воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Хобби наших друзей. Автомобильный номер. Автор Сергей Нельсон

Государственный регистрационный знак или, по старинке, автомобильный номер, после сдачи и списания  автомобиля в утиль, становится ржавым кусочком никому ненужного железа.
Какая судьба уготована ему? Быть утилизированным вместе с отслужившим свой век автомобилем? Может быть, разрезанным на кусочки в органах регистрации автомобилей или быть сданным в металлолом бомжами? Чаще всего, во всех странах мира, так с ними и поступают. Но, есть оказывается энтузиасты, которые прямо трясутся от радости, когда к ним в руки попадает такое вот <добро>.  Один из них - я! Другой - мой сын, успешно <зараженный> мной. И ещё знаю десяток другой любителей с форума <Автономер>.
Закон, определяющий порядок уничтожения ГРЗ, в разных странах разный. Например, в США считается, что раз за номер уплачены деньги, то он является собственностью хозяина машины. Его не нужно никому возвращать. Захотел - выкинул, захотел - оставил себе. Старые сараи в Америке просто кишат забытыми номерными знаками. Можно договориться с хозяином, если он ещё жив, и тот просто подарит Вам свой старый номер.
В моей коллекции особые раритеты - номерные знаки Британской Колумбии 1913 и 1914 годов. То есть одному 100, а второму 99 лет. Они давным давно пережили автомобили, на которых они когда-то красовались, они давно пережили хозяев этих автомобилей, их детей, а возможно, и внуков.

Британская Колумбия. 1913 г
Британская Колумбия. 1914 г

Интересно, где хранились они всё это время, чтобы теперь украшать мою стену? 100 лет назад номера не красили, а покрывали цветной эмалированной глазурью. Возможно, в этом кроется секрет сохранения номера? Эмаль использовали в разных странах, в СССР, например, её использовали при изготовлении табличек с названиями улиц на домах, а в 90-е годы вдруг активно принялись использовать в изготовлении номеров. В Калифорнии эмалированную глазурь использовалась только до 1919 года. А первые регистрационные знаки были кожаными. Кстати, про Калифорнию.
Здесь раньше цвет номера менялся каждый год: синие, красные, жёлтые и зелёные. По истине, страна разноцветных номеров. Потом придумали в углу номера прикреплять регистрационную наклейку и менять цвет уже только на ней. А железо заменили на алюминий. В США каждый штат пытается удивить всех своими необычными номерами, которые должны быть лучше, чем у соседей. Для этого используются все местные достопримечательности, графическое изображение которых публикуется как основа номера. Гранд Каньон в Аризоне, или Деликатная Арка в Юте, озеро Тахо в Калифорнии. Штат Айдахо подчёркивает свой основной продукт - картофель, а Флорида - апельсины. Девиз Нью Гемпшира - Свобода или смерть! Штат Аляска вспоминает времена золотой лихорадки. От США не отстаёт Канада. Самые оригинальные номера в виде белых медведей в провинции Нунавут-Северо-Западные территории.
С Юга подтягивается Мексика. И теперь каждый мексиканский штат тоже имеет свою оригинальную и неповторимую легко узнаваемую картинку. Да что там Мексика! Каждое микроскопическое государство в океане тоже хочет иметь красивые номерные знаки: Каймановы острова, Остров Святого Мартена, государство Белиз, Пуэрто Рико, как хочется собрать всех их в свою коллекцию!

Мексиканский штат Сомора
Гаити
Камбоджа
Япония
Номер ГДР - подарок от Кразевича. Вы его знаете. Водитель из Германии
Старый советский номер из города Сталинобад, Таджикская СССР
Номер Эфиопии, 1969 год
Номер с острова Мэн

