четверг, 20 июня 2013 г.

Голландия и друг мой Саша (часть - 8)



                                                  ЧАСТЬ – 8
«К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знания обрести».
                                               Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси

    В непролазных зарослях кустистого орешника, росшего вдоль забора, заливались соловьи. Воздух был насыщенный пряными запахами свежей, цветущей растительности, от которых кружилась голова.  На небе мерцали яркие звёзды, посылая какие-то таинственные сигналы на вершину «Девичьей» башни.  Сергей тщательно вытер вилку кусочком хлеба и положил на краешек сковородки, а свою «хлебную салфетку» съел.
- Кто повар? – Поинтересовался он. Я показал на Сашку и ехидно шепнул ему на ухо – Сейчас тебя будут, бить… наверное.
«Питерский рабочий» засмеялся – Спасибо! – И поинтересовался у Сашки, показывая на меня пальцем - Он тебя не обижает? А то если что, со мной может, поедешь в Тегеран? А чего? Фирма то одна – Совтрансавто.
- У него иранской визы нет. – Буркнул я.- А Сашка грустно добавил - У меня никакой визы нет, не только иранской.
- Ты, Серёга это…того... давай нам про Иран рассказывай! А не дисциплину мне, здесь подрывай. А ты Сашка – Я повернулся к своему стажёру – Давай наливай! Видишь, у человека аппетит пропал?! Что забыл как на твоей Родине говорят – «Налывай бо нэ йидять!»? И запомни, прежде чем куда-то ехать, с кем-то – Я показал на Сергея пальцем,  точно так, как он, только что показывал на меня - Всегда хорошо подумай – «когда?» и «куда?» ты потом будешь, оттуда возвращаться?!
   Саня послушно перевернул бутылку над стаканом «питерского рабочего» и невидимая в темноте, живительная влага, несколько раз булькнув, заполнила его ёмкость. Сергей аккуратно, чтобы не перевернуть, отодвинул от себя стакан с финской водкой в сторону.
- Спасибо ребята! Я больше пить не буду. Принял сто граммов для аппетита и хорош. Завтра  ехать.
- Ну, как знаешь. А зачем тогда полную бутылку притащил? Провокация?
- Никакая не провокация! Так положено, по правилам приличия. Что отлить надо было? Или забрать с собой обратно, то что осталось? Вы пейте. Думаю у вас быстро отсюда уехать, с грузом,  вряд ли  получится. – Мы не стали его больше уговаривать. Чтобы он не обижался, я ему великодушно разрешил совершать такие "провокации" хоть каждый день, в свободное от работы время. Сашка сделал Сергею полную кружку кофе. Он взял кружку в руки, посмотрел на неё оценивающе, и улыбнулся – Саня, это ты мне специально такую дозу кофеина замешал, чтобы я вам до утра сидел про Иран рассказывал?!
- И про Финляндию….  – Добавил я – Финляндия не наше направление тоже. Я и там ни разу не был, помнишь как тот старый еврей говорил: "Ой! Где я только не был! В Париже не был, в Риме не был, в Нью-Йорке не был, в Рио де Жанейро  не был ...."?
Так, что…. поле деятельности у тебя широкое, благодарные слушатели просят исполнителя на сцену. – Я пару раз вяло хлопнул в ладошки.
- Ну, с чего же начать? – Сергей задумчиво потёр щёку.
- Да ты не сильно напрягайся, вот как завтра будешь ехать, так и рассказывай. – Подбодрил я его.
- Хорошо! Тогда поехали на Тегеран. Завтра я ребята еду в азербайджанскую Астару. До Астары «пилить» отсюда  триста двадцать шесть километров. Астара это небольшой древний, портовый  городок на границе с Ираном.  Ему примерно шесть тысяч лет. Там и находится погранпереход. 

Я недаром сказал вам, что еду в азербайджанскую Астару, на иранской территории тоже есть Астара. Как только въехал в Иран и иранская Астара. Раньше это был один город, разделённый на две половины горной рекой Астарачай.  Потом, по условию Гюлистанского мирного договора 1813 года между Российской Империей и Ираном,  он тогда назывался Персией, демаркационная линия новой границы прошла по реке Астара. Так и получилось две Астары: Астара Азербайджанская и Астара Иранская. Гюлистан это теперь Карабах. Ещё Россия тогда,  получила исключительное право держать свой военный флот на Каспийском море, половину Грузии от персов освободила, Дагестан, ну и весь теперешний Азербайджан конечно. Эх, Астара, Астара…. Места там благодатные. С одной стороны горы, с другой стороны Каспий. Климат мягкий, субтропический. Вокруг рисовые поля, виноградники и цитрусовые сады. Везде растут  лимоны, мандарины, апельсины, гранаты. Особенно там классно осенью, когда урожай собирают. Раньше этот город славился далеко за пределами Азербайджана, производством шёлка и  мастерами, изготовлявшими изысканные изделия из фаянса.
   По преданиям  и сохранившимся, до наших дней , свидетельствам современников, земли Астары были настолько плодородны, а климат настолько благоприятный, что одна виноградная ветвь давала большую корзину ягод. Ещё рассказывают, что там  рос виноград, лоза которого достигала толщины  человеческого тела. Да оно и не удивительно - в Азербайджане  больше всего осадков выпадает именно в Астаре. – Я тихонько чтобы не мешать рассказчику взял стакан с финской водкой, предназначавшийся сначала Сергею, и хотел незаметно выпить, чтобы не прерывать  его повествование, но он всё равно увидел, и замолчал. Замер со стаканом и я, вроде меня поймали при хищении чужого имущества…
- Ну, чего ты ждёшь? – Спросил меня Сергей. – Давай!
- Так ты точно не будешь? – Уточнил я у него ещё раз.
- Точно, точно! Я же не девушка. Это им надо для приличия несколько раз сказать нет, если  даже чего-то и хочется. А я если что-то хочу, говорю  сразу – «да». А если не хочу, то говорю сразу – «нет». Понятно?!
- Ух! Какой ты принципиальный! Ну, раз так, то тогда позвольте мне друзья сказать тост. – Я откашлялся и опять поднял стакан. – Я хочу выпить Сергей за твою счастливую дорогу и пожелать тебе, чтобы ты всегда благополучно возвращался с Ирана домой. И не только с Ирана, отовсюду!  И мы с Сашкой тоже! – Я повернулся к своему Сашке и стукнул своим стаканом с водкой, об его протянутую ко мне руку со сжатым кулаком.  Сергей подождал, пока я не допил и продолжил – Границу переходим обычно утром. На иранской территории оформляемся и  становимся на отдельную площадку, где формируется выходная колонна. 
 Колона состоит в среднем из тридцати – пятидесяти автопоездов. Когда как - когда чуть больше, когда чуть меньше. Раньше - при Шахе,  наши машины ходили на Тегеран поодиночке. Потом в Иране произошла Исламская Революция. Положение  в стране не стабильное, да и пропаганда их, уж очень негативно отзывается о коммунистической идее и самих коммунистах, а значит и об СССР. Теперь,  от Астары до Тегерана, наша колона идёт под охраной иранских жандармов на «Виллисах», на въезде в Тегеран к ним ещё присоединяется небольшое подразделение Стражей Исламской Революции. На задних дверях, и бортах  полуприцепов, каждого автопоезда,  чёрным маркером пишут порядковые номера нахождения в колоне. Как правило, замыкают колону азербайджанские экипажи. Они хорошо знают фарси* и у нас как переводчики.  Да и если отстанут, не потеряются и ничего с ними не случится, они в Иране  за своих сходят. Когда начинали, ездить конвоями, машин было немного – по десять пятнадцать автопоездов. Сейчас дошло уже до пятидесяти.

