среда, 12 сентября 2012 г.

Голландия и друг мой Сашка. Часть 3

Человек берет себя с собой, когда он путешествует. Здесь он и выходит за свои
пределы, становится богаче полем, лесом, горой. (Эрнст Симон Блох)

Нальчик прошли благополучно.
- Вот и заканчивается Кабардино-Балкария. Скоро будем заезжать в Ингушетию. Предупредил я Сашу.
- Вообще-то считается, что нет отдельно Ингушетии и что нет отдельно Чечни, а есть Чечено – Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика. Но так только считается…. На самом деле – есть Ингушетия, и есть Чечня. Есть ингуши и есть чеченцы. Объединить их ещё ни у кого не получалось и вряд ли когда получится.
Проезжая Назрань, я опять пообещал Саше:
- Сюда, в столицу Ингушетии, ты будешь частенько тоже потом ездить. Здесь завод есть большой, электродрели делают и ещё чего-то. Так вот, рукоятки для этих электродрелей делают в Болгарии, а здесь мотор ставят и патрон, в общем, всё остальное.
Отсюда и обратно на Одессу загрузить могут заготовками каких-то деталей из алюминия, для строительных машин. Им только надо звонить ещё из Болгарии и предупреждать – мол, так и так, еду к вам, вы там, на Одессу, под меня загрузку придержите, пожалуйста. Никогда ещё не отказывали. Так, что запоминай дорогу. Пригодится. Потом Чечня, Грозный.
- Слушай, Комбат, а как там обстановка?
- А что с обстановкой там может быть такое? Обстановка, как обстановка. Ты о чём?
- Ну, Чечня… всё-таки абреки….
- ААААА….Да были здесь как-то заварухи, говорят, серьёзные. В пятьдесят восьмом году и относительно недавно – в семьдесят третьем. Сначала чеченцы молодого парня русского зарезали, потом таксиста ингуша… ну и пошёл сыр-бор! Убийства в этих краях не редкость. У них здесь кровная месть в почёте. Чуть что - сразу за кинжал или ружьё хватаются. Они в милицию с заявлениями не бегают, сами «правосудие» вершат! А эти два случая переросли в стихийное восстание и погромы. Наболело уже! Народное терпение, так сказать, достигло точки кипения, ну и сорвало крышку. Причём серьёзно сорвало! Безоружные люди захватили здание Министерства Внутренних Дел и Комитета Государственной Безопасности республики! Много голов тогда полетело и самое «интересное», что русских…..больше всех! Как же, национальное меньшинство обидели.
Сейчас вроде всё спокойно. Можно спать в своей кабине с открытыми дверями, где хочешь и когда хочешь. Я надеюсь, что ты же не будешь здесь дебоширить и права качать по «пьяной лавочке», как у себя дома? Никого не обидишь и тебя здесь, никто не тронет. Хотя уши надо держать востро!
В Грозном сейчас половина населения - русские люди. Как поднимали после войны нефтеперерабатывающую промышленность, так здесь и остались жить. Русских, пока, никто не трогает. Да и русские-то уже многие здесь корни пустили, породнились с чеченцами, абреками, как ты говоришь. Женщины вышли за чеченцев, чеченские девушки за русских парней выходят замуж, но это бывает намного реже! Как у Ромео и Джульетты… Они к своим женщинам русских мужиков ох, как неохотно подпускают, не то, что мы. Зато русские девчата у них большим спросом пользуются.
Здесь, Саня, тоже такая непростая ситуация сложилась, чеченцы - мусульмане, им можно по Корану христианок брать себе в жёны, а их женщинам, мусульманкам, Коран разрешает только за мусульман замуж выходить. Вот и получается, что вроде чеченцам и можно жениться на русских женщинах, с одной стороны, а с другой стороны все против этого, потому, что кто же тогда будет жениться на чеченках и где тогда им столько женихов мусульман найти?! А чтобы русскому парню взять в жёны чеченскую девушку, ему надо принять мусульманскую веру и сделать обрезание. Не знаю, кто - как, а я даже ради самой прекрасной Шехерезады менять веру свою не буду! Я лучше украл бы её. Если бы уже так вышло, что жить без неё не смог! Не один я так думаю, Саня! Вот и разыгрываются здесь Шекспировские страсти - льются ручьями слёзы и кровь. Я недаром тебе про Ромео и Джульетту упомянул.
Случается, что чеченцы и между собой отношения выясняют, но редко, и как раз на этой свадебной почве, а чаще всего они с ингушами или осетинами, бывает, что и с дагестанцами, цапаются.
Чего? Да причины самые разные – бытовые, скот друг у друга угоняют, немало территориальных претензий у них есть и ещё чёрт знает, что…не так посмотрели друг на друга, например! А они парни горячие и дружные. Это мы русские, как телки! Все привыкли, что русских много. Тогда чего же их русских защищать? Не убудет…
Все уже давно привыкли, что у них, у русских вроде как на роду написано, вроде как крест у них такой – себя и других защищать и миллионами гибнуть. Начиная с Золотой Орды и Чингиз Хана, потом Наполеон, потом турки – Османская империя, потом Гитлер…Я уже не говорю про другую разную нечисть, которая в промежутках между этими трагедиями, к нам лезла!
