воскресенье, 3 марта 2013 г.

Европейские заметки. Часть 2. Автор Павел Головченко

Ни одна, даже самая захудалая французская "националка" шириной такая, что грузовик не то что бы с грузовиком, а с легковушкой разминуться не может, не имеет ям, выбоин или колеи такой, что обрывает всю подвеску грузовика. Ну, а уж автобаны вообще идеальны и пусть, как это говорится, меня сейчас закидают тапками или шапками, но не побоюсь сказать несомненно лучшие в Европе, даже лучше хваленых немецких.


Как и большинство европейских автобанов, французские платные и, как говорил мне менеджер, почти самые дорогие в Евросоюзе. Оплата у нас происходит с помощью специального электронного платёжного устройства, а в случае его отказа дорожной картой, закрепленной, как и прибор, к конкретному грузовику.
Такой же принцип оплаты своих дорог поддерживает Италия и Испания, но с небольшим изменением, что их платежки не требуют полной остановки авто, а позволяют им проезжать "платёжку" на скорости 30 км/ч.
Не могу назвать такой принцип оплаты идеальным, но и ни чего плохого в нем нет. А вот в Германии при отказе аппарата оплаты, мне пришлось звонить в офис, для того чтобы они оплатили дороги по интернету, так как найти заправку с аппаратом оплаты дорог с помощью карточки, оказалось не просто. Платные дороги, товарищи немцы, это конечно хорошо, но зачем же делать такую проблему с их оплатой?! Да вот еще что - в Германии оплачивают дороги только грузовики и автобусы, а в Франции, Италии и Испании весь транспорт, даже мотоциклы.
И так, что же мы имеем за эти деньги? Очень сильно развитую сеть автобанов, которая пересекают всю страну и которые продолжают строить и расширять! Широченный по своему размаху дорожный сервис и паркинги, на которых я ещё остановлюсь отдельно. На французских автобанах встречается условно три вида паркингов, а теперь про каждый по отдельности и с небольшими сравнениями с Италией и Испанией.
Что очень примечательно и несомненно удобно, любой паркинг, к какому из перечисленных ниже видов бы не относился, имеет свое собственное название.
Первый вид-это так называемые "зелёные", "лесные" или попросту в народе - туалет. Такие паркинги, как можно понять из их названий, расположены в непосредственной близости от дороги, имеет одну или несколько парковочных площадок для малого количества (обычно до10) грузовиков и легковушек, а так же горячо любимых европейцами кемпингов. Туалеты, как и сами паркинги, освещены и в большинстве своем очень чистые, так как за этим следит автоматика, которая периодически сильнейшим напором воды из специальных форсунок смывает всё, буквально всё и стены и пол и сам горшок. Но помимо этого есть бригады рабочих которые контролируют чистоту паркинга и туалета, следят, что бы всегда была бумага (многие улыбнулись, но её не воруют, потому что практически в таких полуавтоматических заведениях невозможно-она подается из прорези в стене), было жидкое мыло и даже в некоторых антисептик для рук и сидушки. На таких паркингах всегда можно набрать воды и сделать необходимую паузу днем в работе (отстой).
В отличии от Франции, в Италии и Испании таких зеленых паркингов маловато. И как и в первом случае ночевать на таких паркингах не рекомендуется, а вот почему, я объясню чуток позже, когда будет время.
Следующий условный вид - это паркинг при заправке, которые на 99% работают круглые сутки по сравнению с многими европейскими странами, в которых станция работает до определённого времени, затем закрывается, персонал уходит, а заправка автомобилей происходит в автоматическом режиме. На таких паркингах средняя вместимость грузовиков, как мне видится, примерно 50-90 машин не считая снующих легковушек и вездесущих кемперов. Стоит отметить одну особенность таких парковок - площадки для грузовиков всегда на отдалении и имеют свой проезд и выезд обратно на автобан. На таких  паркингах водитель грузовика может отдыхать комфортно, принять душ, обычно он стоит 1,5-2 евро и перекусить свое или купить например гамбургер, правда замороженный, но его тут же разогреют. Да вот еще интересно, есть заправки, где билет за душ можно поменять на багет - мелочь, а приятно-и ничего, что этот же багет в маркете стоит дешевле, мы же с Вами, читатель, на автобане, на значительном удалении от населённых пунктов. Так же на 99% таких парковок во Франции безлимитный бесплатный интернет, чего не скажешь об остальной Европе. В Испании редкость вообще интернет найти, в Италии нужно иметь итальянский мобильник, на который по вашему запросу придет код для бесплатного пользования в течении 30-60 минут, тут немцы на своих автохофах шагнули чуть дальше, хорошо что им не нужен только немецкий телефон, а подходит любой и ответное смс дает код доступа на 1 час в сутки. Я имею 3 номера, соответственно в Германии имею 3 часа интернета в сутки.