 - Да солидная колона! Серёжа как границу проходите? Нормально? Без кишкомотства? – Поинтересовался я, наклонясь к сковородке, и набирая с верхом  кашу в свою, вместительную, деревянную ложку, как в персональную тарелочку.  Сверху на кашу я ещё положил себе пару кружочков поджаренной колбасы.
- Оформляют быстро, но…. – Сергей отхлебнул кофе.  - Но на подъезде к нашей Астаре все останавливаются и тщательно проверяют свою кабину,  все  ящики и все свои карманы. Любой кусок газеты, даже старой, замасленной, порванной, найденный в кабине, ящиках, карманах, не говоря уже о журналах и книгах, классифицируется как смертельно вредная коммунистическая пропаганда, провоз которой также как наркотиков и алкоголя карается или смертной казнью, или длительным тюремным заключением.  Интересно то, что ведь никто не читает, что там написано...
   У одного нашего водителя, по-моему,  брянского, как-то раз, нашёл иранский таможенник кусок помятой газеты…. про который тот и забыл совсем. Как нашёл – он просто у него торчал из заднего кармана брюк. Так чуть не пристрелил его на месте, хорошо наших парней было много. Стали все плечом к плечу. Закрыли собой своего незадачливого коллегу. А иранец не шутил - уже снял с предохранителя свой пистолет и дослал патрон в патронник. Изо рта чуть ли пена не летит. Неровён час пальнёт в своём религиозном экстазе…  Но по нашим ребятам всё-таки стрелять, не решился. Вот так и отстояли мы нашего парня, а ведь он мог и жизнью поплатится, за свою забывчивость. Вовремя мы подоспели. В общем, попрыгал, попрыгал вокруг нас этот борец с  иноверцами, потом малость успокоился, разрядил свой пистолет и спрятал его в кобуру. Вот так – «не за понюх табака» и жизнь загубить можно.  Как наш – питерский экипаж. – Серей сделал глоток кофе и закурив сигарету, продолжил – Потом, когда мы вернулись с Тегерана, я опять с этим водителем встретился. – Ну, что? – Говорю – Струхнул? За то  теперь будешь знать, чем может для тебя закончиться не целевое использование нашей центральной газеты - «Известия», вместо туалетной бумаги! 
- А, что с вашим экипажем случилось? Мы что-то слышали по «сарафанному радио»… Вроде как погибли ребята?
- С нашими-то – Переспросил Сергей – С нашими дело было, когда я ещё не работал в Совтрансавто…. Мне потом рассказывали. Вроде как отстали от колоны, поломались. Стали возле какого-то водоёма. На следующий день жара была сумасшедшая, вот они бедолаги и решили – освежиться немного, чтобы тепловой удар не получить, и простирать бельишко. Разделись, немного поплавали, ну и давай свои вещички поласкать. А тут толпа мусульман на какое-то Богослужение пришла или хадж* их там по святым местам пролегал… или Намаз они собирались совершить. А они в трусах одних стоят. У мусульман это выглядит так, вроде как наши ребята, вот так в одних трусах, к ним бы в мечеть  зашли. Ну, и забросали их камнями. Уж и не знаю, как на самом деле всё было и правда это или нет, но один наш экипаж в Иране погиб это точно.
- Я булькнул себе в стакан «финского эликсира»  и предложил Сергею и Саше – Давайте наших ребят помянем? То, что они не правильно поступили это факт. Но ведь наши – христиане. Ведь чужую жизнь забирать тяжкий грех перед Богом. Да что там забирать, желать другому смерти - тяжкий грех... А Бог един! И вездесущ. Его обмануть невозможно! Ну, посадили бы их в зиндан*, ну всыпали бы плетей… Но, убивать только за то, что по незнанию люди нарушили ваши религиозные порядки, это уже чересчур! Я думаю....
– Мы пить не будем. – Одновременно ответил Сергей и Саша.
– Ну, и не надо вам пить. Это совсем и не обязательно! Я водочкой помяну наших ребят, погибших от рук басурман*, а вы кусочком хлеба и минутой молчания. - Я вылил немного водки, из своего стакана, на землю – Упокой Господи души твоих заблудших агнецов, отпусти им грехи земные. На небе уже все равны и христиане и мусульмане… Жалко, что на земле это не все понимают! Царствие небесное мученикам – Выпил и добавил – Саня завтра, если, что ты будешь ехать. – Сашка молча кивнул, он видимо тоже был под впечатлением от рассказа Сергея.
   Первым молчание нарушил Сергей – Ладно. Поехали дальше
От иранской Астары до Тегерана пятьсот четыре километра. Ночью колона не идёт. Чтобы ночь не застала в дороге, расстояние то серьёзное, плюс горы, конвой всегда  доходит до  местечка Капур-Чал, что в ста двадцати пяти  километрах от Астары, по дороге на Тегеран, и там ночует. На следующий день - рано утром подъём и вперёд.   Так мы до наступления сумерек, даже зимой,  когда день короткий,  успеваем в Тегеран, засветло.  От Астары дорога сначала идёт ровная вдоль моря. Асфальт хорошего качества – без ям и выбоин и от палящего солнца не начинает растекаться, под колёсами хорошо гружённой Вольво, как кисель.
      Где-то далеко, в армянской слободе,  залаяла собака. А рядом с нами ухнул филин. Сверху лился лунный свет, окрашивая наши силуэты и спящие машины в какой-то не реальный таинственный цвет.  Он дополнял рассказ Сергея и придавал ему ещё больше какой-то тревожной таинственности. Сашка пару раз наклонился над столом, вроде совершая Намаз, и не в силах сдержаться, громко чихнул.
- Будь здоров Саня! - Сказал Сергей, а я добавил – На правду чихнул. Давай дальше Сергей. А ты Сашка пойди, накинь чего ни будь на плечи. Нечего здесь мне лазарет разводить! Это у тебя от того, что ты водку не пьёшь…. – Сашка окинул меня долгим, грустным взглядом и ничего не ответив, пошёл в кабину за курткой. Глядя ему вслед, я вздохнул тоже – Понимаю тебя Саня…. И выпить хочется, и поездить хочется…. Ничего не поделаешь. Надо выбирать что-то одно! - Вернулся он быстро. На нём уже был тёмно синий, шерстяной свитерок от спортивного костюма, с воротом на змейке и тремя белыми полосками на отложном воротнике. Мы такие костюмы «мастерками» называли, потому, что их выдавали мастерам спорта и членам сборных команд.
- О! Теперь порядок. – Одобрил я. Взял из своей деревянной ложки щепотку каши сделал из неё маленькую пирамидку, как будто ел узбекский плов, забросил себе в рот  и скомандовал – Поехали дальше Сергей. Уже все на месте. - Сергей снова улыбнулся и не торопливо продолжил свой рассказ – На Тегеран идут наши машины только с рефрижераторными прицепами. 


