воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Где найти водителей первого класса?! Или Профессиональная подготовка водителей Совтрансавто. Часть 1


Я решил начать свой рассказ с этого, на мой взгляд, самого важного вопроса, который больше всего интересует всех - как начинающих шоферов, только мечтающих стать водителями международниками, так и директоров крупных автотранспортных предприятий, которые испытывают постоянный дефицит высокопрофессиональных шоферов.
За руль большегрузного автопоезда, отправляющегося за рубеж, молодого, неопытного, «необстрелянного» водителя не посадишь, а если посадишь, то в лучшем случае попрощаешься со спокойной жизнью. В худшем случае такой водитель может поставить крест на предприятии или откинуть его далеко назад, сведя на нет многолетние усилия всего коллектива. Да и с опытными водителями, ранее не работающими на международных перевозках, прежде чем отправлять их в загранкомандировку, надо предварительно конкретно поработать, подключая их к новой сфере деятельности постепенно, плавно адаптируя к новым условиям труда и режиму работы. Однозначно, то, что водитель, допущенный к международным перевозкам, должен быть доверенным лицом своего автопредприятия и своей страны.
Раньше у нас это выглядело так. В Совтрансавто, на международных перевозках, работали только водители первого класса. В СССР тогда существовала мощная система профессионально – технического образования и квалификационных комиссий. Все желающие имели возможность учиться и повышать своё профессиональное мастерство. Это всячески приветствовалось руководством и поощрялось, как материально, так и морально. Водителям второго класса доплачивали к зарплате десять процентов от их тарифной ставки. Водителям первого класса доплачивали двадцать пять процентов от их тарифной ставки.
Повышение квалификации происходило так – водитель третьего класса, после трёх лет непрерывной работы за рулём автомобиля, не имеющий грубых нарушений по линии безопасности движения и трудовой дисциплины, постоянно выполняющий производственный план, и положительно характеризующийся коллективом, мог в своём автопредприятии брать направление на курсы повышения квалификации. Как правило, эти курсы были организованы при Областных Автомобильных Учебных Комбинатах. Предприятие, дающее направление, оплачивало обучение своего водителя.


Обучение проводилось заочно в течении трёх месяцев. После этого организовывалась двух недельная, очная сессия, в ходе которой преподаватели читали весь учебный курс, по которому заочниками предварительно выполнялись контрольные работы. Завершали курсы повышения квалификации экзамены. Всем, успешно сдавшим экзамены, выдавалось удостоверение водителя автомобиля второго класса, на основании которого в его трудовой книжке делалась запись о присвоении ему квалификации водителя второго класса, которая в дальнейшем являлась подтверждением его профессионализма.
Через два года, после присвоения водителю второго класса, при отсутствии, в этот период, грубых нарушений трудовой и транспортной дисциплины, он имел право брать в автопредприятии направление на курсы по повышению своей квалификации со второго класса на первый.
Следует заметить, что пройдя путь, длиной в пять лет, от перепуганного новичка, за рулём автомобиля, до первоклассного шофёра, водитель не только приобретал профессиональные навыки, он ещё воспитывался, как дисциплинированный работник и гражданин. Пятилетние старания максимально соблюдать ПДД, технику безопасности, трудовую и транспортную дисциплину во имя достижения цели - первый класс, переходили, со временем, для подавляющего большинства водителей, в привычку и норму поведения на всю жизнь.
 Теперь остановимся на другом интересном моменте. Раньше, для того чтобы получить первый класс, достаточно было иметь в водительском удостоверении открытыми только две категории «В» и «С». Водителями первого класса были водители такси, скорых медицинских бригад и других легковых автомобилей.
Поэтому на работу в Совтрансавто принимались не просто водители первого класса, а водители первого класса, имеющие стаж практической работы на большегрузных автомобилях не менее трёх лет и ещё у которых была открыта категория «Е». Большегрузными автомобилями считались автомобили грузоподъёмностью пять тонн и выше. Немного забегая вперёд скажу, что потом в 1987 году вышло положение, согласно которому водителем первого класса мог считаться только тот водитель, у кого были открыты категории: «В», «С», «D», «Е». В связи с этим у всех водителей Совтрансавто, не имеющих категорию «D» тогда была понижена квалификация с первого класса до второго. От международных перевозок никого не отстранили, но в предприятиях были оперативно организованы курсы для водителей автобусов и последующая сдача экзаменов по правилам дорожного движения и практическому вождению автобуса. Сдали, конечно, все. Главное было не забывать открывать и закрывать двери автобуса. Этого на автопоезде не было, в остальном водители Совтрансавто намного превосходили автобусников по всем параметрам профессиональной подготовки. Тут, я хочу сделать маленькое отступление – в системе Совтрансавто существовала своя автобусная структура, которая выполняла в основном туристические, нерегулярные перевозки.
После получения новых водительских удостоверений с категорией «D», всем водителям ранее её не имеющим, был восстановлен первый класс.


