пятница, 24 августа 2012 г.

Голландия и друг мой Сашка. Ч.2


Если человек в путешествии остаётся неизменным, это плохое путешествие
(Эрнст Симон Блох)
«Супер» потихоньку выбирался, из тесных объятий городских улиц, на автостраду. Осторожно преодолевая квартал за кварталом, перекрёсток за перекрёстком, мы двигались по направлению выхода на Ростовскую трассу. Там Супер МАЗу уже будет хорошо и свободно. Там он в своей стихии! Там нет нахально звенящих трамваев, с их пожизненным преимуществом на всех перекрёстках, во всех ситуациях и случаях жизни. Дамы-вагоновожатые в полной мере реализовывали это преимущество, надменно взирая на других водителей и даже ухитрялись во время движения делать себе маникюр.
Но это ещё полбеды. Главное, что там нет стаи настырных легковушек, нагло пытающихся проехать у него «под носом» перед самым, самым передним буфером или проскочить под полуприцепом между его опорными лапами и задними колёсами тягача. Или протиснуться в щёлку, между полуприцепом и бордюрным камнем дороги, оставленную для того, чтобы при правом повороте не «резануть» колёсами прицепа тротуар, или просто подставить свой лакированный зад под удар, обогнав и резко затормозив перед сороковкой тонн на колёсах. Они, видите ли, спешат. Им, видите ли, де в падлу за неуклюжим грузовиком плестись. Ну, так и не плетись! Кто тебя заставляет? Обгони его, как положено красиво, и уйди себе, раз ты такой резвый. Так нет!

Когда он едет сзади, то автопоезд для него корова неуклюжая, а когда спереди так думает, что грузовик может на его манёвры непредсказуемые (мягко выражаясь), реагировать, как «Бумер» последней модели, с полным «фаршем» электронных наворотов и Шумахером, в придачу, за рулём! Обгонит и сразу стервец, поворачивает или тормозит. А есть такие мерзавцы, которые специально это делают – тормозят перед самым носом грузовика, чтобы «отомстить» - сбить скорость гружённого под завязку автопоезда и добавить его водителю седых волос на голове.
Их, видите ли, рассердило то, что им дорогу не уступали долго. Раздайся море…. Я в таких случаях всегда говорю, сквозь сжатые от злости зубы – «Ну, куда же ты лезешь, дурачок? Ведь не заметим даже, как переедем тебя и подумаем, что просто ведро, оцинкованное у нас с форкопа оторвалось, и под колёса попало…»!
На трассе эти гнилые продукты автомобильной цивилизации мегаполисов рассасываются в пространстве и ведут себя поскромней. На трассе, где не надо каждую секунду «смотреть себе под ноги», чтобы кого-то не раздавить или «догнать», Супер МАЗ бежит уверенно, весело насвистывая свою дорожную песню.


Мне, не раз, доводилось по дороге подвозить какого-нибудь «левого» в нашем деле грузчика или кладовщика с предприятия, на котором я грузился. А чего? И ему удобно, не надо в общественном транспорте толкаться. И мне плутать не надо, человек подскажет, если что, как лучше проехать. Хотя дорогу надо показывать, когда ты туда едешь. Когда обратно едешь, как правило, тебе уже всё ясно. Так вот они сначала тихонько сидят, а потом начинают – «А чего мы так медленно едем? А когда же вы так доедете?». В таких случаях мне всегда им хочется сказать, а чего тогда вы так медленно грузили, как сонные мухи, если торопитесь?
Но говорил я другое – «Вы, когда-нибудь, видели, как из порта выходит океанское судно? Медленно, осторожно… Со стороны оно тоже кому-нибудь, наверное, кажется неуклюжим в тесноте акватории* порта. Потом оно проходит маяк. Даёт прощальный гудок. Выходит в открытое море. Становится на фарватер* и набирает крейсерскую скорость. Потом глядишь, а этот «неуклюжий» корабль ещё и Голубую ленту Атлантики* завоёвывает! Вот так, дружище! Это тебе не «Жигули» и не маршрутное такси. Так что сиди себе тихонечко и медленно едь со мной, если не хочешь дальше сам быстро ножками топать…
Трасса на Баку мне хорошо знакома. Я, ещё до работы на международке, по ней частенько ездил в Азербайджан за помидорами и гранатом. Да и потом мне это направление не раз попадалось уже с «заморскими» - импортными грузами.