Следующий вид - это монстры дорожного бизнеса, обычно это крупные корпорации, которые на своём счету имеют разнообразную деятельность. Эти паркинги огромны, предпочтительное место занимают несколько площадок для грузовиков, но на этот раз еще на большем удалении от цивилизации так сказать. Здесь уже имеется и дорожный ресторан и маркет продуктовый (в три дорога, но всё же) и маркет необходимой автомобильной атрибутики, детская площадка или тропинка для пеших прогулок, несколько туалетов по территории и на паркинге для грузовиков, не говоря про душ и туалет в каждом из перечисленных заведений. Лично я предпочитаю такие паркинги для проведения необходимых в работе 45и часовых отстоев, и пройтись можно и компанию на любой вкус найдешь. На предыдущем из видов я предпочитаю делать дневной отстой, а на этих недельный.
Существует еще один не многочисленный вид, но несомненно тоже заслуживающий внимание - это охраняемые паркинги. Нет, охраняет их не вертухай с плёткой и не пьяный заправщик, как это у нас, а грузовик заезжает в так называемую клетку, за которой неусыпно бдят десятки камер. Такие парковки могут быть, как отдельно стоящими, так и быть расположенными внутри огромных парковочных комплексов. Внутри таких клеток обычно есть свой туалет и иногда душевая, а так водители беспрепятственно ее покидают и заходят. Оплачивается такой паркинг всё тем же прибором оплаты дорог, а ни наличкой или банковской картой, что мне, как водителю, очень удобно. Мы заезжаем на такие паркинги только с указания менеджера или по литовски вадибинискаса в случае перевозки очень ценного груза или неблагоприятного региона. Недавно стоял на таком перед Парижем на автобане А-1 в народе этот паркинг известен, как "Шарль де Голь" потому, что находится в непосредственной близости от одноимённого аэропорта. Надеюсь читатель заметил, что Париж считается неблагоприятным регионом, но об этом позже.
Есть еще один мало встречающийся во Франции вид - Центро Роуте - жалкое подобие немецких Автохофов или итальянских Автопортов, с никаким сервисом, поэтому я не заостряю Ваше внимание на них. Хотелось бы добавить, что туалеты все бесплатны, тут немцам с их 70 центами делать нечего.
И так друзья подведем черту под темой парковок. Что же мы имеем, а имеем мы то, что парковки второго и третьего вида встречаются на французских  автобанах с регулярностью 30-50 км, а зеленые и того чаще, как грибы, между ними примерно через 10-12 км. В связи с этим я с ужасом думаю, что будет когда Россия и Украина введут европейские нормы работы, почему,  да все по той же причине качества дорог и придорожного сервиса. Если работая в Европе водитель имеет возможность сделать необходимую паузу, будь то 45 минут или 45 часов, то где это делать у нас. Если работая по европейским банам я за рабочую смену в 9 колесных часов прохожу до 800 км, а работая по Украине России иногда за сутки до 300, вот и думаю я, что просто будет очередная кормушка, ну да это не тема для моего рассказа, это просто отступление о наболевшем.
Расстояние между паркингами может немного отличаться в зависимости от населенности района и в первую очередь от плотности транспорта, идущего по этому бану. В общем мой вывод однозначен в этом вопросе, тут мы просто в каменном веке находимся. И еще, что хочу сказать, если водитель хоть немного планирует свой рабочий день и маршрут, в добавок к этому умеет пользоваться навигатором, не говоря уже как раньше ездили по картам и атласам, то даже в незнакомой стране на не знакомой трассе, при работе в Европе, нарушение рабочего времени не сделаешь.
А теперь, дорогие друзья, я хотел бы затронуть тему организации движения и культуры европейских водителей. Организация, как мне кажется на высшем уровне, информационные знаки и таблички расставлены грамотно, не закрыты листвой или строениями, как мы встречаем у нас. Знаки на автобанах информируют водителя не только о том какой съезд или населённый пункт впереди, но и указывают ближайший паркинг и через сколько км следующий за ним, как раз для того, что бы просчитать своё рабочее время. Незаменимо и то, что практически все знаки имеют свою собственную подсветку, а так же дублируются по несколько раз. Дорожная разметка имеет очень хорошие светоотражающие свойства, а в некоторых местах в нее встроены по всей видимости светодиоды которые включаются с наступлением темноты. Так же по краям проезжей части полосы имеют шумовое рефление - последняя надежда усыпающего - при наезде на которые автомобиль сильно вибрирует, а резина издает шум. Полосы для движения на автобанах довольно широкие, чего не скажешь при движении по национальным и региональным дорогам.
Нумерация дорог во Франции для меня осталась загадкой, нет, с банами все понятно, а вот с националками и регионалками непонятка и заключается она в том, что в каждом регионе номера дорог повторяются, например Вы движетесь по дороге с обозначением D-908, проехав пол страны, абсолютно в другом регионе опять такая же дорога, причем с первой ни как не связана. Или вот еще пример движетесь Вы по дороге D-1 широкая хорошая дорога, через какое-то время в другом регионе Вы опять попадаете на D-1, но уже такую, что легковушки в ужасе съезжают на обочину или крутят пальцем у виска, мол как ты сюда попал.