Кстати о Гитлере, говорят, что чеченцы и ингуши ему в подарок скакуна - красавца белого в яблоках - приготовили с золотой сбруей. Бляха на груди, стремена, удила, лука седла, монетки на сбруе для украшения - всё из чистого золота, удивительно тонкой работы. Да «жаль» советский капитан Ваня Косенко со своими разведчиками отбил его у ингушей. Испортил им все планы – не дал фюрера порадовать. Когда взвесили всю эту красоту, то оказалось, что пошло на неё, не много, не мало - сто четыре килограмма золота высшей пробы! Про скакуна это так, разговоры ходят, не подтверждённые документально, но очень сильно похожие на правду.
А вот Адольф Гитлер тоже подготовил ингушам и чеченцам подарок. Приблизительно в это же время, когда немецкие альпийские горнострелковые дивизии «Эдельвейс» уже стояли на границе с Чечнёй, заняв все господствующие высоты, видимо даже не подозревая о несостоявшемся царском подарке ему, он подписал директиву, согласно которой ингуши и чеченцы, как дикие и неподдающиеся воспитанию народы, не способные трудиться на благо тысячелетнего Рейха, подлежали физическому уничтожению. Немцы любят дисциплину и повиновение, так что не получилось бы из них освободителей и друзей Кавказа! Директива эта в архивах, в назидание потомкам, сохранилась до наших дней.
Теперь, Саша, некоторым штатским, уже почему-то кажется, что ничего этого не было, а если и было, то вроде, как и никому не было нужно! Не всем правда, но есть такие «политтехнологи». Для них русский и советский солдат освободитель, как бельмо на глазу! Ну, а замять это, как бы им не хотелось, у них, Саня, не получится, так что зря стараются!
Ты посмотри в Европе – Союз Экономической Взаимопомощи, военный блок дружеских стран Варшавского договора. Кроме Варшавского договора, Куба, Вьетнам и ещё семьдесят стран, где советские военные инструктора обучают армию, и плечо о плечо с ней защищают их народы, являются гарантом мира и стабильности в этих странах и во всём Мире! Африка одна чего стоит? Постоянные междоусобные войны. Каннибалы там к власти приходят то и дело, и страдают от этого потом люди и слоны……
В горле у меня пересохло от этой длинной тирады, а может от злости и обиды, а может и от того и другого вместе. Протянув Сашке руку, но, не поворачиваясь в его сторону, я сделал несколько хватательных жестов, сжимая и разжимая ладонь. Сашка быстренько сунул в неё зажжённую сигарету. Я не ожидал этого и замотал рукой.
- Эээээээ! Саша, дай попить. Он забрал сигарету и вложил мне в ладонь ручку чайника.
- Говорить надо чего ты хочешь, Фидель Кастро Русс…
- Настоящий напарник сам должен знать чего хочет его второе «Я»! – Вытерев усы тыльной стороной руки, я с облегчением откашлялся, прочищая горло, и затянулся сигареткой, которую Сашка предупредительно держал уже наготове. Теперь можно и продолжить «митинг».
- Ну, а сами мы почему-то привыкли, Саша, что страна огромная, вокруг одни русские, вот друг за друга, только по одному национальному признаку, горой и не стоим… как чеченцы и прочая местная публика. Честь им и хвала за это. Да и русские люди по натуре своей более бесхитростные и менее мстительные… добрые и простодушные. А большая доброта, как известно равнозначна глупости…. Я сам добрый, поэтому знаю точно, что это так, но ничего не могу с собой поделать! Да и зачем? Мне нравится добрым быть! Русская душа, Сашка, ничего не поделаешь… большая и мягкая, как сибирский валенок. Главная её отличительная особенность - отсутствие прагматизма и избыток патриотизма! Для настоящего русского человека главное - Родина! Они скитаются по белу свету на самолётах, пароходах, автопоездах, поездах и просто пешком в поисках приключений, выполняя свою работу и свой долг, защищая интересы своей страны, но всегда возвращаясь домой. Как перелётные птицы!
Эти же джигиты путешествуют по белому свету в поисках тёплого места для себя лично. Они лучше будут жить в чужой стране, но в своей тёплой, доходной лавке, чем в своей стране, но в холодной и голодной избе. Сакле по-ихнему. За копейки, которых только на хлеб и хватает, как русские люди, создавать для своего общества светлое будущее, чтобы потом можно было им гордиться, чтобы можно было гордиться своей республикой, они не очень-то хотят. Посмотри вокруг – всё, что здесь построено, это в основном русские построили, кроме сторожевых башен и их кишлаков. Созидательный труд, Саша, это тоже подвиг, только его совершить гораздо труднее! Это тебе не кинжалом махать.
Обстановка, Саша, здесь сейчас спокойная, но запомни, русский человек никогда себя в Чечне или Азербайджане так вольготно не будет чувствовать, как они себя чувствуют и ведут у нас. Мы для них гяуры*. И ещё запомни – находясь на территории чужой страны, ты обязан соблюдать её законы и с уважением относиться к её вероисповеданию, обычаям и национальным традициям.
- А почему? – Спросил Сашка, глядя в окно, вроде хотел рассмотреть в темноте, чего там русские построили.
- Почему законы надо соблюдать?