Тентовые полуприцепы с оборудованием и стройматериалами тянут сами иранцы. Наши их, им только в иранскую Астару доставляют. Иранские водители везут их дальше на выгрузку и потом возвращают обратно в Астару. 
- А обратно грузят, чем ни будь прицепы? – Поинтересовался Саша.
- Нет. Обратно практически все идут пустые. За всё время, на моей памяти только два случая таких – один раз мою машину из Тегерана загрузили чёрной – осетровой икрой, и моему коллеге притащили тентовый прицеп гружённый фисташками на ФРГ.
- А как же наши водители? Сидят столько время на границе в ожидании? – Не унимался Сашка.
- Нет. Почему сидят? Между нашей Астарой и Иранской у нас работает два маневровых тягача, которые перетаскивают груженые прицепы иранцам, а возвращаются обратно с уже свободными от товара прицепами. Чья очередь подошла, забирает и едет туда, куда его дальше, там посылают. Бывает и обождать иногда надо. 
   На манёвре – «Астара – Астара» ребята по одному работают. Мы их «водовозами» называем… В нашей Астаре питьевая вода неважная. Её вообще не желательно сырой пить, только кипятить надо! А у иранцев опреснитель стоит. Они воду из Каспия сначала перегоняют, потом  в специальной установке ионизируют серебряными электродами. Положительно заряженные частицы серебра мгновенно убивают в воде все микробы и бактерии. Даже возбудителей холеры – болезни римских легионеров! Такую воду можно спокойно пить сырой, и ничего, не боятся. Она приятная на вкус – как ключевая, и может долго хранится даже в жаркой кабине.  Наши шофера, со стоянки, и азербайджанские таможенники грузят им полную кабину пустых канистр и банок, а обратно они везут в них иранскую, целебную воду. Вот и позвали их в благодарность за это «водовозами». Они не обижаются и в свою очередь нас называют «водохлёбами» ненасытными.
- А почему воду из Каспия берут, а не из речки? Спросил Саша.
- Дело в том, что Астарачай, как и большинство горных рек здесь,  большее время практически безводная, одно каменистое русло, а потребность в питьевой воде большая. Я так думаю… Так мне говорили, что воду из Каспия берут. А почему из Каспия, я и не интересовался, если честно. За что купил, за то продал. Не придирайся!
    Колона наших машин, обычно идёт не быстро, где-то пятьдесят - шестьдесят километров в час. Это по равнине, а в горах спешить вообще нельзя, а тут особенно! Да и жара бывает сумасшедшая… Да и колона чтобы не растягивалась… Везём ведь почти всегда по двадцать две тонны груза: масло сливочное, сыр, мясо, яйца куриные и тушки. Плюс сам рефрижератор тяжёлый…  Особо не полихачишь. 
Вольво в гору прёт «аж гай шумит»! Вот на спуске надо быть очень осторожным – здесь даже самой сильной и умной машине, ещё и умный шофёр нужен. А то и до беды не долго. Да, что я Вам объясняю, сами ведь знаете.  
- Да знаем, научены. Чего уж там. – Задумчиво протянул я, вспоминая горящие тормозные накладки и заснеженные перевалы. – А откуда возите?
- Отовсюду возим:  с Дании, Голландии, Австрии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Германии.  И не только мы возим, их водители тоже возят, только они до Бреста. В Бресте перегружают свой товар в наши прицепы, а мы уже с ним идём дальше – на Тегеран.  Ну и перецепщики наши работают «Брест – Астара», «Астара – Брест». Этот перегруз и составляет основной грузопоток.
     Я вот мясо не люблю возить. С ним  как попадёшь – бывает, быстро разгружают, а бывает, если с документами что-то не так, неделями торчишь,  ждёшь. Дело в том, что мясо, идущее на Иран должно соответствовать требованиям Шариата - животные, из которых производятся мясопродукты,  должны быть забиты по мусульманским законам – халяльно*. Только тогда это мясо считается пригодным для пищи – халяльным.  На бойне обязательно должен присутствовать мулла, который контролирует весь процесс. Человек, совершающий халяльный убой скота, обязательно должен быть совершеннолетним мусульманином. Несовершеннолетний, старый, больной и иноверц, не имеет права заниматься этим. Над животными должна предварительно произнестись молитва и самое главное – животные должны быть забиты, вернее, зарезаны, без предварительного оглушения разрядом электрического тока, или усыпления, находясь в полном сознании и не испытывая стресса до самого момента смерти. 
    Одним плавным движением ему перерезается  дыхательное горло, пищевод и кровеносная артерия. Для этого используются специальные ножи. Для коров один, для барана другой, для птицы третий. Делаются они из великолепной стали и стоят не малых денег. Точат их на специальных камнях по нескольку часов. Лезвие, готового к применению ножа, должно быть острым как бритва и иметь зеркальную поверхность без каких либо, даже малейших, зазубринок и шероховатостей.  Длина лезвия такого ножа должна ровняться двум шеям того животного или птицы, которых собираются им зарезать.  Мулла лично проверяет каждый нож, ногтём своего пальца. Аллах говорит, что чем больше у человека страх перед небом, тем тщательней он будет проверять свои ножи…
    После того как животному перерезали шею, таким ножом, оно ещё долго бьётся в конвульсиях и судорогах.  Хотя мозг и прекратил уже функционировать, их сердце ещё продолжает стучать, выгоняя наружу кровь из уже мёртвого тела животного, делая его мясо чистым и пригодным для употребления. В этом-то и заключается основной секрет «фокуса». Мусульманам категорически запрещено употреблять в пищу кровь! Поэтому даже  мясо животных убитых по законам Шариата, они перед употреблением замачивают в тёплой воде, потом выкладывают его на специальную доску и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь, мясо промывают и только после этого оно становится настоящим халяльным продуктом питания для мусульман. 
    Во многих европейских странах такой метод умерщвления животных, считается жестоким и запрещён законом. Хотя сами мусульмане  считают его самым гуманным. Вот они и выясняют – «гуманным» методом были произведены мясопродукты, которые они импортируют в Иран или нет. А мы стоим и ждём.
   Сашка передёрнул плечами – Ну, Серёга ты ужасов нам понарассказывал… "Животное не должно испытывать стресса…" Ишь ты! Как это можно сделать? Бывает, едешь за ГАЗоном, который везёт скотину на мясокомбинат, и видишь,  как у коров и лошадей слёзы по щекам текут. Они же всё чувствуют!
А чего же тогда эти мусульмане у нас трескают мясо и халявное, и не халявное? Да что там мясо! Сало топчут не хуже христиан.
- Не халявное, а халяльное! – Поправил я его – Не путай грешное с праведным! А трескают всё подряд наши мусульмане, это не те, что ты думаешь. В Иране ортодоксальные мусульмане. Ортодоксальные означает правильные, последовательные, строго придерживающиеся  учения Ислама. И всё правильно они делают – кто платит, тот заказывает музыку. Оговорено контрактом, что поставлять? Вот и будьте любезны поставляйте то, что обещали. А все рассуждения и сомнения о гуманности должны были быть у продавца до подписания контракта. Теперь поздно уже пить «Боржоми», когда почки отвалились…
 - Не «Боржоми», а «Бадамлы» - ехидно поправил меня, в отместку, Сашка, или может быть, ему захотелось, хоть в чём-то,  проявить  компетенцию и вставить свои «двадцать копеек».
- Ладно, ладно…. Какая разница?! – Махнул рукой Сергей,  прерывая наш спор - Едем дальше, а то так и до утра мы в Тегеран не попадём.