На сложных развилках и на опасных поворотах повсеместно оборудовано дополнительное освещение или мигающие оранжевые маячки. Все мосты и арки имеют светоотражающие накладки и знаки с точной высотой от дорожного полотна, причем без всякого запаса на авось. Бывало я попадал на дороги, по которым разрешено движение грузовиков, но вдруг упирался в знак например 3,7 метра, что делать, останавливаюсь спросить и, о чудо, все нормально просто по пути на моей полосе торчит скала и её угол как раз на этой высоте, но никто не мешает её объехать, взяв не много встречной полосы или еще была с таким знаком арка (по виду наверно еще Наполеона помнит), но при подъезде к ней стоит еще один знак двигаться грузовикам по середине проезжей части и в центре эта арка имела 4,3 метра.
Могу сказать, что, например, французы не ставят почти знаков, запрещающих движение грузовиков, а только ограничение по весу, а ты сиди и думай ехать или нет, но как показала практика и рассказы коллег, что чем меньше вес на знаке тем соответственно хуже, нет это не значит, что там будет какой-то мост, который под вами провалится, это значит что будет такой поворот, что фура его не преодолеет, даже с вертолетом, или будет арка высотой 3,5 метра - ведь редко какой развозной грузовичок или фургончик выше, вот и поставили знак - 10тонн.
Отдельно хочу затронуть еще раз разметку на дороге. Не для кого не секрет, что тяжело груженный грузовик это, если не черепаха, то ишак уж точно, на крутых или затяжных подъёмах и во избежании сильных помех, грузовикам предоставляют справа дополнительную полосу, в которую иногда сгоняют грузовики знаками. Как это бывает у нас - кончился подъём, кончилась и добавочная полоса для грузового транспорта, что вынужден делать водитель во избежании серьёзных последствий - правильно, тормозить, вплоть иногда до полной остановки, потому как никто не пропустит или же особо рисковые парни просто выпихивают своей массой со своей полосы остальной транспорт. Как это бывает у них - закончился подъём и грузовик продолжает движение в своей полосе, не создавая ни кому помех, а заканчивается одна из левых полос и легковушки спокойно сами между собой совершили перестроение, как говорится, тоже ни кому не мешая. Считаю такое решение очень простым и одновременно умным, которое позволяет повысить безопасность на дорогах при современных то скоростях.
Автобаны Франции в большинстве своём имеют по 2-3 полосы для движения в каждом направлении, причем даже там где их 2 обгон грузовому транспорту разрешен, в отличии от немцев - где если 2 полосы, то обгон для грузовиков закрыт.
Первое, что поражает, попадая на европейские дороги при съезде с автобана, это практически полное отсутствие перекрестков в том понимании, в котором мы привыкли их видеть, они просто заменены кругами, будь то большой мегаполис или маленькое село.
Так же стоит отметить взаимную вежливость и взаимопонимание европейских водителей. И тут опять о наболевшем - стоит грузовику включить поворот для маневра или обгона, а в 99% случаев его полоса уже свободна - легковушки быстренько расступились, можно перестраиваться. И включение поворотника, ни как не даёт сигнал сзади идущему за грузовиком транспорту срочно перестроиться, и не дай бог пропустить впереди себя грузовик, как это бывает у нас. В большинстве своём европейцы очень терпимы к водителям грузовиков и всегда притормозят или пропустят. При совершении обгона никто не пристраивается сзади и не начинает истошно сигналить и моргать фарами-мол свали я еду, все терпеливо ждут пока грузовик закончит обгон, все знают, что он и сам быстрее хочет вернуться в свою полосу. Среди водителей грузовиков принято моргать дальним светом, когда твой прицеп прошел его кабину и таким образом показывает тебе,что можно возвращаться в свою полосу. В ответ на такую услугу обычно обгонявший попеременно моргает поворотниками, а не аварийкой, как это принято у нас.
Аварийка, на дорогах Европы, это признак экстренного торможения или пробки, если впереди едущий включил аварийку, приготовьтесь к торможению, возможно впереди пробка или авария. Еще одна особенность вождения в Европе это то, что при выезде со второстепенной дороги на автобан, практически ни кто не тормозит, а едущий по бану транспорт торопливо перестраивается в соседние полосы, дабы Вы, не теряя своей скорости, влились в поток. Если Вы не пропустили выезжающий транспорт, говорю прямо, это признак плохого тона если не сказать хуже.
Думаю читателю так же будет интересно узнать о работе полицейских отделов на дорогах Франции. Как такового ГАИ у них не существует, их функции исполняет Жандармерия и Таможенная служба. Как те, так и другие имеют право останавливать транспорт, проводить контроль рабочего времени.  