Стояла хорошая весенняя погода. На душе было радостно и немного тревожно. Что там впереди нас ждёт? Как пройдёт рейс? Теперь у меня ещё и дополнительная забота появилась – Сашка. Парень он вроде не плохой. Вдвоём оно конечно веселей и легче, но как он себя дальше поведёт известно одному Аллаху.
На деревьях и кустарнике, растущих вдоль дороги, под лёгким майским ветерком, удивлённо и радостно трепетала нежно-зелёная, ещё не успевшая запылится и закоптится, листва. Мне всегда нравилось наблюдать, как из набухших почек, на свет появлялись новорожденные клейкие листики. Я смотрел на это таинство, и каждый раз думал – «Интересно, сколько ещё мне суждено наблюдать эту волшебную картину пробуждения природы? Сколько Вёсен ещё прожить отмерил мне Господь?» Бывало и так, что в суете и заботах я не замечал этого и потом удивлённо разглядывал у себя над головой, уже цветущие каштаны с их белоснежными свечами на ветвях покрытых ажурной листвой – «Это же надо! Это же когда вы успели? А я и не заметил. Так не заметишь, как и жизнь пройдёт…»
Приёмник и магнитофон я не включал. Надо чтобы в кабине было тихо. Тихо в кабине МАЗа не бывает, вернее, бывает только тогда, когда он стоит с неработающим двигателем на стоянке – отдыхает. Я просто не так выразился. Надо чтобы посторонних звуков в кабине не было. Приборы, приборами, но ещё по звуку нужно контролировать работу двигателя. В любой момент, в симфонию двигателя (которую некоторые, не сведущие, называют шумом работающего мотора) может вкрасться посторонний тревожный звук. Вроде кто-то из музыкантов слаженного оркестра начал фальшивить или у какого-то инструмента порвалась струна. И тогда, чем раньше ты станешь и заглушишь двигатель, тем больше у тебя будет шансов, что мотор ещё можно будет спасти. Нормальная работа двигателя, в разных режимах, всегда приятна уху водителя и радует его душу не хуже хорошей музыки.


Сашу я предупредил сразу – Ехать туда, за рулём буду только я. Машина гружённая под завязку. Двигатель только сделали. Любая твоя ошибка может нам всем дорого обойтись. Пока туда, пока сюда, пока привыкнешь к машине…А я её уже спинным мозгом чувствую! Так, что сиди, пока отдыхай, турист. Смотри вокруг. Что будет неясно, спрашивай. Я тебе всё расскажу, покажу, а ты на ус мотай. Пользуйся случаем. Да и ответственность не хочется перекладывать на твои плечи. Знаешь, бывает так – напарник сделал, вроде всё правильно, а тебя всё равно какой-то червяк сомнения грызёт, не даёт покоя и кажется тебе, что ты бы это сделал всё равно лучше и у тебя этого бы не произошло. Так будет лучше для всех! Даже если допустить, что я бы посадил тебя за руль, то это была бы не езда, а мучение. Сидел бы рядом как на иголках…. - Саша воспринял мой ультиматум спокойно, как должное, и не возражал. Ну, и молодец. Ещё наездится!
До Ростова доехали благополучно. Проезжая Аксай я посигналил.
- Ты чего сигналишь? - Спросил Саша.
Он немного задремал и сейчас встревоженно оглядывался вокруг.
- Всё нормально! Сейчас темно, тебе не видно. Мы мимо ростовского предприятия «Совтрансавто – транзит» проезжаем. Там у меня друзья. Как-то они меня здорово выручили. Вот я их и поприветствовал.
- А что кто-то из них, тебя сейчас может услышать?
