вторник, 12 марта 2013 г.

Неприкосновенный запас водителя. Автор Роман Денисов

Идея этой статьи возникла не на пустом месте. Подтолкнули к написанию репортажи с трассы Питер - Москва и М-4, когда сотни грузовиков стояли из-за гололеда и снегопада. Когда СМИ бодро рапортовали, что МЧС развернула пункты питания и помощи водителям, но в тоже время сами водители говорили, что ни кого не видели и чуть ли с голоду не помирали. Есть одна очень мудрая пословица: спасение утопающего - дело рук самого утопающего. И как раз об этом я и хочу рассказать.
Всем знакома аббревиатура НЗ - Неприкосновенный запас, а уж те, кто служил в армии или, хотя бы раз, были на сборах, это словосочетание набило оскомину. В книге Комбата "Профессия-дальнобойщик, в разделе "Полезные советы" есть главы, где рассказывается, что возить с собой в рейс из одежды, з/ч и продуктов. Вот про продукты я и хочу рассказать более подробно, а заодно и показать наглядно, что и как.
Я частенько на блоге говорил, что я самоучка в профессии водителя-дальнобойщика. Ну не было ни кого рядом из родственников или близких друзей родителей, кто бы занимался этим. До всего доходил сам и смотрел, как и с чем другие ездят в рейсы. Еще конечно моими учителями были приключенческие книги, где рассказывалось про путешественников и Робинзонов. Меня почему то всегда очень интересовали в книгах те места, где рассказывается про снаряжение, продукты, оружие. Там же я узнал еще одну мудрую пословицу путешественника: идешь на день - еды бери на 3 дня.
Служба в армии мне показала некоторые тонкости в вопросах питания вне части. В рамках статьи я не буду приводить нормы продуктов в пайке и т.п. Что такое сухой паек в реальности я увидел, когда наше химотделение поехало на полевые сборы в другую область на поезде. Как сейчас помню, нам выдали каждому по картонной коробке, где лежало: банка великолепной тушенки, 2 банки каши перловой с мясом, 3 пакетика с чаем, пакет с белыми сухарями и сахар-рафинад по 2 кубика, как в поездах дальнего следования. А так как после армии я ни о чем и не думал, как кроме профессии водителя, то для себя заметил, скромный армейский опыт пригодится в дальнейшем.
Свою карьеру начинал на ГАЗели, где весьма проблематично было держать коробку с продуктами, но чай, сахар и пару банок с рыбными консервами все же имел. Года через 2 у нас появился герой моего последнего рассказа ЗиЛ-Бычок. В его, более просторной кабине, и с весьма объемным ящиком под пассажирским сиденьем, давали возможность хранить более крупные запасы. На основе рациона армейского сухпайка я и держал запас продуктов с небольшими изменениями. Это были конечно консервы, тушенка, каша с мясом в жестяных банках и конечно его Величество- сгущенное молоко, а такое, как чай, сахар, соль, спички - это вообще святое. Думаю нет нужды говорить про плитку, кастрюльку, кружку, нож, ложку и конечно запас питьевой воды. Кстати воду я вожу только для питья и воду для техн. нужд. Питьевой воды я всегда беру 10л., а технической 20-30л. Техническую у меня тоже можно пить, но только после кипячения.
А уж когда МАЗ появился, с его пусть и эрзацкабиной или, как один мне сказал: "Это скорее собачья конура, а не кабина, если сравнивать с иномарками".
Ну да Бог с ними, этими критиками, главное меня она устраивает вполне.
Вот тут я еще не много усовершенствовал свой НЗ, который стал не совсем уж и НЗ (в течении рейса что нибудь, да и использую), но если питаться только им, то протянуть смело можно неделю, не покидая кабины.


