воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Галерея Славы мирового автопрома. Шипионе Боргезе

Боргезе Шипионе. 1871 – 1927 гг.
Италия 
Итальянский потомственный аристократ, принц (князь), политический и общественный деятель, один из пионеров автоспорта и автопрома, Шипионе Боргезе, родился, в 1871 году, в небольшом местечке Мильярино, что в окрестностях Пизы. Получив стандартное, для всех итальянских аристократов, превосходное образование, он с молодости начал путешествовать по всему миру. Шипионе знал несколько иностранных языков, в числе которых был и русский. Обладая незаурядной физической силой, молодой аристократ ещё серьёзно увлекался конным спортом и альпинизмом. Общество было в восторге и ужасе от его одиночных восхождений на альпийские вершины.
Во время своих путешествий Боргезе Шипионе видел, как, прямо на его глазах, начинала развиваться и прогрессировать автомобильная промышленность Европы и Америки. Автомобиль завоёвывал умы людей.
Молодой Шипионе Боргезе тоже стал интересоваться автомобилями, и это его увлечение стало делом всей его жизни. Он продолжал путешествовать, но теперь его основным видом транспорта был автомобиль.
Шипионе ещё был талантливым журналистом и хорошим офицером артиллеристом, общественным деятелем, сенатором, но поистине громкую славу и признание ему принесла победа, на итальянском автомобиле «Итала-35/45НР», в трансконтинентальном автопробеге «Пекин – Париж», который стартовал 10 июня 1907 года в восемь часов утра, по местному времени, в столице Китая.

Перед стартом в Китае
Старт трансконтинентального ралли рейда в Пекине

По инициативе влиятельной французской газеты «Le Matin» было организованно это беспрецедентное ралли – рейд длинной более пятнадцати тысяч километров. Вернее было это не так. Для того, чтобы поднять престиж еженедельника, среди читателей Франции и Европы, а также значительно увеличить его тираж, нужна была сенсация. На то время Франция лидировала в производстве автомобилей. Она же являлась основоположницей первых автомобильных состязаний, которые проходили только в пределах одной страны. Первые автомобильные соревнования носили чисто национальный характер, поскольку проходили в пределах отдельно взятого государства. Легендарные гонки Париж – Брест (1891), Париж – Руан – Париж (1894) и Париж – Бордо – Париж (1895), но именно они и сделали Францию центром зарождавшегося европейского автоспорта. Теперь изобретательным репортёрам  парижской газеты пришла в голову исключительно смелая мысль, организовать транснациональный автопробег из Пекина в Париж. 30 Января 1907 года на страницах «Le Matin» было опубликовано предложение – вызов, всем желающим автомобилистам мира, принять участие в этом фантастическом авто марафоне.
Выглядело оно так – «Найдется ли кто-нибудь из смельчаков, способный проехать на автомобиле от Пекина до Парижа этим летом?"
В наши дни такое ралли выглядят как очень серьёзное предприятие, которое далеко не всем по плечу. Тогда это был просто фантастический проект, сопоставимый только с полётом человека в космос. В душе французские газетчики очень сильно сомневались в том, что такие смельчаки действительно найдутся.
Через некоторое время на вызов «Le Matin» первыми откликнулись, конечно же, французы. Это был владелец автозавода и один из основателей одноименной французской автомобильной марки «De Dion-Bouton» маркиз де Дион. Он готов был выставить на ралли «Пекин – Париж» два своих экипажа на автомобилях с двухцилиндровыми десяти сильными моторами. При этом он публично заявил, что не видит конкурентов, которые могли бы оказать его команде достойное сопротивление или вообще решиться принять участие в этой гонке.
Маркиз де Дион ошибся! Конкуренты нашлись. Это был итальянский князь Боргезе Шипионе на своём отечественном автомобиле «Итала-35/45НР», который изготовили за два месяца по его заказу, учитывая его конструктивные пожелания, в итальянской автомобильной фирме «Fabbrica di automobili Itala», которую, в 1904 году, организовали с компаньонами братья Чейрано. Руководил проектом главный конструктор и изобретатель Альберто Балокко (Alberto Balocco).
Итальянский князь Шипионе Боргезе самый богатый, на тот момент, человек в Италии, бросивший вызов французским «задавакам», создал главную интригу гонки и стал её победителем.