- Нет. Это понятно. Это без комментарий. Почему ты думаешь, что я дома дебоширю и права качаю по «пьяной лавочке»? И почему «русский человек никогда себя в Чечне или Азербайджане так вольготно не будет чувствовать, как они себя чувствуют и ведут у нас»?
- А потому, Саша, что ответ на этот вопрос длинный и серьёзный. И дорога у нас с тобой длинная и серьёзная. У нас ещё будет время, поговорим с тобой на эту тему. Хотя поездишь по белу свету, посмотришь, и многое сам может быть, поймёшь. Ну, а про «дебоширить» это я просто так, к примеру, сказал, не про тебя.
Я взял сигарету из пачки. Саша предупредительно мне протянул зажигалку с дрожащим, голубым язычком огня.
- Битте, командантэ!
Не поворачиваясь к нему я забрал зажигалку из его рук, потом наклонился к рулю и не отводя взгляд от дороги прикурил.
- Ты, Саша, вот что – никогда не давай прикуривать человеку, который сидит за рулём. Он к тебе повернётся, на какие-то доли секунды отвлёкся от дороги и всё….. потерял управление…. Глядишь или в кювете очутился или, упаси Господи, на встречной полосе – лоб в лоб с кем-то...Ты зажигалку ему просто подай, пусть он сам прикуривает, а если сложный участок дороги проходите, то ещё лучше сам сигарету прикури и дай ему. Это у настоящих напарников не в падлу. Так на чём я остановился? А…. так вот. Почему-то бытует мнение, что гостеприимная Россия для всех, она большая…. И вести себя всем там можно, как им заблагорассудится. А наши республики только для нас. Русские там могут только что-то строить и налаживать, а потом пусть убираются к себе восвояси. Мы, мол, здесь всё своё бережно должны охранять: религию, культуру, национальный колорит, независимость, свой очаг, женщин…. Мы здесь живём по Корану, как правоверные мусульмане… В принципе это может быть и правильно. Но жить так, ребята, вы должны не только у себя в Чечне или Азербайджане, жить по Корану вы должны и в Иваново и в Ельце и в Костроме, и там тоже вы должны уважать стариков и женщин, беречь детей, и не только своих! И тогда, не зависимо от вероисповедания, мы вам будем, как братья. Так должно быть!
Вообще, я считаю, Саша, что русский человек должен жить на своей русской земле. Здесь мы гости. Как не крути, как не верти… Помни всегда об этом и всегда веди себя, как воспитанный гость. Нет, ты пойми меня правильно! На русской земле могут жить люди любой национальности. Это их право – выбирать, где им жить, главное с добрыми намерениями чтобы. Есть у них и обязанность, связанная с этим – живя в России или в другой стране, они её обязаны уважать и её народ уважать обязаны тоже!
А русский человек должен жить на русской земле. Она позволяет! Она большая, щедрая, любвеобильная и…. многострадальная! Ей нужны наши заботливые, добрые руки. Мы должны её защищать, сохранять и преумножать огромные богатства! На ней мы родились, в неё нас и закопают, рядом с предками, когда придёт время. Может это я какой-то русский вот такой не правильный, но это моё твёрдое убеждение! И ещё…надо честь свою – честь русского человека - беречь, как зеницу ока и высоко над собой, как знамя нести! Где бы ты ни был.
Знаешь, как обидно бывает, когда в Баку или Тбилиси на улице увидишь сзади крепко пьяного мужика, то можно с девяносто процентной уверенностью сказать, что это русский. Да и не только в Баку и Тбилиси…. Их пьяные на улицах не валяются, хотя тоже пьют по взрослому и грузины, и азербайджанцы, и армяне и ….немцы. А почему? Это уже не от пьяного зависит, это уже от трезвых зависит! Они, как русские, через своего, лежащего на улице, не переступят и без разницы им чего он лежит – пьяный, трезвый, раненный, больной, просто прилёг отдохнуть… чего-то. Они просто своего выпившего мужика не отпустят никуда одного, или оставят на ночлег или проводят, под белые ручки, до самого дома. Знаешь, анекдот есть такой жизненный. Рассматривается одинаковая ситуация, но в разных странах.
Ситуация первая – Россия. 
Дорога. Возле дороги тротуар. Между дорогой и тротуаром кювет, в котором лежит мертвецки пьяный мужчина. Мимо проходит русская женщина. Увидев лежащего в кювете мужчину она останавливается и начинает неистово бранится – О, свинья, напился! Всё им мало! Чтобы вы уже смолы горячей напились и повыздыхли! Чтоб вас уже разорвало! – Между ругательством она периодически делает паузы, переводит дух и плюёт в сторону лежащего мужчины. Закончив, таким образом, выражать своё отношение к «пострадавшему», она уходит, но сделав пару шагов, вроде что-то вспоминает. Возвращается. Осторожно спускается в кювет и пару раз с неподдельным энтузиазмом пинает мужчину в бок. Потом облегчённо вздыхает, крестится и, уже умиротворённая, продолжает свой путь дальше.
Ситуация вторая – Англия.
Всё то же самое, только мимо идёт чопорная английская леди в строгом костюме и шляпке. Увидев лежащего в кювете мужчину она удивлённо его рассматривает через лорнет.
- Какой пассаж! Джентльмен и в таком виде?! – Поворачиваясь по сторонам и ища кого-то взглядом, она зовёт – Констебль! Констебль! Констебль! Нужна ваша помощь!
Ситуация третья – Франция.