- Может и слышит, а может, и нет. Это я так, для порядка… Больше для самого себя, чем для них…
Серая лента асфальта монотонно стелилась под бампер нашего МАЗа. Прошли Ростов, Кропоткин, Армавир. Мотор работал чисто и ровно. Тяга у двигателя отличная. Масло почти не берёт – всего литра полтора залили на тысячу с лишним километров с таким-то грузом. Это норма. Думаю, будет работать. Дай-то Бог.
- Это, Саша, мы уже с тобой по Кубани едем. – Поставил я своего «туриста» в известность.
По Кубани я любил ездить. Хорошая дорога, интересная, живая. Красивые здесь места – степи, живописные озёра, пруды, множество отводных и оросительных каналов полных рыбы и…. река Кубань. По берегам растут вербы, акации, тополя и густой камыш, среди которого плавают утки и по-хозяйски вышагивают белоснежные, важные цапли с длинными красными клювами.
Вдоль дороги, то и дело встречаются базарчики, на которых местные жители продают разную вкусную снедь: жирных домашних жаренных и варёных курей с картошкой и вермишелью, разные солёности и маринады.
Меня всегда здесь удивляло обилие пирожков. Пирожки только назывались так ласково, уменьшительно – пирожками, на самом деле это были полновесные «лапти» с выпирающими от начинки боками, на которую не скупились щедрые кубанские казачки. С чем они только не было: с мясом, творогом, рис и яйцо, с капустой, картошкой, печёнкой, бутером, повидлом. В общем, на любой вкус и случай жизни. Двух таких «пирожков» достаточно было, взрослому мужику, съесть, чтобы забыть чувство голода и почувствовать сытость и умиротворение. В летнюю жару, когда невыносимо мучает жажда, хозяйки здесь угощают прохладительными напитками – хлебным квасом, компотами, морсами, узварами. Они приятные на вкус, бодрят, хорошо утоляют жажду и обладают ароматом кубанских садов и полей.
Продавался здесь ещё всевозможный мёд: майский, разнотравье, подсолнечник, гречиха, акация, липа, цветочный. Ну, и конечно, рыба на любой вкус. Были здесь: сом, сазан, жерех, язь, судак, окунь, карп, щука, толстолобик, рыбец, чехонь. Уже не говоря о плотве, карасике и вездесущем бычке.


Рыба - это отдельный разговор. Рыба - это поэзия, застывшая в плавниках, хвостах, жабрах… и серебряной или золотой чешуе. Я люблю вяленную и копчёную рыбу и понимаю в ней. Вообще-то я люблю всякую рыбу, по-всякому приготовленную. Люблю её ловить и не меньше люблю потом её есть….. Особенно мне нравится вяленая чехонь и рыбец. Рыбец конечно лучше, по-другому его ещё называют сырть. Издавна он славится своими отменными вкусовыми качествами, недаром когда-то его подавали к царскому столу, но встречался он реже и не в таком изобилии, как чехонь. Чехонь продавалась на каждом базаре. С толстыми тёмно коричневыми спинами, серебристыми боками, розоватым брюшком и жёлтыми плавниками эти рыбины висели на жердях, расставленных вдоль дороги, светясь как янтарные украшения, истекая целебным жиром. Название «Чехонь», ассоциирующееся с чем-то худосочным, как-то совсем не вязалось с этими полуметровыми, упитанными, деликатесными, рыбьими красавицами. Я, всегда, бывая здесь, брал несколько вязок и себе полакомится, и домой, и чтобы ребят в гараже угостить под пивко.
- А вот и Невинномысск. Эй, турист! Поверните голову налево. Будешь отсюда, Саша, полиэтилен возить за границу. Здесь завод громадный, на экспорт работает.
Саша не доверчиво посмотрел на меня. Такая далёкая перспектива сейчас ему казалась не совсем реальной.
Я, уловив это скептическое настроение и не весёлые мысли, успокоил его
- Ничего, ничего, не всё сразу. Сначала пройдешь стажировку, потом поработаешь год другой на междугородке и перецепке, а там глядишь и на международку перейдёшь. Главное что ты уже здесь – в СОВТРАНСАВТО и по большому счёту ты уже начал двигаться в сторону Парижа, только через Баку. А чего ты спать не ложишься?
