пятница, 10 мая 2013 г.

Где найти водителей первого класса?! Или Профессиональная подготовка водителей Совтрансавто. Часть 4


Если, по дороге в капиталистическую страну назначения, возникала необходимость пересекать территорию другой капиталистической страны, тогда для этого дополнительно выдавались необходимые транзитные визы, дающие право пребывания на их территории от двенадцати до двадцати четырёх часов.
Бывало и так, что после того, как человек отрабатывал свой первый СЭВовский паспорт, ему потом вообще ничего не приходило - ни продление СЭВа, ни Кап. Бывало, что приходил один продлённый СЭВ.
Обычно по этому поводу никто, никаких разъяснений не давал, и человеку оставалось только догадываться о причинах отказа. Должен заметить, что, в 90% таких случаев, каждый сам знал, в чём причина отказа. Другое дело, какая она была эта причина - объективная или субъективная, сам человек это заслужил или ему помогли, но это уже человеческий фактор и отдельный разговор.
Из «отказников» одни сразу уходили в другие АТП, как я уже говорил, тогда в СССР было много и другой достойной, хорошо оплачиваемой работы для шоферов первого класса. Другие оставались и продолжали работать на перецепке, междугородних перевозках или на других местах. Для некоторых таких добросовестных работников, на деле показавших свою преданность профессии и своему предприятию, делалось исключение, и через три года разрешалось повторно подавать документы на оформление служебного паспорта и выездной виды. Но таких случаев были единицы.
Не смотря на престижность работы, в связи с непростой спецификой производственной деятельности, текучесть кадров в предприятии всё же была довольно высокая. Хотели работать в Совтрансавто многие, а выдерживали далеко не все.


Для того чтобы работать в капиталистические страны к водителю предъявлялись следующие дополнительные требования:
а) Он должен был обязательно быть членом Коммунистической Партии Советского Союза.
б) Водитель должен был быть женат и у него должны были быть дети. Это требование было не гласное и не обязательное, скорее предпочтительное. Такому водителю просто, при выборе всегда, отдавали предпочтение.
Хочу, справедливости ради, отметить, что шофера – коммунисты были особенно сознательной и передовой частью коллектива, которым можно было доверить самые серьёзные задачи и быть уверенным в том, что они их выполнят. Шофера – коммунисты ничего общего не имели с партократами, карьеристами и дельцами от коммунистической идеи …. На шофёра коммуниста всегда возлагалась двойная ответственность. Первая как на всех + дополнительно вторая по партийной линии. Для рядовых членов партии, из числа рабочих, существовал такой принцип – «У коммуниста есть одно преимущество – первым идти в бой!».


Многие вещи в стране, и у нас в Совтрансавто, тогда делались на энтузиазме. Это не был голый энтузиазм, это был тот душевный порыв, который помогал в различных тяжёлых ситуациях и который не оставался не замеченным и ценился как руководством АТП, так и простыми шоферами, коллегами по «цеху». Сейчас это называется патриотическим отношением к своему рабочему месту и правильной мотивацией. Кстати, в каждом гараже Совтрансавто, были одни из самых представительных первичных партийных организаций в городе. И стать членом КПСС в АТП Совтрансавто, было не просто, даже при положительных характеристиках и рекомендациях. Принимали конечно своих шоферов тоже, которые выросли на глазах коллектива и за которых были уверенными, что они вступают в партию по убеждениям, а не только для того чтобы попасть на работу в капиталистическую страну. Случалось, конечно, что некоторые прагматичные граждане, из числа шоферов международников, правдами и неправдами пролазили в КПСС, таких коммунистов у нас называли - «кримпленовые коммунисты». Кримпленом тогда назывался ходовой синтетический текстильный материал, пользующийся повышенным спросом у населения.
Ну, а семья, это очевидно, это самая дорогая частица Родины, из-за которой человек едет в дальний рейс, а потом спешит домой и из-за которой, ни один нормальный человек, никогда, не останется даже в Раю.