Так как машины у нас все Evro-5 оснащены цифровыми тахографами за последние 2 недели обычно, так и проводить досмотр документации и груза. Могу сказать, что в основном своем такие проверки периодические и круглосуточные на всех оживленных банах и транзитных националках. В большинстве своем рейд располагается сразу за платёжным комплексом, где транспорт вынужден остановиться, что бы устройство считало информацию или карточку, вот они и выбирают себе очередную жертву. Французские жандармы, как мне показалось более лояльны, чем те же итальянские карабинеры или немецкие Баги. Последние кстати так разленились, что они уже не гоняют туда сюда по банам, а просто заезжают на паркинги и автохофы и выбирают себе жертву и уж, поверьте, если немец взял на контроль хоть что то, но найдет. Француз же порой закрывает глаза на нарушение скоростного режима и в принципе на нарушение рабочего времени, в пределах разумного и сразу оформленного на чеке тахографа. Был у меня момент, когда я, по невыясненным для меня причинам, совершил обгон на объездной города Тулуза, откуда не возьмись полицейский бусик с требованием, жестами, следовать за ним. В это момент я скалькулировал кучу нолей и все со знаками евро, ну да что поделать, виноват. Мы съехали в первый же карман SOS, которые тоже часто встречаются на банах и началось. Я был предельно вежлив, постоянно улыбался, как дурачок, и на все их слова кивал гривой, как жеребёнок. Каково же было моё удивление, когда первоначально нарисованный на бумажке штраф 170+210 вдруг превратился в 75+90 (это обгон и скорость), но и на этом моё удивление не закончилось. Сижу я значит у них в бусике и улыбаюсь, как майская роза, и тут для оформления протокола у меня просят паспорт. Вы бы видели их лица, одновременно выражающие жалость и удивление, когда я дал им паспорт, естественно украинский загран паспорт, они наверно первый раз его в жизни видели. Это сыграло тоже в мою пользу и они решили за скорость вообще не штрафовать а только за обгон и то долго извинялись, но это отменить не могли потому что обгон зафиксировала, как я понял, одна из камер на дороге. В итоге я получил тикет на 75 евро, но ехать еще нельзя, необходимо оплатить штраф. Достаю кредитку и тут оказывается, что французская полиция не имеет своего расчетного счета для штрафов и соответственно у них в бусике нет банковского терминала. Переглянувшись между собой один вышел и остался возле моей машины, а второй свозил меня к банкомату и обратно для снятия необходимой суммы. Расставались мы уже почти как старые знакомые, они угостили меня кофе и на прощание долго по очереди трясли мою руку так что думал оторвётся от плеча. В принципе если не нарушать, то полиции и не видно вовсе, ну а контроль за грузопотоком и рабочим временем водителя- так это нужное и необходимое дело.
Даже не знаю, что еще рассказать о работе полиции так как кроме пару пройденных проверок и этого случая с обгоном я с ними не сталкивался.
Хотя был ещё один забавный случай в Италии, который чуть не стоил каждому участнику событий штрафа в размере 150 евро. А было вот как, стоял я в конце октября в Италии на паркинге, делал недельный отстой в 45 часов в красивом приморскам городке Savona. Сам паркинг там не очень, зато есть бесплатный душ и море всего в каких то 20 минутах пешей прогулки. Этот городок защищен с трех сторон горными массивами, расположен в низине, на побережье Средиземного моря. Несмотря на конец октября, было ощутимо жарко и мы, еще и подогретые некоторым количеством вина, решили сходить искупаться в море. В самый разгар наших водных процедур на берегу нарисовались то ли карабинеры, то ли полиция. Ну мы вроде нормально себя вели и всех взяло лёгкое недоумение, что же мы такого сотворили. Естественно все вышли на берег и давай узнавать чем же вызван интерес к нашим персонам. А всё оказалось очень просто, не смотря что температура воды около 22-24 градусов, купаться нельзя. Но почему, мы все не унимались, видимо это и было последней каплей их терпения, достают они планшет и показывают нам, что сейчас посыпятся на нас тикеты со штрафами. На наше везение со стороны за нами наблюдал один молодой человек, который подошел к нам когда запахло керосином. Это был трудовой эмигрант из Молдовы, он и стал нашим адвокатом и переводчиком. А нельзя купаться потому, что не сезон,  и то что вода теплая не имеет никакого значения.  А раз не сезон, значит на пляже нет спасателей и в случае чего, спасать нас не кому будет. Вот такой, вот интересный случай и не менее интересный закон, который если разобраться кажется не таким уж бессмысленным и глупым.
В интернете полно роликов, как пропускают движущийся или в потоке или в пробке спец транспорт, будь то полиция, пожарных или скорой, все это правда, потому, что в первую очередь это у европейцев основано на уважении, а во вторую на страхе, потому что все такие авто оснащены камерами, а штрафы просто сумасшедшие.