- Да не хочу я спать. Какой спать?! Интересно посмотреть… и тебя послушать тоже интересно!
- Ну, ночью допустим, ты ничего особенного не увидишь. А поспать всё равно тебе немного надо. Не переживай! Я от тебя никуда не убегу, пока ты спать будешь. Утром продолжим. Я же тоже не железный. Когда лягу отдохнуть, ты должен будешь дежурить, за машиной приглядывать и через часик меня разбудить, а то я такой, что сутки проспать смогу, как русский, былинный богатырь.
«Это хорошо, что Саша спать не ложится», подумал я. Мне как-то веселее, разговариваешь с ним и сон отгоняешь, но сидя справа в кабине всегда со сном труднее бороться. Ничего. Заснёт, так заснёт. Ему можно, он же не за рулём.
- Ты вообще когда-то далеко ездил? - Спросил я его.
- Нет. Пока не доводилось.
- Ну, тогда с боевым крещением тебя, Александр!
- Спасибо. Сначала его ещё пройти надо.
- Пройдёшь. Куда ты денешься? Знаешь у нас армейский принцип здесь – «Не можешь, научим. Не хочешь, заставим!» Насчёт «заставим» никто тебя заставлять не будет…. Я пошутил. Колхоз - дело добровольное! Нащупав в потёмках спичечный коробок, я прикурил.
- Ну! Раз спать не хочешь, тогда слушай, я тебе один курьёзный случай расскажу, который со мной в этих краях произошёл. Ехал я по этой трассе как-то, только уже домой. В Кабардино-Балкарии тоже много мёда продаётся по дороге.


Кабардинский мёд, собранный пчёлами в горах, считается целебным. В горах чистый воздух, яркое солнце и нет никакой химии. Горный мёд придаёт человеку силы, убивает вредные бактерии, успокаивает нервную систему, укрепляет сердце, при простуде и кашле помогает. Его ещё даже называют жидким золотым природным антивирусом. Вот я и решил купить трёх литровый бутылёк этого антивируса. Пусть будет. Не обязательно лечиться, так в профилактических целях. Сердечную мышцу, говорят, что укрепляет тоже.… Столовая ложка мёда на кружку чистой, сырой воды. Утром выпил, натощак, и все дела. Да и очень он уж вкусный зараза, иногда просто так полакомится, им хочется, как медведю! Баночка мёда в НЗ никогда не помешает в дороге.
Взял я значит бутыль мёда. Думал, думал куда поставить, чтобы он не разбился? И придумал - обмотал его полотенцем и засунул в погреб* под спалкой, у себя в изголовье. Домой приехал. Ну, думаю надо мёд не забыть забрать. Полез туда, а бутыль на кочках прыгал видно, да и перевернулся набок. В погребе жара от двигателя. Мёд жидкий стал как водичка, вот и вытек весь, осталось только чуть - чуть по уровень горловины. Ладно, думаю, не велика беда. Бутыль с остатками мёда забрал, а порядок уже потом наведу. Заехал в гараж, а Саша – начальник колоны дал мне неделю отгулов. Я на радостях побежал домой и про мед, разлитый в погребе, совсем забыл.
Отгулы пролетели незаметно – как один день. Выхожу на работу, подхожу к своему пятьсот четвёртому МАЗу. Открываю в дверцу, сажусь в машину. Пока осмотрелся, пару раз видно кабиной качнул и тут, откуда не возьмись, появляется полчище ос и набрасывается на меня. Я, как ошпаренный, вылетел оттуда. Ничего не пойму! Потом пришёл в себя, сделал из веточек метёлку для самообороны, ос отгонять. Снова сажусь за руль, а метёлкой неистово вокруг себя размахиваю, ос отгоняю. Машину завёл, посмотрел – давление нормально поднялось, зарядка пошла и опять на улицу выпрыгиваю, а осы за мной. Еле отмахался. Ребята со стороны смотрят, не могут понять, что это со мной происходит. Потом, когда разобрались, вот смеху было. А мне не до смеха! Я укусы пчёл и ос очень болезненно переношу. Однажды в Италии от них чуть Богу душу не отдал.