Всё то же самое, только мимо идёт легкомысленная, но чертовски хорошенькая и жизнерадостная француженка. Увидев лежащего в кювете мужчину, она в удивлении останавливается, оглядывается по сторонам, видимо надеясь увидеть ту женщину, которой принадлежит право собственности на лежащего в кювете мужчину. Не найдя никого, она удивлённо и одновременно радостно пожимает плечиками, констатируя факт – Мужчина, и ни чей?! Потом подходит к бордюру и энергично машет ручкой – Такси! Такси! Такси!
Я посмотрел на своего туриста. В полумраке матово светились его белые зубы. Он улыбался.
- Это ты к чему рассказал этот анекдот? – Спросил меня Саша.
- Да ни к чему. Просто так. Чтобы ты улыбнулся. Ценить надо друг - друга и заботиться о ближнем, вот к чему я сказал! А ты почему меня Фиделем Кастро назвал?
- Да тоже просто так. Как-то непроизвольно это имя само с языка сорвалось. Наверное потому, что я его уважаю. Посмотрел, как ты здесь руками махаешь – «Вперёд за Родину!» и вспомнил Фиделя Кастро! И борода у тебя, такая как у него, тоже наполовину белая – наполовину чёрная….
- Ладно, заканчиваем этот разговор! – Я с досадой махнул рукой - И вообще мне кажется, что основная причина не в них, а в нас – русских людях кроется. Мы вроде их сами провоцируем. Менты оборотни, которые за деньги и мусульманами станут, и буддистами, и индуистами, и нудистами. Продажные чиновники местных администраций. Женский пол, тоже свою немалую лепту вносит в это дело. Ну и мы, конечно, потому, что допустили это и миримся с этим! Вот поэтому и возникает у некоторых «правоверных» чувство вседозволенности.
Я постоянно на эту тему размышляю, Саша, а вот сейчас представился случай выступить перед «аудиторией».
- А чеченцы пьют? – Спросил меня «турист». Я глянул на него и взял ещё одну сигарету.
- Не знаю. Наверное, пьют. Не пьют только телеграфные столбы. У них рюмочки вверх донышками. Но я ни разу ни с чеченцами, ни с ингушами не пил и друзей у меня среди них нет. Так получилось. Осетины есть друзья. Грузины. Армяне. Дагестанцев много, азербайджанцы, кого только нет, а вот чеченцев и ингушей нет. Они мне как-то чужды по духу. Чужды и непонятны. Я избегаю общения с ними. Мне такие друзья просто не нужны. Да и они сами не очень горят желанием подружиться. Как бы это мягче сказать? Не коммуникабельные ребята. А Чечню я всегда стараюсь проезжать и на ночлег никогда не останавливаюсь. Не боюсь, нет! Не люблю просто. Не нравится мне здесь. Какая-то она не приветливая. Вот и всё!
Чечня - то место, где я себя сам чувствую чужим и лишним, даже если мне об этом никто не говорит. Это даже, наверное, единственное место, где я себя так неуютно чувствую, хотя есть и другие места, где тоже нас русских не очень доброжелательно встречают.
И ты заметь ещё такую штуку, Саша, дальнобойщиков чеченцев нет! Я, во всяком случае, за столько лет ни одного не встречал. Короче, Саша, я так думаю - пусть они будут себе здоровые и богатые, но без нас!
Знаешь, Саша, у меня такое интересное чувство выработалось – я русского за границей на улице за версту узнаю. Я даже не раз проверял, подхожу и говорю – «Здравствуйте! Вы русские?». Они удивлены не на шутку – А как вы узнали? – Спрашивают. А я и сам не знаю. Наверное, спинным мозгом почувствовал или, как пчёлы определяют свой улей и семью, так и я определил их тоже по какому-то неуловимому для других, запаху….
Саша молча курил, обдумывая и переваривая мои слова, пока я сам опять не нарушил молчание
- Скоро Чечня закончится. Потом Северная Осетия. Её столица Орджоникидзе, Владикавказ по старому, немного в стороне от трассы на Баку остаётся, справа от нас. Туда дорога ведёт на Тбилиси, через Казбеги, по Военно - Грузинской дороге. Папиросы «Казбек» курил? Вот это отсюда. Их ещё с юмором «Горный воздух» называют. Папа мой такие папиросы курил - «Казбек» и «Беломорканал». Помнишь песню – «В ответ, открыв «Казбека» пачку, сказал ей Костя с холодком – Вы интересная чудачка, но дело видите ль не в том»? Говорят эскиз рисунка на пачку для этих папирос – чёрный силуэт горца-всадника на фоне бело-голубых гор, утверждал сам Сталин. Во как!
Казбек - это самая восточная пятитысячная вершина Кавказа, расположенная на границе России и Грузии. Рядом с ним проходит Военно-Грузинская дорога. Осетины Казбек называют Уршхох, что в дословном переводе означает «белая гора». А чеченцы верят, что на вершине горы лежит, прикованный к ней цепью, великан Прометей, который у Богов для людей похитил огонь. Каждый день, в наказание за это, прилетает орёл и клюёт его сердце.
Владикавказ и был построен в конце восемнадцатого века здесь, как город – крепость для защиты этого важного стратегического направления. Раньше отсюда в Тбилиси два раза в неделю отправлялась военное подразделение, под его охраной туда доставлялась почта. Называлось оно оказией. С оказией отправлялись и путешественники и просто путники, вынужденные по своим делам добираться на Юг Кавказа.