Слева Шипионе Боргезе, рядом механик команды Этторе Гуиццарди

10 Июня 1907 года, несмотря на большое количество изначально проявивших желание принять участие (около шестидесяти), на старт в Пекине вышло всего пять транспортных средств - участников: два французских «Де Диона» (De Dion), один голландский «Спайкер» (Spyker), один трёхколесный французский трицикл "Конталь" (Соntal) и мощная итальянская машина «Итала-35/45НР», за рулём которой сидел итальянский князь Шипионе Боргезе. Это объяснялось не только страхом перед опасностями и трудностями. Ещё каждому участнику, для участия в ралли, необходимо было сделать стартовый взнос - две тысячи франков. И хоть призовой фонд победителя равнялся ста тысячам франков, далеко не все могли внести такую суму, да и не все хотели тратится на столь опасное и рискованное предприятие. Это была сумма, равная стоимости самой машины.
Вместе с Шипионе Боргезе, в одном экипаже, стартовал журналист, корреспондент «Коррьерре делла Сера» и «Дейли Телеграф», Луиджи Бардзини и механик команды Этторе Гуиццарди.
Участие в пробеге трёхколесного трицикла "Конталь" (Соntal), с шестисильным моторчиком, изначально было авантюрой. На нём опасно было выезжать даже за пределы города, не говоря уже об экстремальном путешествии из Пекина в Париж. Надо отдать должное его экипажу – двум французским чудакам, которые всё же на нём прошли территорию Китая и дошли до Монголии, где, в пустыне Гоби, их трицикл развалился на запчасти, а они обессиленные, умирающие от жажды были подобраны кочевниками.
Из всех автомобилей, участвующих в ралли, «Itala» оказалась наиболее технически подготовленной к условиям сверхсложного испытания. Машина оснащалась надежным карданным приводом. Двигатель для этого ралли подобрали четырёхцилиндровый, восьми литровый мощностью 45 л/с. Максимальная скорость, которую, с таким мотором, развивала «Итала» доходила до 90 км/ч. Никто из соперников князя Шипионе Боргезе такого автомобиля не имели. И хоть на автомобиле «Итала-35/45НР» стояли колёса с деревянными спицами, но зато покрышки на них были знаменитого мастера Пирелли, которым ничего не было страшно.


«Itala» уже с первых дней вырвалась вперед. За ней, с переменным успехом, безнадёжно отставая от лидера, шли остальные участники марафона. Сейчас нам даже трудно себе представить сколько сил, мужества и упрямства нужно было его участникам, чтобы преодолеть всю его дистанцию.
Мир находился в преддверии мировой войны. В Китае - стране, ограждённой стеной от окружающего мира, с консервативным правительством, путешественников могли в любой момент заподозрить в шпионаже и казнить. Россия, по территории которой проходила основная часть маршрута ралли, недавно перенесла, не совсем удачную для себя, войну с Японией. По территории Империи прокатилась волна стачек и забастовок, вылившаяся в Первую российскую революцию 1905 – 1907 годов. С одной стороны работала пропаганда, что Россию наводнили террористы, которые везде внезапно появляются на автомобилях, кидают бомбы и также внезапно исчезают на автомобилях. С другой стороны, после поражения в японской войне, в русском обществе распространялась и ширилась шпионофобия. В Сибири гуляли бандитские формирования, которым очень были интересны участники международного ралли «Пекин – Париж», у которых с собой имелись крупные суммы наличных.


В такой политической обстановке, для организаторов автопробега необходимо было в первую очередь получить китайские паспорта, для беспрепятственного прохождения территории Китая и Монголии, а также верительные грамоты для прохождения территории России, особенно районов Восточной - Западной Сибири и Урала. Также необходимо было проложить наиболее оптимальный маршрут и на всём его протяжении организовать пункты для обмена корреспонденцией, заправки бензином и маслом и хранения запасных частей, которые могли бы пригодиться во время экстренных ремонтов. Перед пробегом была проведена настоящая подготовительная операция: в Китай, Монголию и Россию командировали людей, которые должны были разведать дорогу, организовать на территории этих стран склады с бензином, маслом, запчастями и продовольствием. Прокладку российского участка пути сделал француз Лелювье. Так благодаря усилиям многих людей стала возможной самая безумная гонка.


В этой ответственной работе также принимал деятельное участие князь Шипионе Боргезе. Несмотря на свою суровую внешность, лицо его было изуродовано шрамами после того, как ему пришлось останавливать испуганных лошадей, которые понесли, чтобы спасти пассажиров экипажа, Шипионе Боргезе обладал очень коммуникабельной, обаятельной личностью и редким дипломатическим талантом.
Благополучно преодолев тяжёлые дороги Китая и Монголии экипаж «Итала» заехал на территорию России. Здесь им выдали, согласно высочайшему указу, по два револьвера с патронами, для самообороны, и благословили. В России их поджидало бездорожье, отсутствие мостов и цивилизации.