- Едем! – Поддержал я – Только я выпью за священное животное – корову, которую лично мне очень жалко. Я Серега, когда попадаю в Австрию, мне кажется, что там все по вероисповеданию индуисты, для которых корова священное животное! Так их там любят! Корова неотъемлемая часть альпийской лужайки. Едешь, смотришь на них, и душа радуется.  Такие они ухоженные, красивые, гладкие. Чёлки и хвосты причёсанные, ленты вплетены, на шее колокольчик, бока гладкие…
  

 Вообще визитной карточкой Австрии является коровий колокольчик на вязаном ошейнике с красивым, ярким орнаментом и бахромой, и пивная кружка на которой тоже нарисованы коровы, альпийские луга и летящие высоко над ними разноцветные воздушные шары. Колокольчики бывают разные – от двух килограммовых  с густым звоном похожим на бас и совсем маленькие с нежным мелодичным голоском похожим на песенку синички. Делаются они обычно из латуни и все разные по своей форме,  орнаменту,  украшающему их, и, конечно же, по «голосу». Туристы, посещающие Австрию, считают своим святым долгом приобрести на память такие сувениры. Коровий колокольчик это ещё символ благополучной, размеренной и спокойной жизни на альпийских лугах. Его звон, напоминает людям о чистоте и красоте природы,  о необходимости беречь её, и сохранять в первозданном виде.
 Ребята с интересом слушали. Когда я закончил свой спич, Сергей спросил меня – А ты сам то, кем будешь? Не индуист случайно?!
- Нет, Серёга! Я христианин. Но индуистов  тоже уважаю. Я вообще всех хороших людей уважаю! Не зависимо от их вероисповедания и цвета кожи1
    Я опрокинул свой стакан. Закусил и  пережёвывая пищу показал  рюмкой на небо. Ребята заинтриговано молчали, ожидая моих объяснений - к чему это я  тыкал  своей пустой тарой в прекрасное, звёздное небо. Чтобы их не томить, я, наскоро переживав свою закусь, как баклан, проглотил её, в один присест, и сказал – Видите «Млечный путь» на небе? Это разлито молоко матери - коровы. Млеко на немецком языке означает молоко! 


А  ещё, когда Будда был младенцем, у него  умерла мать и тогда корова выкормила своим молоком Великого Учителя и Пророка. Понятно?
- Понятно! – Хором ответили мне Сашка и Сергей, еле сдерживаясь, чтобы не рассмеяться над моим религиозным негодованием.
 – Теперь будем знать, а то я сперва подумал, что ты у неба просишь, чтобы оно прыснуло в твой стакан дождём из водки…. -  Улыбаясь, пошутил Сергей.- А молоко на немецком вообще-то, мильх. Англичане водку называют молоком бешеной коровы - на немецком это звучит так "Ди мильх дер тольвютиген ку." Ты Николай видно немецкий язык учил по нашим фильмам про войну. Это там немецкие солдаты говорят: "Матка, давай млеко, яйко, шпиг - салё!" - Серёга уже смеялся не сдерживаясь.
- Да попал впросак - Подумал я, и огрызнулся -  Мы, Серёга, академий не заканчивал и немецкий язык, я учил сам, по разговорнику Совтрансавто, который мне в гараже выдали! А ты бы лучше фарси* учил, а не форсил здесь своим берлинским диалектом.... Хм... молоко бешеной коровы. Это надо же было такое придумать?! У нас, у русских, тоже, что-то наподобие есть. Помните сказку: Сестрёнка Алёнушка  братца Иванушку просила - "Не пей братец Иванушка, а то козлёнком станешь...". Не послушался её братец Иванушка, выпил и стал козлом!
- А я думал, что ты у неба просишь прощение за то, что сам, всю бутылку финской водки выдул – Подал свой голос Сашка.
- Эта версия уже правдоподобней выгядит. Саша! Водка это зло… Слышал, Серёга говорит, что это молоко бешеной коровы?   И правильно иранцы делают, что запрещают её употребление! – Я с сожалением посмотрел на пустой стакан и со злостью поставил его на крышку продуктового ящика – Тоже мне! Пьяницу нашли! Вот так – пои их, корми, ухаживай, рассказывай, заботься, а они из тебя, в благодарность, потом ещё аморального типа, неуча и посмешище сделают. Одним словом - "козла отпущения"!
Сергей кивнул на меня головой и вытирая слёзы, выступившие у него от смеха, сказал,  Сашке – Это он так говорит, потому что на Иран ездить ему не грозит.
- Серега! Только один Аллах, да святится имя его в веках, знает – «куда?», «зачем?» и « на чем?» мы с тобой поедем завтра.Вот ты сегодня ездишь на Вольво, а мы с Сашкой на МАЗе, а завтра глядишь - ты на МАЗе окажешься.... А нас с Сашкой куда-то, может быть, на .... танке пошлют......
- И то правда. Упаси Боже!. - Покладисто согласился со мной Сергей, стараясь сгладить мою вспышку  возмущения и три раза перекрестился. Это на меня подействовало успокаивающе.
- Раз водка закончилась – Я для убедительности перевернул вверх дном бутылку с оленем на этикетке – Значит, теперь, будем как иранцы - пить только чай. Так на чём мы остановились, до коров? Колонна на Тегеран двигается со скоростью шестьдесят километров в час…. – После этого я замолчал и выжидательно посмотрел на Сергея. Выдержав небольшую паузу, он продолжил
 – Сначала дорога на Тегеран от Астары идёт равнинная, вдоль моря. Слева Каспий, справа горная гряда. Где видно её, где не видно. Всё от погоды зависит. Поэтому климат там субтропический и  много растительности. 

