo серий: F - 10; F - 12 и F - 16. Так, что милости просим - заходите и читайте.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  4. михаил геленджик3 июня 2013 г., 12:15

    В интернете есть отличный фильм француз восстановил VOLVO F89 до идеального состояния советую посмотреть .Представляю как на ней было работать после МАЗА .

    ОтветитьУдалить
  5. Миша, я обо всех машинах говорю всегда уважительно, а МАЗ это целый период жизни. МАЗ - трудяга! Его посылали всегда на самые трудные маршруты... Туда где дороги были очень плохие или их вообще не было. Вольвы и Мерседесы жалели, да и должны были ехать они на Запад, а не на Восток. Поэтому они и крутились в основном в европейской части СССР.
    Помню как-то с ленинградским парнем шли с Голландии на Рязань.... Один адрес выгрузки, ну и едем вместе. Я на МАЗ 504 - "В", а он на Volvo F - 12 . С границы в Бресте выехали и увалили 1000 км. Я ему говорю - Юра, давай становится! - А Юра мне - Давай ещё проедем?!
    - Давай Юра! Только машинами поменяемся - я дальше на твоей Volvo F - 12 поеду, а ты на моём
    МАЗ 504 - "В"!
    Он как взвизгнул сразу - Нет! нет! Отдыхать - значит отдыхать!!!
    О МАЗе будет тоже отдельная серьёзная статья. Он заслужил этого!!!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо! очень интересно вас читать)

    ОтветитьУдалить
  7. А Вам Тарас спасибо за Ваш интерес!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  8. Михаил Геленджик5 июня 2013 г., 7:06

    Маз это сила машина очень серьёзная .А сравнение это маленькая военная хитрость чтоб вы что ни будь интересное написали Батя мой тоже молчит скажешь КАМАЗ точило МАЗ ЗВЕРЬ ну и не остановить

    ОтветитьУдалить
  9. Михаил Геленджик .5 июня 2013 г., 20:27

    Просто не верится на МАЗ 504 за границу .Хочется сказать вот были люди в ваше время не то что нынешнее племя .В Магадане МАЗ 200 стоит памятник .Интересный сайт труженикам колымских дорог .У нас старик работал на дежурном тягаче так он на МАЗ 200 ПО ВСЕЙ СТРАНЕ потом получил МАЗ 500 говорит толи легковая волга толи грузовой маз .Я совсем маленький был сосед дедушка на МАЗ 200 РАБОТАЛ я просил подари зубра на боковинах они стояли смеялся за руль посадит и говорит будем живы не помрём .А сейчас и говорят супер не машина и КАМАЗ плохой кто хочет работать тот на любой машине поедет.

    ОтветитьУдалить
  10. Миша, не хочу раньше времени говорить о МАЗах.
    Скажу только, что мне тоже довелось, не продолжительный период своей трудовой деятельности, поездить на МАЗ 200. МАЗ 500 это был технический прогресс и шаг вперёд, причём шаг значительный. Да и на МАЗ 200 была восстановлена Великая страна после военной разрухи! На МАЗ 200 и на МАЗ 500 возводились стройки века, которые сейчас нашим капиталистам не под силу даже на самых современных машинах (импортного производства)!
    А КамАЗ вообще вызвал в своё время фурор среди автомобилистов. Жаль что эти два автомобильных гиганта остановились на достигнутом и не шли в ногу со временем... Но это уже отдельный разговор.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Миша ещё хочу сказать тебе вот что - На МАЗ 504 - "В" гораздо легче (технически) было ездить во Францию и Италию, чем по бескрайним просторам СССР. И ничего там страшного не было! И никому не верь, что мол МАЗы не могли ездить за рубеж!
      С Ув.
      Комбат.
      PS Правда на МАЗе как на Вольво, с одной отвёрткой и плоскогубцами (как сейчас привыкли) далеко не уедешь...