В Америке быстро сообразили, что на номерных знаках можно дополнительно неплохо заработать, и стали продавать разрешения на выдачу <персональных> регистрационных знаков. По желанию, это может быть комбинация из любимых цифр или просто слово. Этим тут же воспользовались эмигранты из России, придумывая слова с использованием латинского шрифта - АТАМАН, ВЕТЕР, совсем недавно встретил двух подружек с номерами СУКА-1 и, соответственно, СУКА-2... Ну, это лирика.
Вернусь к главному. Я бережно беру в руки калифорнийский номер 1936 года, найденный в старом сарае. Последние лет 70 он лежал на земляном полу, полузасыпанный землёй. Именно эта засыпанная часть и пострадала больше всего. Кажется, что при малейшем дуновении номер рассыпется в прах.
Осторожно наношу шпаклёвку на внутреннюю сторону, жду, пока схватится. Теперь можно перевернуть, обработать лицевую часть. Опять жду. Теперь можно слегка обработать шкуркой? Но нет, нужен ещё слой шпаклёвки, затем наношу грунтовку, потом - слой краски для фона. Теперь беру в руки тоненькую кисточку и прорисовываю цифры. Очень аккуратно, как на уроке черчения в Университете.

Старый номер 77-летней ветхости
Сейчас осторожно нанесу слой шпаклевки на обратную сторону
Теперь он держится одним куском
Можно заняться лицевой стороной
После шпаклевки и грунтовки
Повторная операция
Фоновый цвет
Прорисовываем символы
Номер готов
До и после реставрации

Номер готов. Нужен ли он кому-нибудь, кроме меня? Скорее всего, нет. Время, потраченное на его восстановление, можно было бы посвятить семье, отдыху, работе в саду или путешествию, но почему так тепло на душе после такой работы? Ещё один, казалось бы, утерянный кусочек истории не канул в небытие. Уж я-то точно буду хранить его всю жизнь, а потом и мой сын. А там, глядишь, и его сын. А ведь кто-то восстанавливает старые автомобили, танки или трактора <Сталинец>, и тоже не хотят тратить время ни на что другое.
Вот так, общими стараниями ржавые железки ещё послужат в назидание потомкам, которые потом обязательно скажут нам <спасибо!> Я в это верю, а Вы?

Великий реставратор
Было 22-31
Стало 22-31
Было 2892
Стало 2892
Свою коллекцию я использую так
Это не музей автомобильных номеров, а всего лишь гараж
Надеюсь автомобилю здесь будет уютно

10 комментариев:

  1. Что и говорить, коллекция великолепная! Машине конечно будет уютно. Сергей, а можно провокационный вопрос: давно гараж построен? Просто меня поражает идеальная чистота. Складывается такое впечатление, что на улице ни когда не бывает грязно или машина не бывает таковой.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  2. Серёжа спасибо! Отличный репортаж! Интересное хобби. Я тоже хочу руку приложить к пополнению твоей коллекции. С меня венгерские, голландские, ФРГовские и украинские. Всё готово. Руки не доходят отнести на глав. почтамт, оформить и отправить!
    Но ты можешь считать, что они уже у тебя!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  3. Николай Фёдорович. Давно жду!!!!
    Теперь, наверно придётся привезти их самому!

    ОтветитьУдалить
  4. Роман.Дом, я купил 3 года назад.Гаража, как такового не было.Был навес для машины.Сначала я сделал стену из прозрачного поликарбоната, через год, с помощью братьев Гутич, навесил ворота, а в этом году занялся коллекцией, которая пока хранилась в коробках.
    Грязи на улице, практически не бывает.На фото-февраль.На улице +19, тепло и солнечно.Иногда, правда, бывает дождь, но с мая по октябрь, сухо!Вот такой рай!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, действительно рай. У нас пока - 8, но весна идет, да и снега в этом году мало. Раза в 2 меньше чем в прошлом.
      С ув. Роман г.Пенза

      Удалить
  5. Серёжа привет!
    А ты что в Одессу едешь?
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо Серёжа!!!
    Очень хотелось бы... но я пока суть да дело, номера тебе отправлю почтой.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  7. Андрей Щербак26 февраля 2013 г., 11:33

    Впечатляющая коллекция!
    У меня тоже есть несколько номеров. Немецкие транзитные, снятые с прицепов.
    И пара транзитов* с моей машины.
    Интересно, почему у нас так с этими номерами строго?
    Нужно сдать, да еще и порезать собственноручно на куски.
    Сейчас разрешили при смене автомобиля старые номера оставить, но забрать домой все-равно нельзя, нужно оставить в МРЕО ГАИ и при регистрации новго автомобиля их же получить...

    ОтветитьУдалить
  8. Советские автономера в фотографиях http://www.avtonomer.net/

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...