Проходим, город Энзели это  крупнейший иранский порт на берегу Каспийского моря и курорт.  Вокруг него простираются рисовые и чайные плантации. Энзели, до свержения шахского режима  он назывался Пехлеви в честь шаха Ирана -  Мохаммед Реза Пехлеви.  В Энзели к стати есть икроперерабатывающий завод, и наши машины иногда там грузятся на Европу, тоже. Потом начинаем постепенно удаляться от побережья, идя в сторону гор.  Впереди и сзади нашего конвоя едут жандармы. Они то, и задают скорость, внимательно наблюдая за тем, чтобы ни кто, не отставал, и колона не растягивалась.  Недалеко от  Энзели,  находится довольно крупный город Решт. 


Мы его вокруг обходим. Только башни мечетей и трубы предприятий издалека видать.  Интересно то, что  в Реште, когда-то была Персидская Советская Республика, правда просуществовала она не долго – чуть больше года.  После Решта дорога круто уходит вправо. Каспий уже остаётся у нас за спиной, а мы идём в сторону гор. На  одном из склонов горы, с левой стороны от трассы, была высажена, из елей, маленькая рощица в форме шахской короны обрамлённой лучами восходящего солнца. Очень красиво смотрелось. Теперь что-то её не видать. Наверное вырубили. Жалко. 
По мере  удаления от границы в направлении Тегерана, дорожное покрытие становится всё лучше и лучше. Следующий город у нас - Радбар. Вот как раз за ним,  с правой стороны, прямо возле дороги и находится не то озеро, не то водохранилище.   Думаю, что где-то там и произошла беда с нашим экипажем. Больше, по пути, нигде, никаких водоёмов я не видел. Хотя постойте. Нет. Есть ещё какое-то озеро недалеко от границы километрах в двадцати от иранской Астрары и большая лагуна Каспийского моря возле Энзели, она тоже делит город на две части, как и река Астарачай, город Астару. Но думаю, что эти два места отпадают. Возле нашей границы такого не могло произойти, а в Энзели  дорога проходит слишком далеко от лагуны. Река, вдоль которой тоже проходит дорога, не в счёт, там и не покупаешься и не простираешься.
   В окрестностях Радбара, в предгорье горного хребта Альборз, протекает река Сефидруд  - Белая река, вдоль которой находится множество оливковых рощ. Сефидруд в Иране, как Волга в России.





Здесь выращивают больше восьмидесяти процентов всех иранских оливок, консервируют их  и добывают оливковое масло. К стати оливковое масло для нашего брата очень нужная вещь. Принимая его три месяца, по столовой ложке на тощак, можно излечить язву желудка. Ещё оно защищает сердце, замедляет процесс старения и продлевает молодость. Молодость, как молодость.... природу не обманешь, а вот о собственном желудке и сердце не мешает позаботится. Я всегда вожу с собой бутылочку этого простого лекарства.
    Немного проехав после Радбара, встречаешь тоннель, а за ним дорога уже пошла вверх на перевал. Растительности становится всё меньше и меньше. 


За перевалом начинается вообще «лунный» ландшафт – красная выжженная солнцем земля без признаков жизни и чёрные скалы. Суточный перепад температур очень большой - днём жара не выносимая, а ночью холодно. Сюда уже не доходит влага не из Каспийского моря, ни с Персидского и Оманского залива. За горным хребтом, после Радбара у нас идёт Казвин – один из крупнейших городов Ирана в котором сконцентрирована текстильная промышленность где производится шёлк и хлопковые ткани, а также выделываются всевозможные кожи. Казвин ещё крупный транспортный узел на железнодорожной ветке «Тегеран – Тебриз», рядом с ним находятся крупнейшие залежи меди.  Иран вообще очень богат  природными ископаемыми. Здесь добывается: нефть, газ, каменный уголь, медные, железные, марганцевые, свинцово-цинковые, железные, хромовые, титановые и урановые руды.  В горах Ирана ещё добываются драгоценные камни и золото. Из драгоценных камней на весь мир славится иранская бирюза. 
   
             Название этого минерала означает - "камень счастья" и "победа".
   Следующий у нас по дороге город Кередж. Это большой город в котором проживает более миллиона человек и через который следуют все грузы на Тегеран идущие с Каспийского моря и Советского Союза. От него до Тегерана идёт автомобильная магистраль наподобие европейских автобанов.
 Ну, и наконец Тегеран. 
Тегеран расположен, на южном склоне горы Точал хребта Эльбурс,  отделяющего город от Каспийского моря, которое находится в девяноста километрах от него. Уникальная сложность этого маршрута заключается в затяжном подъёме к иранской столице. Подъём длится порядка сто пятьдесят километров. Это серьёзное испытание для людей и двигателей их грузовиков. При жаркой погоде, с двадцати двух тонным грузом, на таком подъёме «кипят» даже те грузовики, которые в других условиях ведут себя вполне достойно. Сергей закурил сигарету, сделал глоток кофе и похлопал рукой по борту нашего МАЗа. – Вашему буйволу там делать нечего. На Тегеран ходят только Вольво и Мерсы! Как-то пробовали запустить Супер МАЗы, ничего не вышло – кипят как самовары. Чего ребята только не делали  и дополнительные воздухозаборники, и радиаторы большие ставили, от комбайнов. Всё напрасно. Решили больше  не мучать ни себя, ни других.
    А Тегеран был основан на иранском плато на высоте около двух тысяч метром над уровнем Океана. Мусульмане говорят, что Аллах специально приблизил их благословенный город к себе поближе.

Это один из крупнейших городов Азии - его население с пригородом сейчас около семи миллионов человек. 
 