Итак, имея уже первый класс и необходимый стаж работы на грузовиках, водитель мог приходить, устраиваться на работу в Совтрансавто. Не смотря на то, что работа в этой организации была престижной, интересной и хорошо оплачивалась (на определённом этапе, до которого нужно было ещё дожить), текучка кадров была довольно высокая. Многих подводило здоровье, многих вынуждали бросать эту работу семейные обстоятельства, а многие просто не выдерживали трудностей, разочаровывались и уходили. Да и кроме Совтрансавто, тогда в СССР было много другой работы для шоферов первого класса, где ценили высокопрофессионального человека труда. На работу в Совтрансавто шли не только из-за высоких заработков. А те, кого привлекали одни деньги, долго там не работали.
В каждом предприятии формировался «костяк» из водителей – кадровых работников Совтрансавто, на которых держался весь коллектив. Остальная масса водительского состава постоянно обновлялась – одни приходили, другие уходили. Кадровым работником считался каждый, отработавший в предприятии более трёх лет. Так, что на работу водители требовались постоянно.
Устроившись на работу в Совтрансавто на международные перевозки сразу не попадал никто. Здесь правильно будет немного остановится на структуре авто предприятий, входящих в состав Главного Управления Международных Перевозок грузов и пассажиров СССР – Совтрансавто, чтобы правильно понять этот момент.


В систему Совтрансавто тогда входили автотранспортные предприятия, специализирующиеся не только на международных перевозках, а и «смешанные» АТП МС (авто транспортное предприятие магистральных сообщений) в структуре которых была международная автоколонна, междугородняя и плечевая. Соответственно ими выполнялись международные перевозки, междугородние перевозки в пределах СССР и плечевые перевозки трёх и пяти тонных контейнеров в пределах одного плеча, которое в среднем составляло 150 – 200 километров. Плечевые перевозки,, со своими грузовыми станциями и грузовыми дворами, были тогда прообразом современных логистических терминалов. 
Предприятия - грузоотправители туда свозили товары и продукцию, готовую к отправке. На территории этих грузовых дворов её складировали и под открытым небом и в складских помещениях защищённых от воздействия окружающей среды и хищений. Потом эти грузы компоновали в партии по направлениям, по совместимости и загружались на восьми тонные полуприцепы. Прицепы от грузоотправителя доставлялись к грузополучателю по маршруту, разбитому на плечи. В конце каждого плеча и начале следующего находилась грузовая автостанция, где водитель оставлял «свой» прицеп и получал другой, следующий в обратном направлении. Для транспортировки грузов использовались открытые полуприцепы и цельнометаллические фургоны марки ОдАЗ (Одесский автосборочный Завод), а для транспортировки этих полуприцепов, использовались седельные тягачи ЗиЛ -130 «В» и тягачи Кутаисского Автомобильного Завода - «Колхида» разных модификаций (КАЗ-606; КАЗ-606 «А»; КАЗ-608; КАЗ-608 «В»).
В смешанных гаражах, междугородние и плечевые автоколонны решали свою кадровую проблему на 70% за счёт тех, кто стремился на международные перевозки и за счёт тех, из кого не получились водители международники. Кроме этого водителей – международников, допустивших нарушения трудовой и транспортной дисциплины, в качестве наказания, переводили туда на срок от трёх месяцев до года. Были случаи, когда, за серьёзные нарушения, от международных перевозок отстраняли пожизненно.