Подошел я в своём повествовании к безопасности на дорогах Европы и в частности Франции. Как помнит читатель, упомянул я о нежелательности ночного отдыха на зеленых паркингах и о неблагоприятных районах и даже регионах. Попав на работу в Евросоюз меня взял шок от увиденного и услышанного от коллег. Что же там такого страшного спросите Вы и я вам отвечу. Проблема перенаселения Франции нелегалами и "легалами" арабско-африканского происхождения дало огромный рост преступности. Проблема всей Еврозоны с перераспределением трудовых эмигрантов из вновь принятых стран, тоже не могло не вызвать резонанс. Дело в том, что арабо-африканские беженцы получают от Франции сносное пособие для того, что бы жить и не работать, а кушать то хочется вкусненько. Нет, я не хочу сказать, что все арабы, которые живут во Франции это бандиты и террористы, но в месте с нормальными людьми через прозрачные, французские границы хлынул всякий сброд, вот он и занимается бандитизмом и воровством. Если трудовые эмигранты, в основном, воруют топливо и частенько друг у друга, то эти режут тенты, в отсутствии водителя ломают двери и обчищают кабины, а марсельская бандота уже вообще так обнаглела, что им сломать замок тяжелее, чем выбить стекло и хорошо если боковое. Но самое страшное, на мой взгляд, это применение ворами усыпляющего газа. Водитель спит, они впрыскивают газ и занимаются своим черным делом. Почему я назвал это самым страшным, да потому что они и понятия не имеют, чем пользуются и в каком количестве. При определенных  концентрациях этой "анестезии" человек спит несколько суток, а бывает и вообще не просыпается, никогда. Именно поэтому окраины, если так можно сказать, таких крупных городов как Париж,  Леон, Марсель, Тулуза и многих  других теперь считаются неблагоприятными. У нас на фирме ближе чем за 100 км от них вставать на ночевку запрещено. Вот и выбирают водители паркинги при заправках, где есть свет и постоянно какое-то движение людей, но на них тоже никто не гарантирует, что ты проснешься и твои баки будут не слиты соседом по паркингу. Думаю не стоит называть тех, кто этим занимается, Вы уже и так догадались, этот народ показал всей Европе, кто они. В общем в таких странах, как Франция, Италия, Испания, безопасность водителя и его машины, с грузом или без, дело рук самого водителя, ну а полиция уже привыкла выдавать справки об украденном имуществе или слитом топливе. Советы в этом случае давать не буду, так как у всех свои способы, кто-то затягивает двери изнутри ремнем, кто-то мудрит хитрые замки или болты, ставят защиту на пробку бака и на заборник, но как всем известно если захотят украсть-украдут. Как сказал один мой товарищ, нет правды на дорогах Европы.
Да, долго я не возвращался к своему рассказу, то времени не было, то после такой темы, настроения не было, писать дальше. Но осталось еще несколько замечаний, которыми я бы хотел поделиться.
Одна из тем, которую я хотел бы ещё раскрыть перед читателем - это цены в Еврозоне и у нас. Попав в Европу, я совершил ошибку, от которой хочу Вас предостеречь. Заключалась она в том, что в силу специфики работы был вынужден затариваться в разных магазинах Франции, Италии и Испании, так вот я переводил цены в евро на нашу гривну, ужасался сколько это стоит и во многом себе отказывал, порой даже в необходимом. Мой взгляд на этот вопрос перевернул мой тезка, с которым я познакомился на паркинге в городе Ницца. Паша рассказал мне свою историю, как он попал неправдами во Францию, как тяжело ему было, как нашел первую работу у мароканских прорабов на стройке, но всё это позади. Сейчас Паша гражданин Франции, живет между Ницой и Каннами, женат и имеет детей
Паша работает водителем на частную небольшую фирмочку. Фирма имеет только свои тягачи, а прицепы берет либо сразу с грузом, либо тащит под погрузку, так и работают. Паша работает только по югу Франции, суточный пробег не превышает 300-500 км, почти каждую ночь он дома. Вот мы и разговорились, когда он поставил на паркинг груженую машину и собирался идти на автобус ехать домой. Его работу я сопоставил для примера с водителями "Оболони" или "Колы", да даже хлебовоза. Он, как водитель, получает 3000 евро, наш хлебовоз, например, 4000 гривен, если не брать в расчет курс, разница очевидна, то после уплаты всех налогов (а во Франции они дорогие) у француза остается примерно 2100-2200, у нашего шофера же, особенно если не оформлен, остается почти всё. Разница, как ни крути, в нашу пользу и тут Паша сказал, а сколько ДТ может купить ваш водитель на всю свою зарплату. Подсчеты были просты-примерно 400 литров, в то время как француз при средней цене почти 1,5 тонны. В своих сравнениях мы зашли дальше и взяли хлеб, за нашу ЗП можно купить 1000 булок хлеба в то время за французскую 4500 багетов. И так на всём, на сахаре, молоке и мясе. После этого разговора с тёзкой я перестал всё переводить на гривну и Вы не поверите, стало легко и просто зайти в маркет и купить необходимое.
Друзья, если вы едите на работу в Европу или на длительное пребывание, постарайтесь уже дома внушить себе не иметь калькулятора в голове.
Несколько слов про маркеты и продукты в них. Во Франции я стараюсь попасть в магазин под названием LIDL или ALDI, с уверенностью могу сказать, что это одни из самых дешевых сетей магазинов Европы. Но если они по пути не встречаются, а сильно откланяться от маршрута нельзя, чтоб не наказали, заходил и в другие маркеты например AUCHAN, CARREFOUR, LECLERC или CASTORAMA, последний оказался самый дорогой, но за неимением другого пришлось. Все магазины, как и у нас, имеют глубокую маркетинговую проработку, что бы купить хлеб или мясо нужно обойти его весь, а при таком выборе что то, но зацепишь с собой с полки. Любителям мяса скажу, что они будут приятно удивлены ценами на курятину и на еще более дешевую свинину, а вот любителям говядины наверняка придется не сладко потому как она очень дорога. Очень вкусная молочная продукция, особенно таких именитых фирм как Данон и Пармалат (в Италии). Было не много странно, что молоко более жирное стоит дешевле зеленого, которое менее жирное. Объяснения дал всё тот же мой тёзка, французы помешаны на здоровом питании и вот они почему то считают, что жирность в молоке поднимают искуственно, а после стерилизации он почти обезжиренное, значит натур продукт.