В самом городе ездить вообще сложно, а на автопоезде евро стандарта – вообще труба дело. Правил дорожного движения, как таковых здесь вообще не существует. А если и существуют. То никто их не выполняет. Вокруг тебя суета, толкотня и какофония сигналов. Сигналят все, причём делают это по делу и без малейшей необходимости. Им так видимо спокойней и веселей. Если на машине нет звукового сигнала – в Тегеран лучше вообще не заезжать. Ну, и перепады высот в городе доходят до семисот метров! Короче мрак для европейца. Представляете – привозишь туда груз из ФРГ или вот как я сейчас из Финляндии, и после немецкого или финского, идеального, дорожного движения, наполненного уважением к коллегам и другим участникам движения, я бы даже сказал – почтительного отношения, попадаешь в хаотичное – броуновское движение тегеранских улиц.  Волосы на голове дыбом поднимаются, а рубаха прилипает к твоей мокрой спине, как у курсанта автошколы, делающего первые шаги в практическом вождении автомобиля, по оживлённым улицам, большого города. Но  движение транспорта и пешеходов, на улицах иранской столицы,  кажется хаотичным только на первый взгляд. На самом деле оно подчиняется каким-то своим, понятным только иранцам законам. 

 Вот, например: – На красный сигнал светофора нельзя ехать и идти только тогда, когда ты никуда, не спешишь.
На руле мопеда и мотоцикла можно перевозить только одного пассажира, а на самом мотоцикле столько, сколько поместится.

Водители мотоциклов и мопедов без зеркал заднего вида могут передвигаться как им угодно - в любом направлении. 
  Водитель любого транспортного средства должен в любой момент быть готовым увернуться от мотоциклиста, двигающегося по полосе встречного движения или выскочившего с второстепенной улицы. Их – мотоциклистов, кстати, на улицах Тегерана море.
Подача звукового сигнала дает водителю все преимущества и освобождает его от принятия мер предосторожности. Поэтому выезжать на улицы Тегерана с неработающим клаксоном нельзя!
Остановка транспортного средства разрешается везде, если иранцу так надо. Обгон разрешается везде.
Разворот разрешается везде. Ну и так далее… Я думаю,  что вам уже немного стало понятно – как  ездить в Иране?! Вот поэтому я, когда на это смотрю, то тоже думаю, что запрет на употребление алкоголя в Иране это очень хорошо!
    На входе, как я вам говорил,  к жандармам сопровождения, обычно присоединяются ещё Стражи Исламской Революции и ведут нас на стоянку. Их вообще-то называют КСИР - Корпус Стражей Исламской Революции. Они пользуются определённым авторитетом среди населения, это мягко говоря. Один их вид, несколько охлаждает водительский пыл  иранцев. С ними как-то спокойней и чувствуешь себя уверение за рулём. 
    Оставив машины на стоянке под охраной, и сдав документы, берём с собой всё необходимое  и иранцы нас, на автобусе, везут в гостиницу. Гостиница находится в центре – на площади имени иранского поэта Фирдоуси. Вообще-то его правильно называть надо -  Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси. И считают его своим национальным поэтом не только иранцы, а и узбеки, таджики, афганцы.
Гостиница в несколько этажей, которая нас приютила в Тегеране, очень даже ничего и охраняют её, на всякий случай те же Стражи Исламской Революции с нашими АКМами* в руках.
- А охраняют они вас от иранцев или иранцев от вас? – Поинтересовался Саша.
- Да Бог его знает…. Наверное, всё-таки, они нас  охраняют. В город для нас выход свободный, только на большие мусульманские праздники мы должны находиться в отеле – выход в город категорически запрещён. 


Недалеко от нашей гостиницы, находится большой базар, куда можно сходить,  отоварить свои «кровные» реалы. Они в Иране остались те же, что и раньше, только изображение шаха теперь закамуфлировали на купюрах.



   Многие наши ребята вообще ничего, не покупают, только самое необходимое – работают на чеки. Собирают иранские реалы, а потом, в своём гараже, меняют их на чеки Внешпосылторга. 
А за чеки уже можно и машину легковую в экспортном исполнении, без очереди, купить и квартиру кооперативную. У нас в гараже люди по пять лет стоят на очереди за Жигулями, а на квартирном учёте по пятнадцать – двадцать. А тут пошёл и взял себе без всякой очереди – хочешь Жигули, хочешь Волгу, а хочешь УАЗ 469. 
Ростовские, брянские, минводовские и наши ребята, в среднем по три четыре захода делают из Астары на Тегеран. Иногда бывает так, что и по три месяца с Ирана не вылазят. Я как-то на месяц завис в Тегеране с мясом. Думал на стенку уже скоро буду карабкаться. В карты играть нельзя. В бильярд играть нельзя – короче запрещены все игры, которые можно квалифицировать как азартные
Сашка хмыкнул – На деньги можно в любую игру играть, даже самую безобидную. Вот шахматы, например. У нас в городском саду, пенсионеры постоянно «по рублю» играют…
- Кстати о шахматах – многие серьёзные учёные приводят веские аргументы в пользу того, что шахматы придумали не в Индии, а в древней Персии. Ну, это так к слову.

   Я когда работал на Иран постоянно, отоваривался на последней ходке в Тегеран. Кое-что покупал по просьбе и заказу родственников, и друзей. Кое-что покупал на подарки. Кое-что покупал на продажу, чтобы пополнить свои скромные командировочные.  
 В основном брали мы на базаре ткань яркую, такую цветастую, женские, блестящие платки с люрексом,  мужские рубашки, скатерти, люстры, японские сервизы и магнитофоны, «золочённые» столовые наборы.


То, что предназначено на продажу у нас забирают сразу, прямо в азербайджанской Астаре. Есть  люди, которые этим специально занимаются. Потом они это всё продают в других районах Азербайджана или везут в Узбекистан и поднимают на этом неплохие деньги. И им хорошо и нам удобно.
     Так, я кажется, немного отвлёкся. Вернёмся к нашим «баранам». Раньше ребята ездили на таможню сами, но теперь уже решили этот вопрос и таможенники сами приезжают на стоянку. Проехать по Тегерану даже на короткое расстояние быстро не получается. На это надо пару часов. Так что теперь стало намного легче. Инспектор приехал. Вскрыл фургоны. Посмотрел на груз. Взял немного на анализ, немного себе «на кастрюлю» и опять уехал. Через некоторое время, после этого, приходит иранец с документами, называет номер машины, название фирмы получателя груза, и едет вместе с ним на разгрузку. После выгрузки едем обратно на стоянку, ставим там машины, а сами идём на базар и по магазинам. Даже если ничего не надо купить.

  Восточный базар это зрелище! Это представление! Это экспозиция культуры, искусства и достижений народного хозяйства - как у нас на ВДНХ*, только все экспонаты продаются.  
 Я всегда получаю удовольствие от такой прогулки. И, конечно же, надо купить хоть какие-то сувениры на гостинцы, подарки и презенты. 
 Каждый рейс я обязательно покупаю домой для детей и женщин сладости. 