На машине проехать там можно только с середины – конца мая и до сентября месяца. Каждый год по-разному, то раньше открывается Крестовый перевал, то позже. И также закрывается по-разному, в зависимости от погоды. Прежде чем туда сунуться, обязательно надо дождаться кого-то, идущего оттуда и узнать обстановку на перевале. Даже если перевал и открыт, но период такой, ещё не устоявшийся, что есть сомнения. Или перевал только открылся, или дело идёт уже к его закрытию.


И запомни - ночью в горы старайся вообще не лезть. Особенно на такие серьёзные и незнакомые маршруты и перевалы. 
Во-первых, ночью на перевалах часто бывают метели и настоящие бураны даже тогда, когда внизу их ничто не предвещает. Во - вторых, всегда сильно падает температура. В третьих, ночь есть ночь, а день есть день. Ночью, даже в хорошо знакомых горах, тяжело вовремя и правильно оценить продолжительность и крутизну подъёмов и спусков, легко проморгать опасный поворот и труднее вписаться в «тёщин язык» или «серпантин». Ночью трудней найди площадку для экстренной остановки. Ну, мало ли чего там может случиться: или тормозные барабаны и колодки охладить, или где – то утечка воздуха из тормозной системы началась, или колесо стравило, или температура двигателя чего-то подозрительно скачет или медленно, но уверенно ползёт к жёлтому сектору.
Да и накрайняк, если уже беда случилась, и ты пошёл вниз без тормозов, ночью никогда не увидишь специальную полосу торможения для аварийной остановки машины или что-то другое на неё похожее. Или совсем не похожее, но подходящее для этой цели - ложбинку, заросшую густым кустарником, тропинку, уходящую с дороги горизонтально в сторону, но не ведущую в пропасть, кучи песка, щебня, грунта…
В темноте предпринимать правильные действия и выбрать единственно верное направление, куда нырять вместе со своей машиной гораздо труднее. Даже если Господь милосердный тебе её пошлет, эту манну Божью, и она, в этот момент, будет где-то совсем рядом с тобой, воспользоваться ей ночью у тебя никогда не получится. Обычно они стоят себе незаметные, заросшие бурьяном…. Вроде, как и не нужные никому… На них никто и не заезжает никогда. И из суеверия, и не разрешается там никогда, никому стоять. Да и какой здравомыслящий водитель станет там, куда должен для спасения заходить автомобиль без тормозов? Хотя идиотов, конечно, хватает тоже.
И вот что ещё запомни, Саша, «нырять вместе со своей машиной» я недаром сказал. Выпрыгивать из автомобиля в таких ситуациях категорически запрещается, это равносильно самоубийству – смерть неминуема. Ну, а в кабине у тебя всегда есть шанс спасти себя и свой автомобиль, а главное других, ни в чём не повинных, людей. Другое дело сумеешь ты им воспользоваться или нет. А это зависит уже от многих других факторов и звёзд на небе – твоей планиды! Но самый главный фактор, от которого практически всё зависит – шофер, сидящий за рулём этой машины.
Да даже такой момент возьмём, попроще - очень много мест есть, где скалы или стеной стоят прямо у дороги или угрожающе нависают над ней. Частенько и камушки килограмм так на сто пятьдесят - двести – пятьсот, тонну сверху падают. Представь себе на минуточку такую ситуацию - выходишь ты из закрытого поворота на спуске, а перед тобой такой булыжник лежит с острыми краями, посередине дороги… Да днём, дай-то Бог, чтобы ты успел среагировать и от него увернуться, а ночью беды не миновать! Это уж точно.
Ну и четвёртое, последнее, во всех горах красиво, во всех горах есть на что посмотреть, даже не посмотреть, а полюбоваться, а на Крестовом перевале особенно. Красота там такая суровая, первозданно- патриархальная. Цивилизация туда свою лапу ещё не дотянула…
- А ты ходил через Крестовый?
- Да приходилось, раз пять, может больше… На Тбилиси и Ереван ходил этой дорогой.
- Ну и как?
- Как? Как? Я же тебе говорю - красота. Словами, Саша, тяжело описать. Это надо самому увидеть и почувствовать! Эта красота не только видится, она ещё ноздри щекочет и солнечное сплетение мышц живота (изнутри).



