суббота, 15 июня 2013 г.

Club of fans trucks Volvo. Вольво на службе в Совтрансавто. Часть третья. Volvo F – 10, Volvo F – 12





Каждое большое предприятие Совтрансавто имело свой грузовой эвакуатор  Volvo или  Mercedes-Benz. Предприятия поменьше, смешанные - в которых была только авто колона Совтрансавто, тоже имели автомобили технической помощи, но это были КрАЗ – 255, ЗиЛ – 131,  Урал - 375, Урал - 377.
 Кроме фирменных эвакуаторов Volvo F – 10 были эвакуаторы на базе Mercedes-Benz 2232 и один на шасси КрАЗ 255. Этот КрАЗ белого цвета, с фирменной установкой эвакуатора, выглядел волне конкурентно. В Берлине дежурило два седельных тягача Mercedes-Benz. За одним из них был зацеплен низкорамный полуприцеп  Goldhofer. В передней его части под тентом находилась лебёдка и одноцилиндровый дизельный двигатель с декомпрессором, а сзади аппарель, по которой можно было на площадку   полуприцепа затащить неисправный или аварийный седельный тягач Совтрансавто. 
Выглядело это так – водитель эвакуатора, переключателем убирал компрессию в цилиндре двигателя и за рукоятку раскручивал маховик, потом плавно поворачивая переключатель, начинал постепенно, увеличивать компрессию, пока двигатель не заводился. Размотав трос с крюком, он цеплял его за буксировочный палец пострадавшего, и по опущенной аппарели,  лебёдкой, затаскивал  на  Goldhofer.  Если машина была сильно повреждена, её просто грузили подъёмным краном. Второй седельный тягач забирал  полуприцеп. Ещё эвакуаторы дежурили в Москве, Бресте, Праге, Брянске, Мукачево, Ростове, Минеральных водах, Ленинграде, Киеве.
   Раньше  в СССР и социалистических странах,  если позволял рельеф местности, допускалась буксировка автопоезда целиком.  Конечно, в горах Чехословакии или Болгарии, или на Кавказе эвакуатор брал только один тягач, а за полуприцепом высылался дополнительно другой седельный тягач. Так вот, эвакуатор  Volvo F – 10, уверенно буксировал за собой МАЗ с гружённой «Минкой», общим весом 34 – 35 тон и не чувствовал его. Их водители, нас – водителей МАЗов назвали своими кормильцами и работодателями.

    Осенью 1979 г.  Volvo был создан первый вариант кабины  Globetrotter. В переводе с английского это слово обозначает – «путешественник, странник, скиталец». Внутренняя высота этой кабины была 1980 мм, что позволяло даже водителю большого  роста стоять, внутри неё, не сгибаясь.


 Размер новой кабины Volvo - Globetrotter настолько увеличился, что между сиденьями, с ремнями безопасности, можно было ещё установить холодильник и термос-подогреватель. За дополнительную  плату туда ещё устанавливалась кухня, умывальник и т.д, и т.п. Globetrotter – стал настоящий «бизнес-класс» среди  грузовиков.
 Первоначально, Globetrotter  не был предназначен, как роскошный грузовик,  для Западной Европы. Шведские конструктора планировали свои автомобили с кабиной Globetrotter, как мобильные мотели для водителей из стран «за железным занавесом», которые всегда в рейсе, находясь на территории иностранных государств, жили в кабинах своих автопоездов.    Под странами «за железным занавесом»  они подразумевали СССР и весь Социалистический лагерь. Но на практике всё выглядело наоборот - Совтрансавто закупало в основном машины  с простой кабиной и скромной комплектацией - экономили государственные валютные запасы. Зато в Западной Европе на Volvo – Globetrotter был ажиотажный спрос.
 В такой кабине водитель – дальнобойщик из странника и скитальца превращался в VIP клиента пятизвёздочного мотеля на колёсах, который с комфортом путешествует по автомагистралям Европы и Азии.