 Восточные сладости  в Иране это отдельная тема. Одним словом это можно назвать вкусная красота или красивая вкусность! Я бы за ними на базар попёрся и под пулями иноверцев…. – Шучу!  


 Но ребятишки радуются, когда им привозишь эти сладости, очень сильно. А чего не сделаешь только, чтобы дети были счастливые?! 

Любимым женщинам покупаем ювелирные изделия из иранской бирюзы. Местные мастера из неё просто чудеса творят!
- Наверное, дорого стоят? - Поинтересовался Саша.
- Да как тебе сказать – если за эти деньги накупить рубашек, платков и косынок, а потом продать в Союзе, то дорого. А если для себя или для любимой женщины, то вполне доступно. Да совсем забыл об иранских женщинах упомянуть. Ходят они все в длинных тёмных одеждах и платках закрывающих волосы и всё тело, кроме лица и кистей рук. Как вроде в трауре. В автобус и другие виды общественного транспорта с мужчинами садятся через разные двери. Одни двери женские, другие мужские. И едут каждый в своей половине пассажирского салона.
 Ещё есть такая традиция у наших ребят -- попав первый раз в Тегеран, обязательно сфотографироваться на фоне Башни  Свободы. Её ещё называют Б
 Башней Азади и Шахскими штанами. Построили её ещё при шахе, в честь
двух тысяча пятисотлетия Персидской Империи и назвали "Башня памяти царей", а потом переименовали. Так, что меткое, народное название не беспочвенно. Да и похожи они на шаровары султана.


   На Востоке край горизонта стал светлеть, выделяя из темноты верхушки клёнов растущих у дороги за воротами стоянки. Серёжа хлопнул себя по коленям и встал – Всё приехали. Всем спать. Совсем мало уже время осталось для отдыха.
Сашка попросил его – Только две минуты Серёжа. Скажи, а как иранцы к нам относятся?
- Ну, как относятся? Как к чужим людям, как к иноверцам – настороженно. Когда ты с человеком не познакомился поближе, ты ещё не знаешь – друг он тебе или враг, поэтому ведёшь себя осторожно. Сдержанно. Вот мы познакомились – он похлопал Сашку по плечу и теперь я и вы знаем, что мы друзья! Правильно Саня?!
- Правильно – Согласился Сашка, покосившись на меня.
- Вот и с иранцами мы стараемся себя вести как друзья, правда видите – не всегда, получается – Добавил он, видимо вспомнив свой погибший экипаж. -
Да  чё там говорить?! Им тоже не сладко - внутри страны проблемы, и война с Ираком ещё идёт в придачу.  Как началась в восьмидесятом году, так  до сих пор и длится.  И не видно ей ни конца, ни краю... Они её называют - "Священная оборона". Думаю, что у иранцев ещё и обида на нас за Гюлистанский мир не прошла. Помнят они наверное и погромы донских казаков Степана Разина. Те как-то здорово в Энзели отличились... Подошли тихонько со стороны Каспия на своих челнах и захватили порт и город. Всё бы ничего.... Так они разгромили винную лавку и потом с пьяных глаз там такого натворили... Персы их окружили и попытались взять в полон.  Но не тут-то было! Они прорвались через их ряды, отбили свои челны и отправились восвояси. 
- Вот видишь Серёга, а если бы не винная лавка, могли бы и не прорваться. - Предположил я. Но он не обращая на это внимание, продолжал
- Правда потом  наш, русский Царь - батюшка, тех из них, кого удалось изловить, приказал кинуть на растерзание своим цепным псам. Толи за мятеж, то ли за не дипломатичное поведение по отношению к персам... без его Святейшего благословения. Уж не знаю за что, но факт, остаётся фактом. Да и персы тоже не святые - в их платяном шкафу,  не один скелет запрятан..... Если начнём вспоминать...друг-другу прошлое, ещё неизвестно какая картина  получится и в чью пользу.
- Раз ты Сергей за факты вспомнил, то и мы с Санькой тоже кое-что знаем, из истории нашей Родины - Казачий атаман Степан Разин со своей  донской флотилией, состоящей из тридцати стругов*, в семнадцатом веке, довольно успешно действовал на Каспии,  периодически совершая "набеги" на Персию. Персам это изрядно надоело и они направили свою флотилию, в несколько раз превышающую по численности и огневой мощи, казачью, к западному побережью Каспия, где на острове "Свиной" базировался Разин со своими сотоварищами. Этой армадой из высокобортных, морских судов - "сандалов", командовал Мамед - Хан. По суше к острову "Свиной" было направлена сухопутная армия персов, которая вброд перешла мелководный пролив, отделяющий остров от материка, когда на горизонте появились приближающиеся суда персов. 
   У Мамед - Хана не было никаких сомнений в своей победе. Чтобы ни одно судно русских не проскользнуло между его кораблями, он приказал их все соединить между собой железными цепями. Ранним июньским утром одна тысяча шестьсот шестьдесят девятого года началось первое в истории крупное военное сражение между персами и русскими. Степан Разин повёл свою флотилию в открытое море, специально наказав кормчим вести свои струги так, чтобы Мамед - Хан подумал будто они мореходы никудышные. Потом неожиданно развернувшись, казаки устремились навстречу противнику, ведя прицельный огонь из своих пушек, вызвав этим недоумение и растерянность у персов. Цепи которые было приказано, как сети для русских стругов, натянуть между судами, теперь лишили их манёвренности  и сделали хорошей мишенью для опытных пушкарей Степана Разина. Суда персов получившие серьёзные повреждения, тонули, затягивая за собой под воду соседние ещё целые.  В рядах персов началась паника. По приказу Разина весь основной огонь был сосредоточен на флагманском судне где находился Мамед - Хан. Сначала оно получило несколько пробоин, потом одно ядро, выпущенное из пушки казачьего струга, попало ему прямо в пороховой погреб, где хранились боеприпасы. После страшного взрыва, персидский флагман развалился на куски и пошёл на дно. Другое легкое судно подобрало Мамед - Хана и он с ещё двумя уцелевшими "сандалами" бросился в бегство. Догнать его Степану Разину не удалось, но за то, он пленил сына и дочь Мамед - Хана. Говорят, что прославленный казачий атаман Степан Разин сделал дочь Мамед - Хана своей наложницей, а потом, когда из-за неё начался ропот в рядах его боевых товарищей, выкинул её за борт. Помните - "Из за острова на стрежень", "И за борт её кидает в набежавшую волну"?!
Интересно то, что сам Степан Разин, перед этим сражением,  предлагал отступить, видя неравные силы, но казаки настояли на своём - "Не негоже русским людям от персов бегать!"  