Ущелья, горные вершины, покрытые снегом. Терек вдоль дороги течёт с грохотом и рёвом. Ручьи с гор стекают, водопады. Развалины древних сторожевых башней и храмов иногда встречаются у дороги.


Раз ехал я тоже в конце мая… Внизу все уже в майках и тапочках ходят, в Азербайджане помидор полевой уже созрел, а на Крестовом вдоль дороги отвалы снега выше кабины МАЗа. Места есть, где двум автопоездам не разминуться. Недаром её назвали Военно-Грузинской дорогой. То, что она военная, для нас, это - сто процентов. Испытание на прочность серьёзное, так сказать, обстановка, максимально приближённая к боевой. Для софика Крестовый перевал, как для военного водителя - новобранца пятисот километровый марш, да нет, наверное, всё-таки как настоящее, боевое крещение. После которого не все, к сожалению, живыми остаются… Вообще-то Крестовый перевал Гудаурским называется и проходит он через Главный Кавказский горный хребет. Дорога по нему идёт от Орджоникидзе из долины реки Терек до Тбилиси в долину реки Арагви. Высота перевала две тысячи триста семьдесят девять метров над уровнем моря.


Говорят, что крестовым его назвали после того как в 1824 году по приказу генерала Ермолова на нём поставили каменный крест для обозначения высшей географической точки перевала. Но вдоль Военно-Грузинской дороги и так крестов предостаточно. Расстояние не большое – всего двести километров с маленьким хвостиком. Но какие это километры не все знают. Есть отсюда и другая дорога в Тбилиси, вокруг. Это та, Саня, по которой мы с тобой сейчас едем через Азербайджан. Баку – Кировабад – Казах, потом через «Красный мост», Через Марнеули, Рустави в Тбилиси. Этот маршрут намного длинней, в семь раз – тысяча четыреста километров.
А один раз, Саша, я попал туда ночью…..
- Как ночью? Ты только что сам говорил, что ночью в горы нельзя…
- Ну, положим мне-то можно, я ведь не первый раз туда ехал. Да я ночью и не ехал. Я выехал утром. В обед был у перевала. Смотрю, подъём только начался, погода прохладная, а мотор греется. Со стороны Осетии подъём на Крестовый перевал плавный - затяжной. А вот спуск с него в долину Арагви к кишлаку Млета, он так и называется – Млетский спуск, почти отвесный, не дорога, а чистый штопор. Там перед самым спуском площадка обозрения есть.


Туристы любуются чудесным видом долины с высоты птичьего полёта, а я смотрю и думаю – «Как же спускаться туда я со своим МАЗом-то буду? Прямо как самоубийство. А куда деваться? Деваться некуда!». Там действительно, без шуток, на МАЗе гружённом спуститься, без горного тормоза, без ретардера и «парашюта», не каждый сможет.
Так значит, вижу температура поползла и палённой резиной запахло. Это вал водяного насоса видно заклинил и ремень приводной уже гореть начал. Срочно становиться надо.
Впереди справа к утёсу кишлак прилепился. Дома, как гнёзда ласточки. Да и домов штук пять всего. Приткнулся я к ним, чтобы на дороге не стоять. Залез под низ глянул, точно – помпа накрылась. Я с собой всегда запасную вожу. Пока снял старую, пока прокладки вырубил, пока новую поставил темнеть стало. Ну, думаю, здесь переночую, а утром буду «штурмовать» перевал дальше.