23 комментария:

  1. Сергей Д. Томск7 апреля 2013 г., 10:21

    С Днем Рождения, Николай Федорович! Спасибо за статьи о легендарном Совтрансавто!Желаем Вам сибирского здоровья и творческих успехов!
    ...Как бесконечные звёздные дали,
    Мы бы на яркость людей проверяли.
    Прав лишь горящий, презревший покой,
    К людям летящий яркой звездой...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Сергей за пожелания и чудесные стихи! Мы ещё повоюем за правое дело...
      Вас с Благовещеньем!
      Будьте счастливы!
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  2. Совсем другой уровень мотивации, как финансовой, так и моральной существовал.
    Утеряно уже напрочь всё, сейчас все кому не лень баранку крутят. Иван Матук. Минск

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. + 100%
      Все кому не лень крутят баранку, а шоферов порядочных раз, два и... обчёлся!
      Одни водилы, пальцы веером и традиционный вопрос "А работать надо на иномарке???". Спрос порождает предложение!
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  3. Голиков Алексей7 апреля 2013 г., 11:09

    Николай Фёдорович, поздравляем вас с днём рождения. Успехов, счастья, удачи и всего самого-самого наилучшего, а главное побольше.
    Алёна и Алексей Голиковы

    ОтветитьУдалить
  4. УВАЖАЕМЫЙ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ,С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ ПУСТЬ ВАМ ВСЕГДА СОПУТСТВУЕТ УДАЧА,СБЫВАЮТСЯ ВСЕ ВАШИ МЕЧТЫ,И ВСЕГО ВСЕГО САМОГО НАИЛУЧШЕГО!!!
    С УВ.
    БЕРКУТ
    БЕЛОРУСЬ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Витя! Спасибо дорогой!! Тебя тоже с праздником!!!
      Привет городу Герою Бресту!
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  5. Андрей из Томска7 апреля 2013 г., 19:16

    С Днём Рождения Вас Уважаемый Комбат,счастья,удачи,любви,всего самого лучшего в жизни вам...

    ОтветитьУдалить
  6. Андрей из Томска7 апреля 2013 г., 19:28

    С Днём Рождения...Уважаемый Комбат всего вам самого хорошего...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Андрей!
      Вас с Благовещеньем!
      Будьте счастливы!
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  7. Дорогой Николай Фёдорович, сердечно поздравляем Вас с Днём рождения! Желаем крепкого здоровья и много много сил, для продолжения такого нужного и полезного дела-воспитания подрастающего поколения, поддержки действующих водителей и водителей-ветеранов в разных странах.Благодаря Вам, история советстких автоперевозок не заканчивается, и не закончится никогда.Всего самого наилучшего! Ждём Вас в гости.
    Сергей и Катя.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо Серёжа! Спасибо Катя!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  9. Николай Федорович! Поздравляю с Днем Рождения! Желаю вам дожить до ста лет, пусть мотор в груди работает без перебоев и без ремонтов, пусть жизнь будет широкой и ровной трассой без ухабов и рытвин. Желаю также, чтоб не заносило на крутых поворотах, чтобы вы всегда крепко держал руль своей жизни в твердых руках. Удачной и счастливой вам дороги!
    Радьков Алексей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Алексей!
      Буду стараться. Вас с Благовещеньем и тоже всего хорошего Вам и Светлане!
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  10. Дорогой Николай Федорович, от всей души поздравляю с ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!! Здоровья, счастья, удачи, терпения, творческих успехов и конечно ШЕРШАВЕНЬКОЙ!
    С ув.Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  11. Александр, Парканы8 апреля 2013 г., 17:46