Бывали случаи, когда водитель, ещё работая в своём АТП, приходил в Совтрансавто, договаривался с руководством, и сдавал свои документы на оформление служебного паспорта и выездной визы. Это было крайне редко и по очень серьёзным рекомендациям. Такие водители, после подтверждения Куратора о том, что их досье в порядке, приходили на работу в Совтрансавто, стажировались и сразу ехали работать на международных перевозках. Документы водителей, имеющих высшее образование, для оформления служебного паспорта и выездной визы (в качестве водителя) не принимались. Мотивация была простая и понятная – «Работая за рубеж, в качестве водителя, вы будете дискредитировать систему высшего образования в СССР. Не надо было заканчивать ВУЗ, занимая чьё-то место, чтобы потом работать шофёром».
Наряду с Куратором, в каждом АТП Совтрансавто была должность заместитель директора по воспитательной части. Заместитель директора по воспитательной работе воспитанием шоферов занимался весьма условно. На самом деле его задачей было следить за чистотой кадров, их пополнением и селекцией. Он, в составе комиссии, решал кому можно подавать документы на визу в капиталистическую страну, в какую именно и кому с кем работать в одном экипаже. В составе комиссии был и начальник автоколонны, который как никто другой знал, не на словах, а на деле, всех своих работников, их деловые и человеческие качества. Вместе они составляли списки по визам и списки экипажей. После этого список на визы рассматривало и утверждало бюро первичной партийной организации АТП. Ознакомливался с ним и Куратор. Последнее и решающее слово было за директором АТП Совтрансавто, который утверждал списки своей подписью. Ну, естественно, конечно и Куратор тоже участвовал в этом важном процессе. Он ничего не решал, он рекомендовал, но его рекомендации часто имели определяющее и решающее значение.
Все шофера в гараже знали, что если на собеседовании на вопрос – «Куда бы вы хотели ездить?», скажешь – «В Италию» тебе оформят визу куда угодно, но только не в Италию. Некоторые ребята специально блефовали, но большинство говорило, что поедут туда, куда их пошлют. Так оно и было на самом деле. Ещё все знали, что двух закадычных друзей в один экипаж не посадят.
Водители – международники работали только по двое, что по СЭВу, что по Капу. Перед убытием в рейс, приказом по предприятию, один член экипажа обязательно назначался старшим. Старший водитель экипажа принимал, при необходимости, производственные решения без согласования с руководством, на своё усмотрение, и потом нёс за них ответственность. Старшему водителю экипажа выдавалась касса (валюта, рубли) и топливо. В ситуациях, когда нарушение допускалось его напарником, ответственность в полной мере ложилась также и на его плечи с мотивацией – «А где ты был? Куда смотрел? Почему это допустил?».
Один из членов экипажа был «хозяин» машины. Машины закреплялись только за одним человеком. Необязательно, чтобы «хозяин» машины был старшим экипажа и наоборот – необязательно, чтобы старший экипажа был хозяином машины.
Все водители международники были и экспедиторами, они отвечали по существующему законодательству за груз в пути следования (от его погрузки до его выгрузки). Водители наблюдали за правильной погрузкой, креплением, оформлением документов и сохранностью груза. Если автопоезд должен был парковаться на неохраняемой стоянке, водители обязаны были, по очереди, его охранять круглые сутки.
При выполнении международных рейсов все водители обязаны были руководствоваться положениями и указаниями «Инструкция об обязанностях водителя, выполняющего перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении автомобильным транспортом».


На её первой странице было написано, что водитель Совтрансавто обязан в пути следования оказывать всемерную помощь своим товарищам автомобилистам! Это был фундамент, на котором строились правильные производственные отношения. Водитель, проехавший мимо своего коллеги из Совтрансавто (из любого филиала), не остановившийся, не поинтересовавшийся в чём дело, не оказавший помощь, мог быть изгнанным с позором с работы, не зависимо от того останавливал его кто-то или нет! А может наш водитель в это время, лежал в кабине в бессознательном состоянии и умирал?!
Выполнение международных перевозок контролировала «Служба движения Совтрансавто». Её «Инструкция об обязанностях водителя, выполняющего перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении автомобильным транспортом» была Библией шоферов международников.