Помыл руки. Приготовил ужин на скорую руку – вермишель с тушёнкой. А в кишлаке этом жила половина осетин, а другая половина грузин.
Так ко мне весь аул пришёл звать к себе в гости. Как так, чтобы ты здесь спал в машине. Мы так не можем. Еле я их всех уговорил и объяснил, что мне в машине лучше будет. Потом они ещё пришли и принесли мне поесть. Я опять отказался. Тогда они принесли вина…..
Мы сидели возле моего МАЗа, пили вино и закусывали восхитительной брынзой с пучками зелени. Очень вкусно! А я их всё пытался своей вермишелью с армейской тушёнкой накормить. Хорошо было, весело, как дома! Потом они запели. В Грузии все поют, да и осетины народ музыкальный тоже. Мелодия песни была ровная и бесхитростная, она поднималась в небо и плыла, завораживая и гипнотизируя своих слушателей, над Крестовым перевалом. Мы сидели кружком возле стола, на котором стоял оплетённый лозой кувшин с вином и, обняв друг друга за плечи, раскачивались из стороны в сторону в такт мелодии.
А ночью надо мной раскинулся волшебный шатёр звёздного неба. Горный воздух почти не видимый. Звёзды такие, вроде я на них смотрю не с Земли, а из космоса…. пролетая рядом с ними на ракете… Полночи любовался… и думал, глядя на силуэт горы, выделяющийся на фоне звёздного неба - вот именно где-то здесь, только там повыше, у вершины перевала, живёт Демон.


И знаешь, что я заметил, Саша? После этого меня всегда тянет ещё хоть раз проехать по Военно-Грузинской дороге через Крестовый перевал. Наверное, это козни Демона?!
Это я так, к слову вспомнил, потому что мы мимо проезжаем. Про Военно-Грузинскую дорогу надо отдельно рассказывать. Будешь работать, увидишь всё своими глазами. Не спеши! Всему своё время.
- А я и не спешу – сонным голосом отозвался «турист».
- Вот так. Я рассказывал, рассказывал, а ты, оказывается, уже дремлешь?
- Да, нет! Я всё слышал. Хочешь, перескажу тебе сейчас всё? – встрепенулся Саня.
- Нет, не хочу! Лезь в спалку, отдыхай. Потом пересказывать будешь. Только не мне, а уже кому-нибудь другому. На сегодня экскурсия заканчивается. Скоро становиться будем.
*Гяур - в Средние века во времена Османской империи слово кафир и, этимологически близкое к нему, слово гяур приобрели отрицательный или бранный оттенок, поскольку ими турки называли представителей всех религиозных традиций, не исповедующих ислам (отрицающий Бога). В русском языке слово гяур соответствовало, по смыслу, бранным словам басурман и собака.
Гяурами чеченцы и ингуши называли и называют русских, видимо подразумевая все негативные толкования этого слова.

15 комментариев:

  1. Пройдет еще лет пять после этой поездки и начнется страшная первая Чеченская война, а потом вторая...
    Но сначала - распадется великая держава.
    Все верно Николай Федорович - нам нужно учиться у кавказских народов единения между собой. Если тогда мы были каждый сам за себя, то теперь подавно... Грустно и обидно осознавать это.
    С ув. Роман г. Пенза

    ОтветитьУдалить
  2. Рома привет! Ты почти угадал. Первая чеченская война началась Рома, через восемь лет после этой поездки.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  3. С огромным удовольствием перечитал все 3 части, и ведь с напарником все равно веселее, и опять же какая польза для начинающего, столько таких тонкостей, которые сам бы познавал путем проб и ошибок, интересно почему сейчас работодатели не выращивают для себя кадры как раньше, всем опытных подавай, и напарником не ставят, даже если готов начинать просто за командировочные работать без з/п. Непонятно...
    С нетерпением жду продолжения рассказа!

    ОтветитьУдалить
  4. Женя здравствуй! Спасибо на добром слове!
    Я рад, что хоть немного могу компенсировать тот вакуум безразличия, который возникает в вопросе выращивания кадров для дальнобоя (да и не только). Я рад, что хоть как-то могу Вам помочь. Да и есть, кроме меня, ещё люди которых этот вопрос беспокоит, например бессменный директор ОАО МП «Совтрансавто - Брянск – Холдинг» Иван Фёдорович Трифанцов. Другое дело, что таких людей как Иван Фёдорович Трифанцов и таких предприятий как его, действительно очень, очень мало (если не единственное). Но, будем надеяться на лучшее! А пока я буду писать для Вас свои рассказы, а Вы их читайте и "мотайте себе на ус". Глядишь Жека так и прорвёмся!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо, так вот, можно сказать, благодаря Вашим рассказам потихоньку учимя "заочно" и впитываем советы и информацию, параллельно обзванивая все газеты, объявления, интернет и интересуясь у шоферов в поисках работы... Прорвемся конечно!!!