  В восьмидесятые годы все грузовики постепенно становились  сложнее и сложнее. Улучшается качество двигателей, мотором - «миллионщиком» уже никого не удивишь.  Производители начали серьёзное внимание уделять  не только мощности и экономичности двигателей, но и их воздействию на окружающую среду. К ДВС предъявляются новые, жёсткие экологические требования.
В период 1979-84 гг. все предыдущие серии Volvo были сильно переработаны и усовершенствованы. Тем временем деловые отношения Совтрансавто и  Volvo тоже успешно развивались. В середине восьмидесятых годов  (1985г.) появляется новое предприятие Совтрансавто – Ворошиловград созданное на базе номерного гаража Магистральных Сообщений, которое  ориентировалось в своей работе на Иран, и было укомплектовано исключительно Volvo F – 12. В крайне тяжёлых климатических условиях  тропических температур и горной местности эти машины осуществляли регулярные перевозки из стран Западной Европы и Бреста на Тегеран,  перевозя в рефрижераторных полуприцепах двадцати двух тонные партии сыра, мяса, сливочного масла, куриные яйца и тушки,  а также доставляя в тентованных полуприцепах строительные материалы и оборудование для народного хозяйства Ирана.
   С 1985 года все автомобили серии  Volvo F – 10 и Volvo F – 12 стали снабжать антиблокировочной системой ABS.   Оба модельных ряда  этих машин всегда выделялись наиболее передовыми техническими характеристиками по сравнению с аналогичными грузовиками конкурентов.
 В 1987 году был выпущен новый мощный Volvo F - 16 с шестнадцатилитровым, турбинированным двигателем «TD 162 F» мощностью 465 л.с. традиционной конструкции – рядный, шестицилиндровый, в содружестве с двенадцати ступенчатой коробкой передач, оснащённой делителем, он был предназначен для перевозки сверхтяжёлых спец. грузов.
     Сотрудничество Совтрансавто и  Volvo успешно продолжалось. Вот, что вспоминает ветеран Совтрансавто, ныне  технический директор холдинговой компании «Совтрансавто» Виктор Васильевич Самохвалов, который в 1978 году был главным инженером, а потом в течение пяти лет представителем Совтрансавто в Швеции: «У Volvo в 70-е годы нас привлекало еще и то, что там было хорошо поставлено обучение. Они проводили стажировки наших механиков, которые ездили в Швецию в учебный центр компании, где и проходили занятия. На завод  Volvo мы  возили и первые двигатели на капитальный ремонт. По поставкам запчастей тоже  вопросов не возникало, особенно после того, как в 1981 году заработал консигнационный склад на базе ленинградского подразделения - «Совтрансавто-Ленинград».  А в 1983 году в Ленинграде же открылся и технический центр Volvo, что еще больше облегчило работу».
   Машины  у Швеции, Советский Союз  закупал   большими партиями - по 50-100 штук, в этой связи компания Volvo делала советской стороне, как постоянному крупному покупателю хорошие скидки. А в 1989 году произошло знаменательное событие - в СССР была поставлена очередная партия из 50 тягачей, среди которых был автомобиль Volvo F12 Intercooler с заводским номером шасси 329898, оснащенный шестицилиндровым дизелем прямого впрыска мощностью 395 л.с.  с турбонаддувом и промежуточным охладителем. Этот грузовик стал юбилейным - тысячным тягачом, который компания Volvo поставила в Советский Союз для Совтрансавто.  В рамках празднования этого события прошла торжественная церемония передачи советской стороне символического ключа от юбилейной машины. На торжественной церемонии передачи автомобиля присутствовали президент Volvo International - Ове Андерсcон и руководитель технического департамента Совтрансавто - Виктор Самохвалов, которому президент Volvo International вручил символический ключ от юбилейного грузовика. В ней также приняли участие водители Совтрансавто, которые прошли курс обучения и стажировки на Volvo Truck Corporation.
 Шведские автомобилестроители всегда были желанными гостями в СССР, также как и все представители Совтрансавто (начиная от руководящих сотрудников и заканчивая шоферами) в Швеции.
    Следуя примеру Совтрансавто, в восьмидесятых годах партия Volvo F – 10 с короткими кабинами без спальных мест, была сначала закуплена Черноморским Морским Пароходством для автобазы Ильичёвского Морского порта, а немного позже, партия Volvo F – 12, для автобазы Одесского Морского порта. Дунайское  Пароходство закупило партию Volvo F – 12  для Измаильского порта. За ними начали закупки этих машин и другие ведомства и организации СССР.

В девяностых годах (1993)  начался выпуск новых моделей Volvo серии «FH», которая пришла на смену Volvo F – 10, Volvo F – 12, но это уже был другой период жизни Совтрансавто и развития Volvo и поэтому, об этом должен быть отдельный разговор.
В завершение этой статьи хочу только напомнить всем, что триумфальное шествие автомобилей Volvo серии  «F»   было отмечено присвоением им титула Truck of the Year –  «Грузовой автомобиль  года» в  1979 году, в 1984 году и в 1986 году.  Эта награда присуждается ежегодно грузовому автомобилю, запущенному в производство в течение предшествующих 12 месяцев, который, по мнению жюри, произвёл самый значительный вклад в эффективность дорожных перевозок в области инноваций, комфорта, безопасности, удобства управления, экономии топлива и сокращения вредных выбросов. Забегая вперед, скажу, что всего таких наград будет пять - ещё  Volvo их получит 1994 и 2000 годах.

Время подтвердило правильность выбора специалистами СССР грузового автомобиля Volvo.
 Отработав верой и правдой в Совтрансавто, Volvo F – 10,  F – 12 и сейчас не редкость на дорогах СНГ, продолжая безотказно служить своим новым владельцам.
 А преемники Совтрансавто СССР и сейчас продолжают успешное сотрудничество с Volvo, эфективно эксплуатируя автомобили Volvo серии «FH».
                        Сайт VOLVO in UKRAINE - партнер Блога бывалого дальнобойщика 

                                                                                                                               часть первая
                                                                                                                               часть вторая



16 комментариев:

  1. Очень интересно читать!С нетерпением жду следующий части.Спасибо вам за ваш труд.