В магазинах не принято кассиру складывать покупки - это делает сам покупатель. Продавцов очень много, но смотря какая сеть маркетов - так они себя и ведут. В Лидле не дозовешься, а в Алди не отмашешься. Тем не менее все очень вежливы и учтивы. Как-то в Испании я сумкой в маркете зацепил коробку конфет, по своему обыкновению, я тут же нагнулся её поднять и посмотреть на ценник на сколько попал. Продавец вытаращил на меня глазища и начал извиняться, что он это так поставил, что я зацепил и поднимать с пола это его работа и он просил об этом не говорить руководству, вот так, вот. А был я в магазине с парнем со Львова, который уже много лет работает там и в совершенстве овладел языком.
Писать примерные цены я не буду, дабы не будоражить умы страждущих и не вызвать не нужных споров и сравнений. Если Вы работаете, как и я, в Европе, или собираетесь на работу или в длительное путешествие, будете приятно удивлены ценами на продукты, даже в сравнении с украинскими, особенно меня радуют немецкие маркеты.
Любители спиртного (а как же без него) будут разочарованы ценами. Во Франции, за то, есть возможность попробовать разнообразные вина с ценами от 2 евро за 0.7 литра до 50 евро, есть так же упаковки вина, как французы говорят, на выходные, 3-5 литра и стоимость от 3 до 12 евро. Любители пива будут в восторге, его просто море. Но сразу хочу сказать, если магазин не специализированно ликеро-водочный, то во Франции вам не продадут спиртное после 18-00. Больше пока таких запретов нигде не встречал.
Специально для курильщиков скажу, лучше бросить, но если всё же пока привычка сильнее, приготовьтесь мало того, что тратить минимум 8 евро за пачку, так еще и кучу времени на поиски сигарет. Не знаю, может это у французов такая борьба с курением, но курящие ребята порой просто не могут найти сигареты, а в маркетах они не продаются. Очень многие покупают табак, гильзы с фильтром или без, примитивную машинку и сами крутят или вернее сказать забивают себе сигареты. По рассказам курящих коллег, это тоже очень дорого, хотя на треть дешевле готовых сигарет.
Хотелось бы еще рассказать вам об одном, не очень то и приятном наблюдении, сделанном мною на дорогах Европы и в частности Франции и Италии. И рассказать я хочу о моральном разложении европейских взглядов в сексуальном отношении. Я конечно не сторонник каких-то крайне пуританских взглядов, но такого засилия лиц не традиционной ориентации, или просто гомосексуалистов, раньше мне встречать не приходилось. Сказать, что их много, это просто не сказать вообще ни чего. Ведут себя, в основном, они, крайне нагло и вызывающе, но хочу Вас предупредить, как предупредили меня, лучше стараться не обращать внимание на них и на то что они делают возле тебя или твоего грузовика и стараться не реагировать, так как любой своей реакцией можно их подзадорить. Так же нельзя ударить такого, потому что против вас в Европе будут работать сразу две статьи - одна за рукоприкладство, другая за дискриминацию по половому признаку. Именно потому, что они защищены законом, они и ведут себя так нагло. Оказывается существуют паркинги, где собираются такие люди в надежде, что какой-нибудь "изголодавшийся" водитель отреагирует на его приглашение. В общем, я и раньше слышал про обилие таких на территории Евросоюза, но когда увидел сам, стало мягко говоря малёхо противно.
Чтобы уйти от этой темы, хочу рассказать читателю ещё кое-что, относящееся к дорогам и организации движения. Ни для кого не секрет, что Франция, Италия да и Испания имеют сильно холмистую и гористую местность, местами автобаны проходят в искусственно вырезанных скалах или холмах, местами через многочисленные тоннели. Вот об этом я и хочу поведать вам.
Первый тоннель, с которым я познакомился был Тоннель Frejus - это продолжение автобана из Италии во Францию напрямик через Альпы. Протяженность тоннеля составляет 19 км, имеет по одной полосе для движения в каждую сторону с очень жестким ограничением скорости (70км) и обгона. В случае не соблюдения данных требований, конечно, в туннеле за вами ни кто, не будет гоняться, просто сработает автоматика и на выезде Вас уже будут ждать доблестные стражи порядка,  независимо от того на чьей земле Вы нарушили. Штрафы за такое нарушение от 700 евро. Узнал я это из памятки, которую дают при въезде в туннель. Проезд по этому туннелю так же требует соблюдения дистанции до впереди идущего авто 150 метров, а что бы водителям было удобно ориентироваться в этих метрах, по стенам на уровне примерно метр от земли расположены желтые и синие лампочки, жёлтые через 10 метров, синие через 50 метров. Соответственно до впереди движущегося авто водитель должен держать минимум 3 синих лампочки.


