воскресенье, 9 июня 2013 г.

Club of fans trucks Volvo. Вольво на службе в Совтрансавто. Часть вторая. Volvo F – 10, Volvo F – 12


С 1977 года в серию пошли новые тягачи Volvo серий F-10 и F-12. Но Volvo F-89 встречались на дорогах нашей станы и мира ещё в девяностых годах. Кое-где «живые» Volvo F-89 сохранились и сейчас. К тому времени на рынке СССР появилась ещё одна достойная модель тяжёлого седельного тягача Mercedes-Benz L2232S. Эта модификация имела колёсную формулу 6х4 и оснащалась десяти цилиндровым V-образным дизелем OM 4031 рабочим объёмом 15,95 л.с. мощностью 320 л.с., она была закуплена тоже исключительно для Совтрансавто. Московские предприятия Совтрансавто сразу перешли на эксплуатацию этих машин. Так же, как и в случае с Volvo, кроме Совтрансавто – Москва, на эксплуатацию Mercedes-Benz L2232S перешли Совтрансавто – Брест, Совтрансавто – Ростов на Дону, Совтрансавто – Минск, Совтрансавто – Кишинёв. Дали по несколько машин и во все другие предприятия Совтрансавто тоже.
Новая серия Volvo «F -10» и «F -12» с одной стороны уже шла по проложенной ей дороге Volvo F-89. С другой стороны на неё возлагалась большая ответственность, так как планка престижа была поднята Volvo F-89, изначально, очень высоко, а более чем серьёзный конкурент Volvo - Mercedes-Benz, дышал ей в затылок. Шведские автомобилестроители это прекрасно понимали, начало производства Volvo F-10 и F-12 определило развитие отрасли всего грузового автомобилестроения на много лет вперёд и начало новой эры развития грузовых автомобилей марки Volvo. Оно реализовало в себе новые прогрессивные решения, работа над которыми началась ещё в шестидесятых годах, в атмосфере повышенной секретности. Созданию этих машин также предшествовала долгая и кропотливая работа по исследованию основных причин всех дорожно транспортных происшествий, случившихся в Швеции с участием грузовиков.
Теперь в обозначении различных модификаций унифицированных машин этой серии после литеры «F», которая обозначала бес капотные модели грузовиков, стояло число, округлённо показывающее рабочий объём двигателя. «F-10» обозначало, что на этом автомобиле установлен десятилитровый двигатель, а «F-12» двенадцатилитровый соответственно. Литера «N» обозначала капотные модели, литера «L» обозначала модели с низко расположенной кабиной (низкорамные), а литера «E» экономичный тип двигателя. Следует отметить, что многие автомобилисты часто, ошибочно, считают, что Volvo F-12 это последующая, усовершенствованная модель Volvo F-10. Ничего подобного, автомобили этих двух серий Volvo, практически одновременно, начали выходить с конвейера автомобильного завода в Гётеборге. Именно поэтому наш рассказ будет идти о двух сериях одновременно, только состоять он будет из двух частей.


В 1977 г. начался выпуск мощных бес капотных грузовиков F10 и F12 с колесными формулами 4×2; 6х2 (с подвесной осью – «ленивцем»); 6х4 и 8×4. Кабина, для грузовиков новой серии, была спроектирована в дизайн-бюро Вольво. Создатели новой кабины и всей машины, в своей работе над ней, руководствовались основными требованиями и принципами новой прикладной науки эргономики, стремясь достичь в своём детище максимальной эргономичности. Эргономичность - это простота во взаимодействии человека и предмета, конструкция оборудования для рабочих мест, предназначенного для повышения производительности труда за счет уменьшения усталости человека. Как правило, эргономичность направлена на удобства и безопасность. Эргономичность так же позволяет находиться в условиях комфорта и функционально правильно распределить пространство.
Модели F10 и F12 выпускались в большом количестве вариаций и комплектовались обычными короткими либо удлиненными кабинами, с одним или двумя спальными местами. Первые варианты кабин были более прямоугольные с резко обозначенными рёбрами. Через некоторое время стали выпускаться более скруглённый вариант. Он обладал лучшими аэродинамическими показателями и выглядел красивее и изящней. Но главная цель, которую преследовали создатели этой кабины, была безопасность как активная, так и пассивная. В новой кабине значительно был улучшен обзор водителя, за счёт установки панорамного лобового стекла с тремя очистителями, к которым был подведён омыватель, и увеличения боковых окон. Учитывая то, что машины использовались на магистральных перевозках, для водителей было сделано дополнительное багажное отделение, доступ, к люку которого был вне кабины, а открывался он (в целях защиты от взлома и хищения) только из кабины. Зеркала заднего вида оснащались подогревом. Рулевая колонка регулировалась по высоте и по углу наклона к водителю. Дополнительно к холодильнику, теперь в кабине Volvo ещё устанавливался кондиционер и стереофоническая магнитола. Кондиционер, который называли - комплексный, был тогда новинкой в Европе. Предыдущее модели кондиционеров были не совершенны. Они направленно дули холодный воздух только через один выход, создавая сильный поток воздуха к ограниченной части тела водителя, часто это вредило здоровью, а не защищало его.