    ОтветитьУдалить
  2. Суважением МИХАИЛ15 июня 2013 г., 19:09

    Отличная статья хорошие машины мне кажется F12 одна из самых удачных моделей такая неприхотливая рабочая лошадка .Просто если садишься на такую машину надо пройти простейшие курсы читать литературу чтоб дров не наломать я так думаю .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Миша, это идеальный вариант Вы озвучили. Чтобы не наломать дров, нужно с опытным водителем работающим на Вольво, съездить, хоть в один, не большой рейс. И не рассматривать проплывающие за окошком пейзажи, а внимательно смотреть как он работает и задавать вопросы. Желательно ещё попросить его, в свободное время, поднять кабину и заглянуть, что там делается.... И этого будет вполне достаточно для человека который любит машину и относится к ней по человечески, а не по скотски. Ни каких заумных хитростей в Volvo F – 10, Volvo F – 12 никогда не было. Машина исключительно надёжная и удобная в эксплуатации!
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  3. Спасибо Андрей, но следующей части не будет. Это третья заключительная часть. Как я написал уже - "В девяностых годах (1993) начался выпуск новых моделей Volvo серии «FH», которая пришла на смену Volvo F – 10, Volvo F – 12, но это уже был другой период жизни Совтрансавто и развития Volvo и поэтому, об этом должен быть отдельный разговор". Так, что может быть уже только другая статья.
    А следующая на очереди у нас публикация восьмой части повести "Голландия и друг мой Саня". Она уже готова и ждёт. Если я её в ближайшее время не опубликую, наши постоянные читатели меня "побьют".
    Как читать эту статью, я как её автор, не знаю - интересно или не интересно.... Но то, что смотреть иллюстрации очень интересно, это факт неоспоримый!!!
    ПОЭТОМУ - Дорогие друзья!
    Я хочу поблагодарить всех авторов фотографий чьи интересные работы я использовал в своей статье. Многих я к сожалению не знаю. Персонально хочу поблагодарить Валерия Григорьевича Дашкевича, Виктора и Максима Яковлевых, сайт http://dalnoboyshiki.eu/, сайт http://www.rcforum.ru/ и его модератора Сергея Я.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Украина, Чернигов, Лена С.16 июня 2013 г., 1:14

      Точно "побьем", Николай Федорович... очень уж хочется 8-ю часть, а ее все нет и нет...

      Удалить
    2. Николай Нагих,ну тогда буду ждать другую статью.С удовольствие прочитаю продолжения "Голландия и друг мой Саня".

      Удалить
  4. Суважением МИХАИЛ15 июня 2013 г., 22:02

    Ждём продолжения ГОЛАНДИИ с нетерпением интересная заявляю с полной ответственностью читается на одном дыхании .Я если честно думал что рассказ будет в вашей чудесной книге у которой один недостаток если сесть то прочитаешь и не заметишь как а удовольствие надо растягивать . Поэтому читаю по страничке перед рейсом . А ГОЛАНДИЮ дождёмся прочитаем с огромным интересом .А случаи чтоб водители СОВ ТРАНС АВТО не возвращались на РОДИНУ.

    ОтветитьУдалить
  5. Миша здравствуй! На моей памяти ни одного такого случая, не было. И ни разу, не слышал, об этом, от тех, кто начал работать в Совтрансавто намного раньше меня. Такой случай бы не утаивали, а сразу же огласили по всем авто предприятиям с соответствующими дополнительными инструкциями и директивами.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  6. С УВАЖЕНИЕМ МИХАИЛ15 июня 2013 г., 22:54

    Ну и хорошо что таких случаев не было .А на ШКОДЕ Николай Фёдорович вам не доводилось работать тоже хорошие машины были .

    ОтветитьУдалить
  7. "Шкода" машина действительно хорошая, но мне в ней даже за рулём просто посидеть, не довелось.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  8. Украина, Чернигов, Лена С.16 июня 2013 г., 1:18

    Очень хорошая статья, Николай Федорович! Всегда интересно читать Ваши статьи. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. У нас в упрапвлении были три крана на базе вольво..Машины замечательные..90 и 100 тонники.Строили фирма Локомо.Мосты,моторы,кабины и тд Вольво..За 20 лет работы нареканий не было.Всё достойно.

    ОтветитьУдалить
  10. ПРОШУ ПОМОЩИ !!!!!!! Нужны конкретные запчасти !
    Локомо А 370N № R-140239 - задний мост запчасть от Тандемная тележка magirus mdr 3590
    Как связаться с ЛОКОМО . его дистибьютером или magirus ? Где купить запчасти для Локомы ?
    светлана 8-902-44-47-333 Екатеринбург svetta_v@e1.ru

    ОтветитьУдалить
  11. прошу вашего совета и помощи ЗИП ЛОКОМО

    ОтветитьУдалить
  12. На второй фотки снизу одиночка паровоза. Лично на ней ездил в финку)

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...