6 комментариев:

  1. Жаль, что сейчас всё наоборот. Всеми правдами и неправдами получают высшее образование, платят бешеные деньги за обучения, а работают на должностях, где порой и 11ти классов хватит за глаза. А уж про продажу дипломов вообще умолчу. А самое страшное, что потом эти люди работают с купленными дипломами, совершенно не разбираясь в своей работе, в медицине это вообще стало нормой. Мне как то предлагали подобную махинацию - я наотрез отказался, мотивируя это тем, что :"Пусть у меня руки в грязи, но совесть чиста будет".
    Как то к нам пришел на работу один парень, отучившийся в престижном ВУЗе, и я задал банальный вопрос:"Чему ты там научился"? Он ответил очень честно:"Взятки давать". Очень обидно.
    С ув.Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  2. А на третьем фото, два наших водителя - международника Юрий Иванович Филончиков (золотой человек) и Олег Ересько помогают, тогда ещё междугороднику, Виктору Болгарину (справа налево).

    ОтветитьУдалить
  3. Вопросов по профессиональной подготовке нет, но вот... когда заставляют блюсти идеологию. Я не хочу никого обижать, но меня такое отношение, мягко скажем, возмущает. Ну почему человек обязан быть коммунистом?! Почему он обязан быть членом КПСС?! Неужели иностранные водители тоже политподготовку проходили, чтобы, скажем, из Финляндии в Венгрию ехать? Или из Канады в США, или там, к примеру, в Мексику?

    ОтветитьУдалить
  4. Привет Антошка!
    Я воздержусь пока от своей оценки этих требований. Жизнь и время сами дали оценку. Сейчас когда за рубеж поехали все - кто попало , на смену уважению пришло неуважение, пренебрежение и настороженность. Своя идеология должна быть у каждого человека! А ты Антон внимательно прочитай мои статьи, где я всем рекомендую, находясь за рубежом, дипломатически уходить от обсуждения любых политических вопросов, не говоря уже о том чтобы насаждать свою идеологию. Своя идеология должна быть в душе у человека.
    С Ув.
    Комбат.
    PS Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных государств, обществ, социальных классов и групп, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О поведении и неуважении это вопрос не идеологии, а воспитания. В моем понимании сложно сделать из скотины человека, если личность уже сформирована. Никакая идеология этого не исправит. И папин ремень, кстати, тоже далеко не каждому поможет. Последнее доказано лично, что называется, "от противного")
      Николай Федорович, это не про политику! Просто скажите, почему я, никогда не состоявший ни в каких партиях, не бывший пионером (только октябренком), а тем паче комсомольцем, не дававший никаких клятв, не "тЫкаю" первому встречному, не хамлю (только если в ответ после неоднократного хамства в свою сторону), не матюкаюсь направо-налево, в том числе и по рации, всегда обращаюсь к людям вежливо, не бросаю мусор мимо урны, не бухаю, не курю и многое другое?

      Удалить
  5. Антон! Ты что-то дорогой не туда зарулил.... Я здесь правдиво и достоверно рассказываю как это было. Я рассказываю об опыте серьёзной, государственной службы международных перевозок грузов и пассажиров Сверх Державы - СССР. Державы которая занимала лидирующие позиции в мире по индустриализации, по науке, по спорту, по культуре и по военной мощи. Это не я придумал и не я изобрёл. Это чётко, без сбоев работало. Теперь этого уже нет! Теперь это история.
    Это сейчас не понимают или делают вид, будто не понимают, что грузовой автомобильный транспорт, особенно перевозящий грузы в международном сообщении, это стратегическая отрасль страны. Тогда это понимали.
    Кому интересно пусть читает мои статьи и делает выводы. Кто хочет, пусть извлечёт из этого опыта пользу. Кому это не нравится пусть вообще не читает.
    Теперь отвечаю на твой вопрос - ты так не делаешь потому, что ты "гадкий утёнок" или "белая ворона", или просто элементарное исключение из общего правила. Но судят обычно по большинству, а не по исключениям из правил.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...