Оказывается, пока меня не было, осы мёд, разлитый в погребе, нанюхали и чтобы далеко за ним не летать, прямо у меня под кабиной улей себе сделали. Еле от них избавился. Сначала сам улей – домик их уничтожил, потом на мойку заехал и всё тщательно вымыл, чтобы даже запаха мёда кабардинского не осталось в кабине.
- А что в Италии приключилось? – Поинтересовался Саша.
Я повернул к нему голову, из полумрака кабины на меня смотрели два любопытных глаза. Саша был благодарный слушатель. Нельзя сказать, чтобы он меня слушал, открыв рот, но слушал он меня очень внимательно, глядя мне в рот и ловя каждое моё слово. Так эта привычка и сохранилась у него на многие годы. Так и оставался я для него серьёзным авторитетом, даже тогда, когда он перестал быть новичком и сам уже считался у нас опытным водителем.
- А в Италии, вот что случилось, Саша. Привезли мы в Навару как-то лом алюминия. Там комбинат громадный есть. Что-то типа нашего вторсырья или цвет мета, только громадный и современный. Всё перерабатывает и металлолом и старые покрышки, и баночки с под пива и воды… в общем всё! Дело в пятницу утром было. Надеялся, что выгрузят. В обед выходит итальянец ко мне на проходную и говорит – «домани». Вот те на! Домани, это вообще-то «до утра» значит, но в моём случае это означало – до понедельника. Ладно, до понедельника, значит до понедельника. Перед комбинатом большая стоянка. Моя машина в пятницу после обеда на ней осталась одна стоять посередине. Отъехал я и стал с краешка, в сторонке, поближе к кустам. Густые заросли ежевики, прямо непролазные, как в сказке про спящую царевну, живой изгородью окружали весь паркинг. На кустах гроздьями висели уже созревшие тёмно фиолетовые почти, что чёрные ягоды и ещё недоспевшие буро-красные.
Утром, наведя порядок в кабине и плотно позавтракав, я решил себе на обед приготовить из ежевики компот. Ежевика кстати, Саша, очень полезная. В ней масса витаминов и других полезных веществ, которые помогают сохранить здоровье и замедляют процесс старения организма человека. Ягоды ежевики можно просто есть, можно чай пить из её сушёных листьев, можно просто листья жевать. Измельченные в кашицу листья ежевики можно прикладывать к ранам, нарывам, ушибам, ими лечат лишаи, экзему, трофические язвы и другие кожные заболевания. Так, что этот «чай» ежевичный должен тоже всегда быть в аптечке.
А «чай» получается обалденный – золотистого цвета с медовым ароматом. Тем более, что с ежевикой проблем нет, она везде встречается и в горах и на равнинах и в Европе и в Азии. И на юге и на севере.
Вот я и подумал – пока время есть, ягод себе наберу и листьев заготовлю. Взял мисочку и пошёл собирать ягоду. Ежевика уродила рясно и через пять минут моя посудина была доверху наполнена. Это при учёте, что одну ягоду я ложил себе в рот, а другую в миску. Ну, пора возвращаться. Тут мой взгляд упал на веточку, до земли склонившуюся под весом густо усеявших её ягод. Экая красавица. Тяжело тебе? Ничего сейчас я облегчу твою долю, а то так тебе недолго и надвое переломится. Вот эту веточку ещё оберу и баста, пообещал я сам себе на итальянском. Но стоило мне только осторожно потянуть за колючий стебелёк, как откуда-то снизу, из-под куста, вылетел яростно жужжащий рой диких пчёл.
Человеку вообще свойственно бояться пчел. Даже смелые и мужественные люди могут теряться, когда к ним случайно подлетит пчела. Я всегда с опаской относился к этим, в общем-то, симпатичным и трудолюбивым насекомым. А вот они ко мне относились почему-то без симпатии, чересчур агрессивно. Вся беда ещё заключалась в том, что мой организм крайне тяжело переносил укусы пчёл и ос. Место, где они меня кусали, тут же краснело, и начинался сильный отёк, который держался двое - трое суток. Потом он начинал сходить, происходило это с невыносимым зудом, так, что просто хотелось до крови расцарапать это место.