Потом, в своей работе мне довелось познакомиться с, печально известным по своей трагедии в конце девяностых, туннелем Mont Blanc. Этот туннель, протяженностью около 14 км, тоже является продолжением автобана из Италии во Францию, напрямик через Альпы, но выход этого автобана уже в северных районах Франции. 
Требования безопасности, в связи с произошедшей трагедией, здесь контролируются еще жестче. Здесь вся та же автоматика, которую я описывал и ранее, плюс автоматика контролирует дистанцию между автомобилями. Проезд по этим туннелям оплачивается дополнительно, специальной картой оплаты или наличкой. Точно не владею информацией о сумме, но где-то в районе 210-230 евро для грузовика норм Евро5. Замечу, что движение АДР и автомобилей норм ниже Евро-1 по этим туннелям запрещено. Описываемые мною страны имеют множество тоннелей, но такой протяженности и отдельно оплачиваемых больше я не встречал. Например окружная Парижа или Леона, в буквальном смысле, состоит на четверть из тоннелей. Дорога вдоль побережья Средиземного моря из французской Ниццы в итальянскую Геную или как ее называют итальянцы - Женова, тоже имеет множество тоннелей, длина которых доходит до 4-5 км. Но проезд по ним отдельной оплаты не требует, это вложено в оплату автобана.. Обгон в тоннелях так же запрещен, но многие смельчаки его совершают, правда сказать один раз, так как все тоннели оборудованы скрытыми видео камерами.
Хотелось бы еще поделиться своим видением вопроса кемперов на дороге. Лично я их побаиваюсь и сторонюсь, почему спросите Вы, просто за рулем кемперов или автомобиля с жилым прицепом, обычные люди или люди преклонного возраста, которые в повседневной жизни являются водителями, если не малолитражек, то малого класса хэтчбэгов (большинство на евро дорогах), которые и понятия не имеют, как может вести себя среднетонажный бусик или до предела загруженный прицеп. Частенько наблюдал картину, как при обгоне люди напрочь забывали о существовании позади них еще и прицепа и срезали кому-то дорогу. Наблюдал, как большой, примерно метров 6-7 кемпер, не рассчитал свою скорость на повороте и центробежная сила не заставила себя долго ждать. Поэтому осмелюсь на один совет, остерегайтесь такого транспорта на дороге, как говорит мой друг - "Лучше перебдеть, чем недобдеть".
В Европе повсеместная забота об инвалидах колясочниках, но, как мне показалось, уж слишком, перебор. Всё понятно, когда кафе или заправка имеет туалет или душ для колясочников, так же понятно наличие туалета на паркингах для колясочников, но для чего паркинг, который рассчитан только на грузовые авто, имеет такой туалет или вовсе закрытый грузовой паркинг - клетка (описывал) имеет всё для колясочников - это не ясно.
Не смотря на стесненность в размерах, строит Европа и новые автобаны и паркинги и расширяет старые, ремонтирует и поддерживает в надлежащем виде существующие дороги, работа не останавливается ни на день. Яркий пример строительство нового автобана А-63 от Бордо до испанского города Ирун. Эта дорога состоит из автобана, местами переходящего в региональную и национальную дорогу, к лету 2014 это будет сплошной автобан. Причем в первую очередь строят паркинги, затем заправки и только затем расширяют националку до стандартов автобана, а где это не возможно строят абсолютно новое дорожное полотно.
После работы по европейским дорогам с их качеством с их сервисом, так и хочется спросить наших чиновников - Куда вы, вражины, наши деньги деваете? Жаль только, что вопрос мой останется без ответа.
Вот и подошел мой рассказ к своему завершению. Сейчас на своей фирме мне достался маршрут Испания - Дания. Маршрут проходит из Дании через Германию, Голандию, Бельгию, Францию и заканчивается в Испании.
Ваши комментарии и замечания, к моему первому дорожному очерку, будут стимулом для меня к написанию своих впечатлений дальше. Надеюсь своим рассказом и своими мыслями ни кого не обидел. Может кто-то это давно знает, может кому-то покажется не интересным, но я надеюсь, что данная информация окажется для кого-нибудь познавательной и полезной.