Но самым главным препятствием, по словам князя Шипионе Боргезе и других участников автопробега, было русское гостеприимство и пьянство. Маршрут ралли пролегал через Иркутск, Перьмь, Казань, Нижний Новгород, Москву, Минск. Везде, по пути следования, им устраивали радушные приемы и застолья с выпивкой, от которых было очень трудно отказаться. В Москве князю пришлось гостить четыре дня.
10 Августа 1907 года «Itala» триумфально пересекла финишную черту у подножья Эйфелевой башни. «Spyker»,  вместе с обоими «De Dion», прибыл в Париж только спустя три недели.
Князь Шипионе Боргезе, под звуки торжественного марша из оперы "Аида" великого итальянского композитора Джузеппе Верди, получил главный приз - банковский чек на сто тысяч франков и большую бутылку шампанского. С этого момента вручать большую бутылку "Шампанского" победителям автогонок стало традицией. Ходили слухи, что перед отъездом в Китай князь поспорил, с некоторыми итальянскими аристократами, сомневающимися в его победе, на крупную сумму. Даже если это так, он полностью заслужил это щедрое вознаграждение! Только благодаря его мастерству пилота, мужеству и таланту руководителя, который сплотил команду и поддерживал в ней железную дисциплину, Итала пришла к финишу первой! Победа итальянского экипажа ни у кого не вызывала сомнений.


Чего только не было на этом 16 000-километровом пути! И непреодолимые горные тропы Китая, и пески пустыни Гоби на территории Монголии, и вязкие сибирские болота, и знаменитое российское бездорожье и степные пожары, в которых чуть не сгорела «Итала» и её экипаж. Об этом знает весь мир. Десятки книг, на разных языках мира, об этом фантастическом путешествии, на самой заре автомобильной эры, издавались и переиздавались десятки раз, некоторые из них вошли в разряд мировых бестселлеров, которые принято было иметь в каждой семье и дарить юношам в день их совершеннолетия. Символично то, что организатором этого ралли стала влиятельная французская газета «Le Matin», что в переводе означает утро. Да это было утро, утро великой автомобильной эры!
Ралли «Пекин – Париж» 1907 года, по праву, можно считать прародителем всех современных ралли-рейдов. Это первое и старейшее трансконтинентальное ралли.
Вскоре «Itala» добилась широкого признания в Европе, не только благодаря патронажу итальянского короля, что несомненно имело тоже большое значение но, что еще важнее, победе принца Шипионе Боргезе в марафоне Пекин-Париж, где он продемонстрировав её абсолютную надежность. Сегодня автомобиль победитель, в рабочем и полностью исправном состоянии, хранится в музее Бискаретти ди Руффиа в Турине.


В 2007 году этот легендарный автомобиль ветеран опять стартовал на ралли Пекин – Дакар, которое проводилось в честь столетия со дня того эпохального события 1907 года. Ралли открыл внук князя Шипионе Боргезе.
Сам князь Шипионе Боргезе после своей триумфальной победы написал книгу «По Китаю». В годы Первой Мировой войны он, в чине капитана артиллерии, доблестно сражался на её фронтах. Занимаясь общественной деятельностью, был избран в королевский сенат и ещё два раза, в 1917 году, посетил Россию с военно-политической миссией.
Через семнадцать лет после рейда «Пекин – Париж», князь Шипионе Боргезе потерял жену, которую очень любил. Анна Мария, в результате трагического, нелепого случая, утонула. Очень сильный, знатный и богатый Человек князь Шипионе Боргезе, который не боялся ни каких трудностей, это перенести не смог. Он продержался еще три года и умер в 1927 году во Флоренции.

8 комментариев:

  1. Галина Плаутина18 февраля 2013 г., 10:39

    Спасибо за интереснейший рассказ! мы знаем многое о современных ралли-рейдах, и почти ничего об их пионерах! Постараюсь найти в инете те бестселлеры, которые были написаны о фантастическом путешествии "Пекин-Париж". Должны же быть русские издания?
    Интересно, а как добирались гоночные авто в Китай? Почему гонка стартовала в Пекине, а не в Париже???

    ОтветитьУдалить
  2. Я предполагаю, что машины и участники ралли добрались в Китай на пароходе. Это был или порт Шанхай или Циндао или Тяньцзинь. Везде до Пекина отличные дороги, а от порта Тяньцзинь, вообще рукой подать до столицы.
    То что ралли рейд стартовало из Пекина и финишировало в Париже, очень мудрое решение. По мере того, как во время гонки иссякали силы у людей и машин, дорога с каждым километром становилась легче, а проблем меньше. Да и любой путник знает - дорога домой всегда короче, веселей и легче!!!
    С Ув.
    Комбат.
    PS К стати, море забрало жизнь одного из братьев Спайкер владельцев автомобиля "Спайкер" участвующего в гонке под управлением француза Шарля Годара.
    21 февраля 1907 года, в шесть утра страшный ураган швырнул корабль «Берлин» на гранитный мол, и тот затонул за несколько мгновений. Среди 129 утонувших пассажиров был и голландец Хендрик Спайкер...