Так что Серёга, Царь - батюшка погорячился, а ты можешь ходить по Тегерану с гордо поднятой головой. Битва у острова "Свиной" вошла в историю как одно из самых выдающихся сражений на море проведённое русскими. Потопив около семидесяти персидских судов, Степан Разин не потерял ни одного своего струга! Да что там струга! Ни одного казака не потерял, только пятьдесят человек было ранено... Вот так-то Серёга, а ты про какую-то винную лавку вспомнил. Русский человек и без вина может чудеса храбрости показать своим врагам!
 Поблагодарив Сергея, Сашка долго жал его руку видимо не желая с ним расставаться. Я терпеливо ждал. Когда наконец он всё же ушёл, мы с Сашкой  быстро собрали всё с нашего стола, спрятали в ящик и закрыв его крышку повесили замок.
Потом залезли в кабину своего МАЗа.  Сашка ещё порывался мыть посуду, но я ему категорически запретил - Завтра помоешь. Сейчас отбой! Всем спать.
  Мне же, что-то не спалось. Я сидел и, высунувшись в окошко, курил думая о всяком своём, разном. Сашка плюхнулся в постель и сразу заснул. Во сне он вскрикивал и что-то бормотал.
Наверное, ему снится как мусульмане своим «гуманным» методом режут коров. А может ещё что-то пострашнее – например, что он попал в гарем к восточным красавицам - обольстительницам, а потом сам очутился на месте халяльной коровы. История знает такие случаи...  и наоборот бывает тоже...  А может ему снится что он участвует в морском сражении, а может горный перевал на который он не может подняться, или не может с него спустится..... Я засунул руку в спальник, нащупал его плечо и начал его тормошить. Он оттолкнул мою руку, перевернулся на другой бок и затих, продолжая спать уже спокойно. Над Баку небо быстро светлело и где-то далеко, за Каспием, показалась ярко оранжевая кромка восходящего солнца.
Я тоже наконец улёгся в свою постель на верхней полке. Как снайпер в своей ячейке, положил возле себя бутылку с минеральной водой, на всякий случай.... Немного поворочался и найдя удобное положение стал засыпать, напоследок подумав – Да Восток дело тонкое Петруха…..
***************************************************************

Хадж (араб.) — Паломничество, связанное с посещением святых мест. Делается это только в определённое время.
__________________________________________________________
Бусурман - Всякий иноземец и иноверец, нехристь, мусульманин - в неприязненном значении.
_______________________________________________________________
Зиндан (персидский) — Традиционная подземная тюрьма-темница в Средней Азии.  Слово образовано от слов зина — «преступление, нарушение» и дан — «помещение, вместилище».
____________________________________________________________
Халяль (араб.) — Дозволенные поступки в шариате. В мусульманском быту под халялем обычно понимают мясо животных, употребление которого не нарушает исламские пищевые запреты. Противоположным халялю является харам (запретное).
_____________________________________________________________

Фарси - Перси́дский (новоперсидский) язык.  Ведущий язык иранской группы индоевропейской семьи языков, обладающий  богатой многовековой литературной традицией.
_____________________________________________________________________
 АКМ – Автомат Калашников Модернизированный.
 _______________________________________________________________________


Струг (от «строгать») — Русское плоскодонное парусно-гребное судно, служившее для перевозки людей и грузов. Использовалось на реках и озёрах. Было оборудовано съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре. Струги имели длину от 20 до 45 метров и ширину от 4 до 10 метров. В XVI—XVII веках использовались для защиты речных торговых путей от разбойников, для чего оборудовались несколькими небольшими пушками.

















9 комментариев:

  1. Спасибо Николай Федорович, как всегда весьма познавательно. Я, к своему стыду, совершенно ни чего не знал про морскую битву Степана Разина с персидским ханом; хоть и весьма наслышан про Разина и персидскую царицу, и песню не много знаю, теперь то мне всё ясно.

    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  2. Рома, рад что ты появился!
    Лично я про Степана Разина знал, а вот что в Иране существовала Персидская Советская Республика, и не предполагал даже...
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  3. с уважением михаил20 июня 2013 г., 19:28

    ХОРОШАЯ познавательная статья с нетерпением ждём продолжения

    ОтветитьУдалить
  4. С уважением МИХАИЛ г ГЕЛЕНДЖИК21 июня 2013 г., 11:36

    ЗДРАВСТВУЙТЕ НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ привет из города ГЕЛЕНДЖИКА .Почитал вашу книгу .Впечатлений море хочется сказать много хорошего а слов не хватает .Особенно понравился рассказ БАЛГАРИЯ вернее ваш напарник ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ очень поучительный пример отношения к работе и технике .Прочитал вышел на работу посмотрел вокруг сколько всего прекрасного чего раньше не замечал .Очень много наших с вами коллег ставят деньги при выше всего на свете конечно сейчас время такое но хочется чтобы люди оставались людьми .Ваша книга учит хорошему прекрасному .Мне кажется главная её цель люди живите по совести она самый лучший проводник по крутым дорогам и тропинкам этой жизни. спасибо НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ что вы есть спасибо за книгу спасибо что учите нас молодых хорошему а плохое с вашей помощью мы будем стараться не замечать

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо Миша!
    Значит не зря я работаю и живу.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  6. Читал про дорожное движение в Тегеране и узнавал родимый Гуаякиль. У нас все тоже самое, водитель уажает только собственное эго, на остальных ему наплевать

    ОтветитьУдалить
  7. Привет Сергей!
    Что-то ты давно не появлялся у нас?
    Ты бы сейчас по своему родимому Киеву поездил.... там ни Тегерану, ни Гуаякилю нечего браться! Одних "слуг народа", для которых законы не писаны, развелось немерено - как тараканов!!! И ездят они так, что смотришь и просто диву даёшься....
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  8. Дмитрий Пятигорск.22 августа 2013 г., 20:56

    Хороший,интересный рассказ о Тегеране. Про случай с убийством советских водителей я слышал такое: Ростовские ребята в составе одного экипажа(2 чел) на какой то стоянке на иранской территории занимались бортировкой колес. Жара стояла. Они с голыми торсами возятся с колесами,пот ручьем. Подъезжает машина с мужчинами мусульманами они им делают замечание то ли предупреждение - мол нельзя так,оденьтесь, и уезжают. Они не приняли их всерьез,и занимаются дальше.Через небольшой отрезок времени они подъезжают снова,выходят в руках стволы и сразу на поражение.

    ОтветитьУдалить
  9. Дмитрий Пятигорск28 сентября 2013 г., 15:19

    На 3-й фотке в колоне машин на границе в кадр попала машина Совтрансавто Мин-воды,цифр на номере не видно четко,а вот комбинация из букв ССМ принадлежала Ставропольскому краю ,кавминводской группе. На совавтовских машинах была поголовно серия ССМ,серия на полуприцепе -СТ-.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...