      Удалить
  11. МИХАИЛ Геленджик5 июня 2013 г., 23:28

    Я правда МАЗ только чинил после школы автослесарем работал .Пришёл с армии дали КРАЗ самосвал с деревянной кабиной на нём начинал работать потом TATRA 815 а МАЗ не дали у нас в гараже заслуженные водители решали на каких машинах работать молодёжи такие были законы хоть даже твой отец завгар Даже немцы приезжали учить ремонтировать грузовики ИФА поэтому даже в армии был автослесарем зам по тех говорил что медведи в цирке на мотоциклах ездят .Гараж был половина солдаты половина гражданские .Дали МАЗ 503 собирал до дембеля не спеша болтик к болтику каждую трубочку десять раз проверил .проехал до ворот парка а на к д п сидят покупатели вот так ножом по сердцу . Но зато не стыдно людям в глаза смотреть даже в кабине вентилятор стоял из дома прислали родной от МАЗА .Домой пришёл дали КРАЗ из под забора .Зато когда эта машина перебранная тобой мчится по трассе ветер запах соляра ради этого стоит жить .НАВЕРНО ВЫ МЕНЯ ПОЙМЕТЕ...

    ОтветитьУдалить
  12. А чего же здесь непонятного?!
    Сам такой!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный6 июня 2013 г., 13:58

    Николай Фёдорович, хочу по сути вопроса добавить:
    Отец за всё время работы в Совтрансавто ездил практически на одних только VOLVO. Вначале на F89, хорошая говорит машина была. Единственное, что, говорит на наших дорогах задние крылья частенько отрывались. Кто усиливал крепления, кто подваривал. И ещё,при попадании передних колёс в ямку, руль очень сильно бил по по пальцам (при хвате у поперечины руля). Это было единственное ... У F12, такого уже не было... За F12, говорит вообще - классная была машина...
    Вот только единственное, что - вывешиваемая ось (ленивец) низко поднималась. На наших кочках, и ямах она, в вывешенном состоянии, бывало цеплялась за дорогу. Поэтому наши водители (возможно конечно не все), для наших плохих дорог её самостоятельно как бы модернизировали - наваривали куски листа рессоры, кто один, кто два, кто и три (в общем, кто - сколько). В результате ось поднималась выше, на высоту наваренных кусков рессор. Модернизированную таким образом машину было видно со стороны, она как бы чуть "клевала" носом. В результате того , что ось поднималась выше - поднимали чуть повыше и крылья над ней
    С уважением,
    Сергей Я. Россия, Минводы.

    ОтветитьУдалить
  14. Сергей здравствуйте!
    По поводу Volvo F – 89, те недостатки которые Вы обозначили, я знаю. Но для русских водителей это не недостатки. Меня когда ещё учили на шофёра, всегда предупреждали - руль держи не обхватывая большими пальцами, чтобы не выбило их суставы спицей руля при попадании в яму. Ну, а брызговики и мост ленивец - это уже зависит от глубины ямы и квалификации шофёра, поэтому я счёл возможным закрыть на эти недостатки глаза. Хотя мы все понимаем, что ничего идеального в этом мире нет. Вообще - то Вольво и Мерседесы к "чёрту на кулички" по бездорожью старались не посылать. Туда ездили такие "камикадзе" как я, на МАЗах.
    За комментарий спасибо!
    Всем Яковлевым привет!
    Максиму персональный.
    Всего Вам наилучшего!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  15. Михаил ГЕЛЕНДЖИК8 июня 2013 г., 21:39

    Да в те далёкие времена на такие мелочи и не кто внимание не обращал .А ЗИЛ 157 КОРОЛЬ БЕЗДОРОЖЬЯ только не зевай не только суставы но руки оторвёт работали или Колхида там если по книжке то она и ездить то по теории не могла .А по всему СССР ездили .Слышал на Чукотке при союзе была автобаза ЗЕЛЁНЫЙ МЫС обслуживали посёлки там работали в основном ЗИЛ 131 УРАЛ 377 375 получили новые супера хотели новую технику нате получите .А там какие дороги болота так поставили и стояли пока на болты и гайки не растянули .Видел фото в интернете такие проушины на бампере наварены и трос танковый так наверно и ездили впереди УРАЛ МАЗ НА буксире А volvo первый раз увидел думал инопланетный корабль прилетел на нашу планету работай да радуйся