Забота о пассивной безопасности водителя выразилась в сглаживании всех острых углов внутри кабины и отделки её мягкой, не горючей и не таксичной обивкой, что значительно снижало вероятность травматизма. Удобные сиденья, усовершенствованной конструкцией с дополнительной регулировкой под вес водителя и подвеска кабины позволяли экипажу, выполняющему значительные суточные пробеги (до тысячи километров), избегать сильных нагрузок на позвоночник и связанные с этим болевые ощущения. Четыре основные фары и дополнительные противотуманные позволяли автомобилю одинаково уверенно двигаться и днём и ночью. Не смотря на сложность конструкции и высокую прочность, новые кабины Volvo имели относительно небольшой вес.
Первые модели автомобилей, серии F-10 и F-12, были с рессорными подвесками. Все основные узлы и агрегаты шасси и трансмиссии, этих новых грузовиков, уже были в 1973 году установлены на капотные грузовые автомобили Volvo серии «N». Это была не самая революционная часть новых тяжелых грузовиков «F» от Volvo, но к моменту выхода серийных образцов она была уже тщательно испытана и доработана. С 1980 года на них начали устанавливать пневмоподвеску заднего моста, что благотворно отразилось на дорожном покрытии, сохранности перевозимого груза и здоровье водителей.
В период выхода этих машин моторостроители всего мира придерживались двух основных направлений в своих изысканиях: «Шведского» и «Немецкого». Немецкий вариант моторостроения тогда предполагал создание самого по себе мощного двигателя с большим рабочим объемом - до 18 литров. Шведский вариант предполагал «выжимать» максимальную мощность с относительно малообъемного мотора (до 12 литров), достигали это, в основном, благодаря использованию турбокомпрессоров.
Постоянные поиски шведских моторостроителей привели их к выдающемуся изобретению системы промежуточного охлаждения воздуха, поступающего из турбокомпрессора в камеры сгорания цилиндров двигателя - Intercooler. Как все гениальное, это было довольно простое приспособление (на первый взгляд) - воздушный радиатор, выполненный из алюминиевого сплава и не сложная система воздухопровода. Применение Intercooler позволило значительно увеличить плотность воздуха, подающегося в камеры сгорания для приготовления горючей смеси и значительно снизить его температуру, что улучшало сгорание топлива и при этом исключало преждевременное воспламенение горючей смеси, значительно увеличивало КПД работы двигателя, уменьшало токсичность выхлопных газов. В 1978 году Интеркулер (Intercooler) был впервые показан на международных выставках, а в 1979 году серийные автомобили Volvo F–12, оборудованные системой промежуточного охлаждения воздуха Intercooler, начали выходить с конвейера завода в Гётеборге. С того времени большинство дизельных двигателей с турбо наддувом оборудуются такой системой.
Совтрансавто продолжало успешно сотрудничать с Volvo, но закупались в основном Volvo F–12. Volvo F–10 тоже присутствовали, но в незначительном количестве. В частности грузовые эвакуаторы, имеющиеся в Совтрансавто, и дежурящие на пересечениях основных союзных и международных маршрутов, были на шасси Volvo F–10. Предприятия Совтрансавто – Ленинград, Совтрансавто – Минводы, Совтрансавто – Брянск продолжали работать на Volvo и обновляли свой парк новыми автомобилями Volvo F–12. Многие водители этих предприятий, после Volvo, ни о какой другой марке автомобиля и слышать даже не хотели.

2 комментария:

  1. Дорогие друзья!
    Я хочу поблагодарить всех авторов фотографий чьи интересные работы я использовал в своей статье. Многих я к сожалению не знаю. Персонально хочу поблагодарить Валерия Григорьевича Дашкевича, Виктора и Максима Яковлевых, сайт http://dalnoboyshiki.eu/, сайт http://www.rcforum.ru/ и его модератора Сергея Я.
    С Ув.
    Комбат.
    PS Эта статья написана по просьбе наших друзей из Совтрансавто https://www.facebook.com/Sovtransavto

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный27 июня 2013 г., 20:27

    Спасибо за статью!
    Полностью согласен с автором. А по интернету полазишь, какой только бред не несут, "знатоки".
    С уважением,
    Сергей Петрович Россия, Москва.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...