      Удалить
  5. Женя! Ни на секунду не сомневаюсь!!!
    Когда станешь маститым профи, сам не забывай о молодёже - подрастающей смене. Помогай им!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за Ваши рассказы! Я тоже скоро, даст Бог, сменю работу и род деятельности и стану шофером, только междугороднего автобуса дальнего сообщения. Увидимся на Трассе!
    Привет из Запорожья!
    Николай Федорович, а еще хотел спросить - а как далеко на Север и на восток ездили "Совтрансавто"?
    Спасибо, с уважением, Владимир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Желаю удачи Володя!
      С Ув.
      Комбат
      PS Наши машины ездили там где были дороги и там где их не было - по лыжнёвкам и грейдерам. Я забирался вглубь РСФСР на автопоезде самое дальше до Читы. Но по линии Совтрансавто наши маршруты в основном проходили только по европейской часть СССР. Эти вопросы репетировало Торгпредство СССР. Все необходимые товары нами привозились на центральные базы, а от туда уже распределялись и доставлялись непосредственно на самолётах, вертолётах, поездах, пароходах, вездеходах и простых автомобилях. Заказчик и покупатель тогда был один - СССР! Нельзя было отвлекать обученный, визированный состав международников на такие очень время ёмкие, я бы сказал экстремальные рейсы. Для этого была другая техника и другие шофера.

      Удалить
  7. Даа...Потрясающие иллюстрации и история конечно жизненная!Начинаю "отращивать усы",чтобы наматывать было на что=) А намотать ой как много нужно...теперь это как продолжение нашей беседы на Жванецкого...Спасибо,батько!Тоже жду продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Алёна! Мне приятно, что то о чём я пишу интересно читать не только мужикам. Рад нашему с Вами знакомству в реальной жизни!
      Жизнь продолжается Алёна, а значит продолжается наша беседа и моё повествование...
      Всего Вам хорошего!
      Передавайте привет Владу и кланяйтесь за меня Ленинграду!
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
    2. Спасибо,Николай Фёдорович!(что-то я запозднилась с ответом =)) Конечно,жизнь продолжается!Удачи Вам и берегите себя!

      Привет Владу пошла передавать =) а вот Ленинграду позже,у нас пока в Царском Селе полно дел после отдыха ;-)

      Удалить
  8. Да оно не горит Алёнка... Можно и позже... Главное чтобы не забыла! А пока суть да дело Царскому Селу привет передавай. Я там тоже бывал (на экскурсии).
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  9. lyubashkov1965@mail.ru23 февраля 2013 г., 19:24

    доброго времени суток.Комбат читаю твои воспоминания всё в цвет, действительно всё так и было Крестовый и дружба и взаимопомощь на дорогах не было разницы кто за на обочине просит помощи казах , узбек,грузин или молдаван проехать мимо просто не возможно так меня воспитывали старшие , с 1986 года за баранкой .Крестовый пришлось один раз брать ночью на "галстуке" с Нижнего Ларса на , менты пустили после 10 вечера когда прошла последняя машина из Тбилиси (не за бесплатно конечно)покрутили пальцем у виска сказали ,что эти белорусы с головой не дружат, и два камазика с чешскими алками гружёные пошли, За рулём второго был я. мотор на холостых работал в подъём помогал на уклон тормозил, самый стрём на повороте серпантина !!! Но ерунда к утру в Тбилиси, на въезде был пост
    так там как нас увидели ох.... ли не поверили что прошли, (были в курсе что идут машины на сцепке} так пришлось там коньяк с ними пить , за перевал-что взяли ---вот и дружба народов .Историй за жизнь тьма да вот как ты писать не умею.Привет всем водителям , шершавой, пока за рулём Жека беларус

    ОтветитьУдалить
  10. Женя спасибо за письмо! Да!!!!!!!!!!!!!!!! Господь ещё Вам помогал на Крестовом, держал за ж...пу заднюю "Алку" иначе Вы бы не спустились... Там к Млете такой серпантин, чистый штопор. А ведь у "Алки" тормоза ещё послабее будут чем на "Минке". Я таких как Вы сорвиголов сам не встречал и от других не слышал... Но верю! А чего не верить?! Выбираться то как-то надо было? А с "Алками" ещё своя специфика перевозки, так что не от хорошей жизни вы героизм проявляли. Я одного нашего на МАЗе с Минкой(с застучавшим двигателем)на "верёвке", под Новый Год, по гололёду, своим МАЗом с Минкой притащил из под Кизил-Орды в Одессу.
    Заходи в гости Жека. На днях седьмую часть Голландии опубликую.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...