    ОтветитьУдалить
  16. МИХАИЛ ГЕЛЕНДЖИК8 июня 2013 г., 22:22

    Соляр м масло погнало ели причину нашли Корейский автопром вещь хорошая но мало изученная литературы мало но ничего изучим освоим .ХОТЯ машина у меня самая старая в гараже но стараемся Сегодня пришли из ТАГАНРОГА вроде масло чёрное уровень в норме отдохну а завтра на МАЙКОП .Так и работаем вот посижу почитаю пообщаюсь заряжусь позитивом и в путь

    ОтветитьУдалить
  17. Удачного рейса Миша и благополучного возвращения, а мы к нему, тебе и всем нашим читателям, ещё позитива приготовим - я уже заканчиваю восьмую (иранскую) главу повести "Голландия и друг мой Саша". Ну, и продолжение "Вольво на службе в Совтрансавто" ещё конечно будет.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  18. Михаил ГЕЛЕНДЖИК11 июня 2013 г., 0:42

    ВСЁ я дома денёк отдохну и на Пятигорск .Буду проезжать МИН ВОДЫ посигналю это привет МАКСИМУ ЯКОВЛЕВУ от меня и от вас НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ . Расскажите про свою VOLVO какова года как в пути не подводит .Брали на ходу или нет как мотор мост коробка такие одиночки ф10 не часто встречаются .Такой вопрос МАЗЫ в СОВ ТРАНС АВТО обычные шли или спец заказ .Всё таки работа серьёзная

    ОтветитьУдалить
  19. Миша здравствуйте!
    Обязательно как-то напишу о своей Volvo F-10. Пока скажу только одно - это не одиночка. Это "паровоз" то есть тягач сцепки. Времена сейчас такие, что на одну машину 10тн. 40 м/куб. проблема найти работу, а на автопоезд 20 тн. 110 м/куб и подавно.... Вот и работаем "в одиночку".
    По поводу МАЗов для Совтрансавто - мы получали обычные, серийные машины. Никто не выделял Совтрансавто в стратегические партнёры, как Вооружённые Силы СССР и зарубежных клиентов. Для этой категории машины делались повышенного качества и надёжности. В бытность СССР на Минском Автомобильном Заводе постоянно находился военпред (военный представитель), который лично контролировал качество выпускаемой для армии продукции. Ну, а с экспортом тоже надеюсь ясно почему так было?!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  20. Такой вопрос а были в СОВ ТРАНС АВТО седельные тягачи TATRA 813 полно приводные с большими кабинами таскали прицепы рефрижераторы с тремя осями .В детстве несколько раз видел только не помню что написано на бортах

    ОтветитьУдалить
  21. Миша, автомобилей "Татра" в Совтрансавто не было. В Совтрансавто присутствовали машины дружественной Чехословакии, но это была только "Шкода". "Татра 813" в СССР работала на крайнем севере, на строительстве газопроводов и таскала за собой тралы с тяжёлой гусеничной техникой.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  22. Есть очень хороший худ. фильм ,, Рейс первый - рейс последний,, Одесская киностудия !967г.

    ОтветитьУдалить
  23. Очень интересно все написано.А скажите пожалуйста как в Мурманск можно заказать книжку Профессия дальнобойщик?

    ОтветитьУдалить
  24. Запросто Николай!!!
    Сейчас одна моя книга "Профессия - Дальнобойщик" едет на Аляску!!!

    ОтветитьУдалить
  25. А чего же ей не доехать до Мурманска?! Книгу читают и в Северобайкальске, и в Архангельске, и на зимниках Якутии, и в Находке.... и ещё Бог весть где....

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...