среда, 26 декабря 2012 г.

Мастер - класс. Особенности перевозки деловой древесины и пиломатериалов стандартным (не специализированным) автомобильным транспортом. Часть 2


4)  СКОЛЬКО ГРУЗЯТ? Количество в весе, объёме и штуках
Прием к перевозке от грузоотправителя и сдача грузополучателю леса и пиломатериалов осуществляют автоперевозчики в лице водителя–экспедитора, по объему, а при перевозке пакетным способом - по количеству мест (пакетов). Для производства расчетов грузоотправитель обязан определять расчетным путем вес груза и, наряду с объемом и количеством мест, указывать его в товаротранспортных документах.
Перевозчик вправе проверить указанные данные. Если в транспортный документ не были внесены соответствующие уточнения (оговорки), то считается, что груз и его упаковка, в момент принятия к автомобильной перевозке, были в надлежащем состоянии, а масса груза, число и маркировка грузовых мест соответствовали указанным в транспортном документе.
Очень часто, при аналитическом определении массы груза, случайно или умышленно, происходят ошибки. Как правило, это происходит в меньшую сторону. Грузоотправитель при этом ничем не рискует, во всяком случае, ему так кажется. По количеству товара есть ещё дополнительные параметры учёта, а по весу… По весу пусть перевозчик сам расхлёбывает.
Такой подход не правильный. Поэтому каждый перевозчик должен предельно внимательно и принципиально относится к этому моменту.


Уже принимая договор – заявку на перевозку леса нужно произвести предварительные подсчёты массы груза, выяснив: Какой породы лес? Какой он влажности? Обязательно оговорив все меры предосторожности, исключающие перегруз, который может привести к продолжительной задержке автомобиля на контрольно весовых комплексах (до трёх суток) и крупным штрафам или вообще поставить перевозку под угрозу срыва. Несложные подсчёты могут помочь изначально определить вес предполагаемой партии товара. В данном случае надо количество объявленных кубических метров – V объём леса, помножить на его удельный вес. Удельный вес основных пород леса мы приводим внизу.


Одним из важнейших физических свойств, с точки зрения их транспортировки, является влажность. Подсчитано, что живое дерево вместе со стволом, ветвями, корнями, корой и листьями на 65-85% состоит из воды. Влага, доставляемая корнями из почвы, поддерживает жизнеспособность клеток растения.
Влажность пиломатериалов - отношение массы данной доски, бруска, бревна по отношению к массе абсолютно сухой древесины, а не к общему весу (как это принято по отношению к другим грузам). Содержание влаги в древесине весьма высокое и зависит не только от породы, но и от места произрастания деревьев. Так, например, свежеспиленная сосна может содержать 80-97% влаги, ель 78-105%. Если круглый лес продолжительное время находился в воде, влажность его может еще более возрасти. При хранении леса на воздухе вода, находящаяся в древесине, постепенно испаряется, древесина частично высыхает, уменьшается в весе и несколько сокращается в объеме.
По содержанию влаги условно различают следующие состояния древесины:
а) Воздушно - сухое с влажностью от 11 до 18%;
б) Полусухое с влажностью от 18 до 23%;
в) Сырое с влажностью более 23%.
При высыхании свежесрубленной древесины исчезновение свободной влаги происходит сравнительно быстро, в течение 1-2 летних месяцев. Оно не связано с изменением каких-либо свойств древесины, кроме, как мы уже говорили, её веса и объёма (незначительно).
Учитывая постоянно меняющееся (в больших диапазонах) влагосодержание, что влечет за собой значительное изменение массы груза, круглый лес измеряется, как правило, в объемных единицах: куб. метрах.
Следует обратить внимание перевозчика ещё на то, что влажный лес, особенно пиломатериалы, требует при транспортировке более тщательного внимания, так как, находясь в закрытом не вентилируемом (или вентилируемом, но очень слабо) грузовом отсеке, под тентом в жаркую погоду лес может прийти в негодность «спарится». Его поражает плесень, гниль и другие вредные микроорганизмы, в результате чего он чернеет, коробится, деформируется и кривится. Такой лес, как правило, бракуют или он подлежит значительной переоценке, после которой вся сделка просто теряет финансовый смысл. Поэтому сырые пиломатериалы рекомендуется перевозить только в открытых кузовах, укладывая их в пакеты с обязательным применением прокладочного материала, для того чтобы древесина «дышала». Перевозя древесину в открытых кузовах, следует принимать необходимые меры для избегания её загрязнения, при котором она тоже бракуется.
Пакеты древесины следует хорошо крепить, в противном случае там, где выгрузка происходит механическим способом, вас могут просто заставить самого разгружать рассыпавшиеся по грузовому отсеку автопоезда доски, брусья или рейки.
Теперь самое главное - определение объёма - кубатуры загруженной древесины и определение её массы. Как правило, продавца/покупателя больше интересует плотный объем под корой - V п/к (как основание для финансовых расчетов), перевозчик же заинтересован в получении плотного объема в коре - V в/к, причем обязательно с учетом конусности бревен. Умножив эту величину на удельный вес можно получить массу погруженного леса.
Для этого надо:
а) Определить к какой категории, по влажности, относится данная древесина. Делается это в основном визуально, хотя для этого есть специальный прибор – влагомер.
б) Определяем складской – плотный объём лесопиломатериалов ( Vcкл.) Сначала определяется складочный объем древесины (замеряются длина, ширина и высота каждого штабеля, потом перемножаются), который затем умножается на коэффициент полнодревесности (К п/д). Исходное значение К п/д зависит от породы древесины и составляет (по принятой в мировой практике Шведской методике замеров) в %%: для березы - 65, осины - 67, сосны - 69, ели - 71, бука - 64, ольхи - 65. и т.д. При замерах штабелей в наземных транспортных средствах (вагоны, а/машины) указанный К п/д уменьшается на 1-2%.
V п/д = (Vскл. : 100) х К п/д - это для обрезных пиломатериалов.
Полученный плотный объём умножается на удельный вес данной породы древесины и получаем массу.
Для необрезных пиломатериалов определение кубатуры – объёма имеет свою специфику.
Что касается обмера необрезных пиломатериалов (досок), то здесь имеется своя особенность, она состоит в том, что ширина необрезной и односторонне обрезной доски определяется как полу сумма ширины двух противоположных сторон (широкой и узкой), замеренных посредине доски без коры: А = (А1+А2) / 2
С брёвнами вопрос замера обстоит сложнее. Обычно лес кругляк готовят к погрузке стандартный. При перевозке круглого леса лесозаготовитель производит предварительную сортировку по сортименту. Если это так, то определяется средняя толщина бревна. Для этого у десяти брёвен замеряются верхние и нижние диаметры, все данные суммируются и делятся на 20. Потом, по таблице определения объёма круглых лесопиломатериалов, межгосударственных стандартов ГОСТ 27 08 – 75 находим объём одного среднестатистического бревна, который умножаем на общее количество брёвен. Полученный объём погруженного кругляка умножаем на плотность одного кубометра данной породы древесины и получаем массу груза. Если загруженные вам брёвна сильно различаются по диаметру, необходимо измерять каждое. Это более трудоёмкий метод, но более точный, позволяющий ещё и провести дефектацию каждого бревна.
Если все приведённые выше способы определения массы груза не возможны или сложные для вас и при этом имеются серьёзные подозрения, что реальный вес отгруженного леса намного превышает допустимые нормы, требуйте взвешивания на ближайших весах. Или сделайте это сами. К сожалению более простого метода подсчёта объёма и массы древесины не существует.


5) СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ и РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
К этому вопросу надо подходить предельно внимательно и серьёзно. Вопрос вырубки леса – больной вопрос. В виду постоянной не санкционированной, браконьерской вырубки леса введены жёсткие правила и контроль, как на дорогах, в пути следования, так и при пересечении границы.
Чётко уясните для себя на какой таможенный пункт вам надо доставить груз, и через какой погранпереход необходимо осуществить пересечение Государственной границы. При больших контрактах некоторые разрешительные документы (в оригиналах) находятся именно там, в единственном экземпляре для всех машин.
6) ФУМИГАЦИЯ. Особые согласованные условия перевозки
Фумигация (от лат. fumigare — окуривать, дымить) Обеззараживание под карантинного материала и транспортных средств парами или газами отравляющих веществ - фумигантов в целях уничтожения вредных организмов.
Отправляя лес на экспорт автомобильным транспортом, следует в обязательном порядке согласовать вид транспортного средства. Часто, если нет возможности, на время проведения фумигации, разместить водителя вне его автомобиля, чтобы не подвергать человека действию ядовитых паров, клиенты требуют для такой перевозки только седельные тягачи с полуприцепами. Тягач, выезжает из-под полуприцепа с лесом, и ожидает окончание фумигации где-то рядом, в безопасной зоне, которая должна находиться не ближе 50 метров с наветренной стороны. Необходимо также проверить исправность телескопических домкратов опорных лап полуприцепа, убедившись в том, что они смогут поднять груженый полуприцеп и удерживать его без тягача в течение суток.


Перевозка леса и пиломатериалов бесспорно не простая перевозка, но она и оплачивается более достойно. Не следует её избегать. Работайте просто спокойно, взвешенно и разумно, и всё у вас будет нормально! Буду рад, если мои советы вам пригодятся и помогут в работе!
Нагих Николай Фёдорович - Комбат 

3 комментария:

  1. Огромное спасибо Николай Федорович за очень ценную информацию. А то порой находишь формулы или таблицы, а там их мама не горюй и под час легко запутаться. Я лично лес не возил, да и на будущее вряд ли буду его возить, но ведь полно других видов груза, например: лакокрасочная продукция, машинное масло. Груз опасный, 3го класса, но
    в бытовой упаковке, как правильно перевозить подобный груз? Надеюсь подобные статьи станут доброй традицией в нашем блоге.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  2. Засада еще может быть, если погружены обледенелые хлысты. На спуске хлыст из центра пачки за спиной водителя может запросто выскользнуть вперед.

    ОтветитьУдалить
  3. Абсолютно верно! Но... мы здесь сейчас не говорим о хлыстах. Это может случится и с брёвнами на спуске, при экстренном торможении или, УПАСИ БОЖЕ!!!, столкновении. Именно поэтому нужно надёжно крепить груз и дополнительно к передней стенке фургона устанавливать прочный (двух-трёхслойный) деревянный щит.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...