9 комментариев:

  1. Александр, Парканы3 марта 2013 г., 18:01

    Павел, будьте уверены - информация в данных очерках не просто интересна и познавательна, но самое главное - она полезна. Скажу за себя: я впитывал всё как губка (притом бездонная!). Спасибо, огромное спасибо! Очень надеюсь на продолжение очерков.

    По поводу инвалидов-колясочников и паркинга для грузового автотранспорта... Думаю, тут та же история, что и с "голубыми" - закон. Однако, будучи инвалидом (не колясочником), хочется верить, что всё-таки это не только закон, что где-то в дебрях этих самых европейских законов подразумевается вероятность вождения грузового автотранспорта "колясочниками"... ну или...

    Как бы то ни было - пишите! Ваши очерки - нужны как воздух!

    ОтветитьУдалить
  2. Буду предельно лаконичным - Согласен с Александром на 100%. Паша пиши и не бойся, что это будет неинтересно, что об этом уже кто-то писал... Сколько людей столько и мнений. Рассказ об одном и том же, в исполнении разных рассказчиков и воспринимается всегда по разному, и имеет разную информационную ценность, если конечно один не скатывает у другого как это сейчас сплошь и рядом делается в интернете. Пиши Паша! Молодец Паша!
    С Ув.
    Комбат.
    PS И серия фотографий, иллюстрирующая твой рассказ, отменная!

    ОтветитьУдалить
  3. DraiverJM Sovtransavto-Riga (!976-1984)4 марта 2013 г., 9:19

    Прочитал на одном вдохе! Было не оторваться! Сам отработал на Францию в 1980-83 годах. 3 года. это были годы, когда только начали строиться платные автобаны: все происходило на глазах. Едешь в одну сторону видишь стройку - возвращаешься, уже все агрегаты переместились и налицо прекрасное, свежее покрытие. Темп строительства и качество, поражало и поражает до сих пор! Особенно на фоне строительства российских трасс и дорог! Так что жду дальнейших путевых заметок и фотографий!
    С уважением, Юрий Муравьев. Латвия, Юрмала.

    ОтветитьУдалить
  4. Андрей Щербак4 марта 2013 г., 11:07

    Спасибо, Павел!

    Очень интересно и красиво написано.
    Прочитал с превеликим удовольствием!
    Пишите еще!

    ОтветитьУдалить
  5. Пишите Павел, пишите и еще раз пишите. Для людей ни разу не бывавших за границей(даже на Украине), как я например :) это вдвойне интересно. Скажу откровенно, что после Ваших Паш рассказов, я лично на Европу смотрю уже под другим углом. Другими словами - везде свои трудности. Удачи вам, шершавенькой коллега!
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  6. Эх Рома! Рома!!!
    Как для меня, так Пенза и Тамбов родные! А как для тебя, так Украина заграница... Рома, Киев... Киевская Русь... Какая заграница???!! Другой экономически-политический регион одной исторически, великой Державы, и только..., и то временно!!!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо большое всем за отзывы. Да поработав в Европе я частично изменил свои жизненные взгляды и позиции и теперь вижу как тут говорилось не много под другим углом и в другом цвете.
    Еще раз спасибо и приоткрою одну тайну-готовится не большое продолжение Европейских заметок,не такое объёмное но не менее информативное.

    ОтветитьУдалить
  8. Паша,пиши для нас ( твоих друзей, единомышленников и коллег). Не хочешь писать для нас, пиши сам для себя в блокнотики и заметки. Паша насколько мне помнится, ты когда-то говорил что доверяешь мне?! Так вот - я не за рейтинг блога беспокоюсь (хотя это наш рейтинг) Я беспокоюсь о наших душах Паша!
    Пиши Паша! Пиши то, чем тебе хочется поделится со своими коллегами и всеми нашими читателями.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  9. очень четко описано, как заново все пережил: и паркинги, и бутерброды на заправках, и гомиков в кустах! Спасибо за очерк!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...