Во-первых, все продукты стали лежать в картонной коробке, которая лежит на 2й полке и её в любой момент можно взять и куда нибудь переложить. Во-вторых, в состав НЗ я добавил крупы (гречка, сечка, горох, овсянка-Геркулес), пакет макарон, 0,5л растительного масла, пару брикетов киселя и 2 банки с супом. Про овсянку скажу особо: кушайте её каждое утро и проблем с желудком не будет. Я всегда беру Геркулес быстрого приготовления (не путать с пакетиками "Быстров" и т.п гадости, где больше химии, чем крупы), встаешь утром, быстренько чайник вскипятил, залил кипяточком крупу, и пока она настаивается, тут и чай поспевает. Поел овсяночки, заправленной сгущенным молоком, чайку или кофейку попил и до обеда ты сыт, а главное этот завтрак очень дешев, что тоже не маловажно. Крупы я беру уже расфасованные в пакетики с дырочками - очень удобно; консервы из тех, что подороже и более качественные, и вообще ни каких глютоматов и т.п химии. Супы конечно не Дошираки и Магги, а те, что в поллитровых банках, которые надо не много варить. В них пишут, что есть якобы мясо, но ложку тушенки все же добавляю.
Вариантов НЗ множество, что класть в него каждый сам решит, исходя из условий работы и продолжительности рейсов.
Коллеги, только не подумайте, что я весь рейс на консервах и полуфабрикатах живу - нет конечно. Я обязательно беру домашних харчей, а т.к мои рейсы в среднем 3-4 суток, а максимум на неделю, то все это время балую себя домашним супом, а гарнир всегда с собой в моей чудо-коробочке. Как я эти домашние разносолы храню в теплую погоду, я описывал в рассказе "Новое направление".
Мой НЗ не раз меня выручал, а иногда и других. Как то в начале 2000х, когда я на Бычке ездил, поехал я на Москву. Время было обед и я встал для трапезы па "пятачке", что находится в 25ти км от Шацка, если идешь на Москву. На "пятачке" сиротливо стоял тягач без фуры старенький Ивеко-Турбо Стар, в кабине я вначале ни кого не увидел, наверно водитель отдыхал, но буквально минут через 20 ко мне подошел водитель и попросил чего нибудь поесть. С его слов я узнал, что он с напарником гонит эту Ивеку в Воронеж, у них полетела задняя ступица, напарник поехал искать з/ч, а у него из еды только чай, сахар и вода. Я ему конечно дал пару банок консервов из НЗ и хлеб.
На одном из форумов (название издания я не буду говорить) я как то написал, что надо обязательно иметь запас продуктов, плитку, посуду и т.п полезные вещи, но мне там прямо заявили, что это сейчас не актуально, надо знать где и в каких кафе кушать, а не посудой в кабине греметь и мол сколько из-за плиток машин погорело, что и не счесть. Ну, ну.. я бы посмотрел на подобных товарищей, когда они, не дай Бог, сломаются в глуши или встанут на несколько дней из-за непогоды, да мало ли чего может в дороге произойти. А про плитки я так скажу - выполняйте не хитрые правила техники безопасности и все будет хорошо. Да и пища, сделанная собственными руками, более вкусная и полезная.
Сделайте каждый свой маленький НЗ и если он вам не пригодится, так кого-то другого выручит, тем самым Кодекс Чести будет исполнен.
И помните - вас ждут дома.

7 комментариев:

  1. Целиком и полностью согласен коллега!Позволю себе дать тебе пару советов по поводу улучшения удобства кабины твоего МАЗа.1-ое сколоти ящик высотой 15-18 см по всей длине лежака без передней стенки по ширине шахты,а лежак лучше сделать из верхней полки,она шире нижней,будет спать теплее и лишний рундук получится.2-ое пассажирское сиденье тоже можно выкинуть,а на его место ящик с крышкой которую обтянуть поролоном и красивой тканью,выйдет и сидушка при необходимости и место для хранения разных,полезных вещей,а плитку лучше иметь универсальную под маленькие баллончики и под большие, с вентилем и редуктором,и хотя-бы один 5-ти литровый баллон возить с собой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За совет спасибо, видел подобные удобства, но к сожалению на подобный тюнинг банально нет времени, да и рейсы у меня в последнее время на 3-5 сут не больше, но они стабильны и порой приехал, ночь дома переночевал и опять в дорогу, а уж если перерыв, то надо машину обслужить, что то отремонтировать и опять в рейс. Нашел хороший, большой ящик под кузов, а то у меня 2 не больших, вот теперь надо найти время его подвесить.
      5ти литровый баллон вещь хорошая, был он у меня много лет, но в последнее время его стало всё труднее заправить. АГЗС много на трассе, но вот баллоны заправляют, например на М-5 от Москвы до Самары, только в 3х местах, а в самой Пензе на центральной газораздаче. А уж как последний раз, когда заправщик посмотрел на баллон и сказал, что его надо на проверку сдать и он заправляет его мне последний раз, я положил этот баллон в гараж. Вот и вожу штук по 10 маленьких баллончиков и зимний комплект одежды на всякий пожарный.
      С ув. Роман г.Пенза

      Удалить
  2. Спасибо! Я за Ромку, от лица читателей (понимающих) тебя Бродяга поблагодарю!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  3. В целом хорошо, но вот, чтобы постоянно есть тушенку и это полезно для здоровья, я бы поспорил) Толкового блюда не изготовишь в кабине, как ни крутись. Хотя и кафешки надо долго выбирать. Некоторые, так просто рыгаловки откровенные.
    По Сибири и ДВ мужики без удочки не ездят. А у некоторых и ружжо. Консервов там не признают)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антон. Тушенку постоянно я не ем. Она как НЗ и не более того. Зимой в плане питания проще, продуктов сколько не бери - не испортятся. А больше от зимы ни чего хорошего. Толковое блюдо приготовить можно, было бы желание, время и конечно магазин. Конечно шашлык, отбивные не сделаешь, но элементарный суп можно и второе тоже. Я вообще сторонник простых блюд. Ведь чем блюдо не проще - тем оно полезнее(картошки сварил и пару сосисек, проверенных сосисек конечно, вот тебе и ужин). Я не сторонник диет и вегитарианства, ибо человек от природы всеядное существо, но я почти отказался от жареного и знаете стал лучше себя чувствовать. И конечно же знать нормальные кафе, ведь не всегда есть время на готовку и т.п.
      В Сибири да, наслышан и хоть у нас не Сибирь, но многие с удочками ездят.
      С ув. Роман г.Пенза

      Удалить
  4. 2Антон: так тут же речь об НЗ. Есть НЗ нужно тогда, когда нечего есть.
    А так нужно покупать свежие харчи. И готовить. И кафешки знать. И домашнего брать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно. Поддерживаю.
      С ув. Роман г.Пенза

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...