    "Где найти водителей первого класса?!" - сложный и такой же нужный на сегодняшний день вопрос. Ушло государство - ушли и мощнейщие системы образования. От прежних ГОСТ-ов осталось одно только название, и больно смотреть, как советский "ГОСТ" нынче используется как реклама, как манок. Однажды мой дядя сказал такие слова: "Сейчас медицина, образование, наука - всё превратилось в ИНДУСТРИЮ". Не обошло это и автошколы. Сейчас многие смотрят на то, как бы побольше урвать в карман, а качественная, высококвалифицированная подготовка водителей - дело второе, пятое, десятое. Вот и остаётся нам - "простым смертным" - водителям только начинающим, водителям НЕпрофессионалам, тем, кто жаждет повысить своё мастерство вождения (и, к тому же, испытывает от этого удовольствие) - собирать информацию по крупицам, перенимать бесценный опыт у таких выдающихся ЭНТУЗИАСТОВ своего дела, как Вы, Николай Фёдорович, как Валентин Яковлевич Крылов, Юрий Васильевич Гейко, Михаил Георгиевич Горбачёв и многих других, кому не безразлична безопасность на дорогах. Где-то прочёл, что-то услышал, кто-то посоветовал - и вперёд на отработку, практически! Не получилось что-то как надо с 1-2 раза - отрабатывай до 10 раз, 20, 50, 100! Причём в разных погодных условиях и разных психологических состояниях! Чтобы было как "2x2" - и днём, и ночью. Ведь дорога к большегрузам начинается всегда с малого, с легковушки. Не заложив фундамент качественно, впоследствии строение попросту рухнет на полпути строительства, скорей всего причинив немало бед (упаси Боже!). Поэтому, считаю, безопасность превыше всего! И бок о бок с ней идёт уважение на дороге.

    Николай Фёдорович, примите мои хоть и запоздалые, но самые искренние поздравления по случаю Дня рождения! Спасибо Вам за Ваш бесценный опыт, частично отражённый как в книге "Профессия - дальнобойщик", так и в статьях блога. Пожелаю Вам крепкого здоровья, успехов в делах и в творчестве, мирного неба над головой и конечно же удачи! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Саша!
      Будем работать!
      Будем писать и рассказывать как надо и как правильно. Для тех кому это нужно.
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  12. Алёна-кулёма8 апреля 2013 г., 21:52

    Батько, простите за опоздание и...(вообще за всё).С Днём рождения, пусть и прошедшим!!! Знаю, потому и желаю только ЗДОРОВЬЯ Вам лично,ну и всей вашей семье! Вот, что ВАЖНО, а остальное - остальное. Знайте Батько,я Вас как любила, так и люблю (хотя и дулась иногда, простите засранку=). С ДНЁМ ВАРЕНЬЯ!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо Алёнка! На Батьку дуться нельзя! Батько пожурит, Батько и приголубит!
    Всем своим и Питеру привет от меня!
    С Ув.
    Комбат.
    PS А за что, это ты могла на меня дуться???!! Интересно..... мне очень!

    ОтветитьУдалить
  14. С Днём Рождения Николай Фёдорович!
    От всей души хочу пожелать счастья, успехов, огромного и крепкого здоровья Вам и всем Вашим близким и любимым людям.
    Хочется сказать Спасибо за Ваш исполинский труд осуществляемый на пути образования и сплочения всей водительской братии и интересующихся данной профессией людей.
    От себя хочу добавить, что именно тему не образованности и бездарности водительского состава я и пытаюсь раскрыть в небольшом продолжении своих "Европейских заметках". К великому сожалению моему и не только, в эту профессию устремились абсолютно случайные люди, именно благодаря стараниям таких "профессионалов" без знаний и принципов работы водителя и пал так низко престиж работы водителя. Отсутствие должного образования и контроля как за водительским составом так и за УчКомбинатами и привело к вопиющей действительности.
    Очень рад,что знаком и дружен с таким Человеком как Вы! СПАСИБО КОМБАТ.
    ПАША.

    ОтветитьУдалить
  15. Паша здравствуй!
    Полностью с тобой согласен.
    Надо работать, работать и ещё раз работать и мы всё решим!
    Ты смотри Паша какие у нас парни в союзниках и единомышленниках.... Один мой друг Максимка чего стоит???!!
    Да мы с ВАМИ горы свернём!
    Удачных и счастливых дорог тебе, Паша!
    С Ув.
    Комбат.
    PS Я тоже, очень рад, нашему знакомству.

    ОтветитьУдалить
  16. Андрей Кондратенко1 мая 2013 г., 15:21

    Да, Николай Фёдорович, подпишусь под каждым вашим словом ! Всё про классность так и было, стал уже про это забывать, но Вы напомнили! И плечевые перевозки ! И "Колхиды" ! А в 1987 году по ходу по всем ударило, даже у автослесарей разряды помню меняли, было дело !

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...