    ОтветитьУдалить
  3. Галина Плаутина18 февраля 2013 г., 17:13

    В 2013 состоится еще один ралли рейд! уже 130 ретро автомобилей-участников! Вот сайт The 5th Peking to Paris Motor Challenge 2013 http://www.endurorally.com/pages/5th-peking-to-paris-rally-2013
    Интересно, а одесская Вольво F10 могла бы пройти 16000 км из Пекина в Париж???

    ОтветитьУдалить
  4. Volvo F-10 Много чего может!!! Но по тому маршруту по которому прошли отважные первопроходцы всех будущих рейдов она не пройдёт. В 1907 году часть российского участка трассы Шипионе Боргезе прошёл по шпалам железнодорожного полотна. Для этого было получено разрешение министра. Два раза завязшую в болоте "Итала" приходилось частично разбирать чтобы вытащить из трясины. Один раз она провалилась на мосту... К сожалению, и спустя сто лет в Сибири остались те же дороги, и те же деревянные мостики... А Volvo F-10 потяжелей "Итала" будет. Её волами из трясины не вытащишь, и по шпалам на ней не поедешь... Так что подвиг "Итала" моей Volvo F-10 повторить бы не удалось. Да и теперь, когда проводят дубли ралли рейда "Пекин - Париж" на легендарных ретро машинах с десятками современных автомобилей технического сопровождения, всё равно идут уже по другому маршруту, считая самый первый маршрут просто не преодолимым!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  5. Сергей Поспелов20 февраля 2013 г., 16:38

    Ещё раз здравствуйте.
    Только сейчас выкроил время посмотреть Ваш блог и прочитать про историю зарождения ралли "Пекин - Париж". Очень порадовало, что Вы рассказываете своим языком, а не выдержками из других источников. Есть маленькое уточнение: изначально старт гонки задумывался из Парижа в Пекин. А уж потом организаторы решили, что торжественный финиш лучше будет смотреться в Париже.
    Надеюсь, что в вашем блоге найдётся местечко для рассказа и про наш экипаж на 412 москвиче, который будет участвовать в "Пекин - Париж 2013". Мы будем не только единственными Россиянами из 96 экипажей, но и единственные, кто своим ходом прибудет в Пекин, а затем вернётся в Барнаул из Парижа тоже своим ходом. Т.е. мы дважды преодолеем маршрут ралли!
    Приятно было познакомится.
    До связи.
    С уважением, Сергей Поспелов.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте Сергей! Хочу Вас заверить, что местечко (почётное) конечно же у нас найдётся, и для рассказа о Вашем экипаже, и для рассказа о Вашем автомобиле "Москвич -412", и для репортажа о ралли-рейде "Пекин - Париж" + "Барнаул - Пекин" + "Париж - Барнаул"! Пока суть, да дело... мне бы хотелось познакомится с Вами поближе.
    Сергей, спасибо Вам за добрые слова в мой адрес, как автора этой публикации. Мне всегда хочется нашим читателям представлять, невзирая на сжатые рамки рубрики, наиболее полную информацию и самое главное - достоверную. Для того чтобы написать эту небольшую статью, я изучил массу информации в интернете и прочитал много литературы. Очень много не точной, противоречивой, информации. Большинство статей просто тупо тиражируются с ошибками и нелепыми ляпсусами сразу видно, что их писали такие автомобилисты, как я балерина! Ещё должен заметить, что по Италии намного меньше информации, об их звёздах автопрома, чем например по Германии или Америке... Столько интересных специалистов - автомобилистов Италия дала Миру, а зачастую одного портрета невозможно найти. Вот как с Шипионе Боргезе! Нашёл только один портрет, слабенького качества, в книге, и вынужден был его перефотографировать. Так это принц и член Королевского Парламента в придачу к автомобильным заслугам... Что-то господа итальянцы слабенько пропагандируют своё славное автомобильное наследие...
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Поспелов21 февраля 2013 г., 7:16

      На самом деле материалов много, просто они слишком глубоко зарыты. Сбросил ссылку на Ваш блог своему партнёру по проекту Аркадию Гайдамака, тоже продвинутому и увлечённому темой ретро человеку (у него своих несколько машин). Его отзыв про 1907 год - " Это единственная человеческая статья, которую я читал".

      Удалить
  7. Спасибо Сергей Вам! И спасибо Аркадию! Давайте дружить. Ждём Вас в гости на страницы нашего блога. Тема ретро автомобилей и история автопрома, на примере его выдающихся деятелей из разных стран, очень увлекательна, интересна, и важна для молодёжи в воспитательном плане.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...