Для борьбы со своими наиболее опасными врагами, природа наделила пчел грозным оружием - жалом со смертельным ядом. Только от одного укуса пчелы погибают любое насекомое и мелкие грызуны, от ужаленния сотен пчел погибают и крупные четвероногие.
У пчел удивительно тонкое и острое обоняние. Я тебе недаром говорил, что осы нанюхали у меня в кабине мёд. В природе они постоянно сталкиваются с тысячами самых разнообразных запахов одновременно цветущих растений. Из всего этого немыслимого коктейля они умеют выделять запахи именно тех растений, которые дают им пищу, которые им наиболее подходят. Определяют они их во время полета за сотни метров. Запах ещё помогает пчёлам находит дорогу домой и отличать своих, от чужих. Каждой пчелиной семье присущий свой неповторимый «фамильный» запах. Пчелы реагируют на все запахи. Одни, исходящие от цветов, возбуждают, радуют их и вдохновляют на поиски нектара или пыльцы. Другие запахи для них инородные, особенно запах пота, спиртных напитков, лука, парфюмерии, бензина, керосина. Они раздражают и озлобляют их.
Особенно агрессивно пчелы реагируют на запах своего собственного яда. Он для них — сигнал опасности номер один, как пороховой дым на поле боя или звон мечей. Стоит только ужалить человека или животного одной пчеле, как к нему устремятся десятки и сотни разъяренных насекомых. К этому неизбежно приводит и гибель нападающих пчел. Не любят пчелы и резкие движения: бег, отмахивание от них или просто какие-то быстрые движения руками. Это настораживает их, видимо, вызывая опасение за свой улей.


Осторожность в обращении с пчелами - первейшая заповедь! Таково свойство пчел. Если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. Но это всё про пчёл я узнал потом, Саша. Пока, я стоял потный, по пояс голый, без майки в колючих зарослях, пред этим плотно позавтракав со сто граммами водочки, кусочком сала с чесноком, да и на моих штанах в придачу ещё было пару пятен от пролитой солярки. В общем как раз всё то, что они любят…
Отчаянно размахивая одной рукой, отгоняя итальянских пчёл, другой рукой я инстинктивно прижал к груди миску с ежевикой (нет, чтобы бросить её к чертовой матери). Озверевшие насекомые летали вокруг меня как асы, выполняя сложные фигуры высшего пилотажа, они ожесточённо жалили моё несчастное тело. Поняв, наконец, что единственное моё спасение это позорное бегство, я за считанные секунды выбрался из зарослей, правда, мои трикотажные спортивные штаны после этого превратились в клочья. Не помню, как я оказался в кабине своего МАЗа.
Захлопнув за собой дверцу, я с опаской огляделся вокруг. Вроде моих преследователей нет. Облегчённо вздохнул и стал удивлённо рассматривать намертво зажатую в руках мисочку с ежевикой. Да! Ничего себе, компотик получился! Ладно, теперь надо посчитать потери. Сделать это было непросто. Моё тело болело и жгло со всех сторон. И от укусов пчёл, и от многочисленных, глубоких царапин, оставленных острыми шипами ежевики. Пока ясно только то, что я получил не меньше десятка укусов. Ну и интересно, что теперь со мной будет, если я от одного жала так мучился? Может, от радикулита избавлюсь, говорят, пчелиные укусы лечат. Говорят ещё правда, что радикулит умирает только со своим хозяином. Так что шанс есть в любой ситуации. Тем временем руки у меня начали краснеть и опухать. Шутить мне уже не хотелось. Я снял с пальца перстень и открыл аптечку. Потом перстень уже не снять, только разве что бокорезами перекусывать придётся. Ещё немного и пальцы у меня станут как сардельки.
В аптечке у меня оказалось скромно – валидол, йод, активированный уголь и таблетки валерианы, ну и конечно бинты, резиновый жгут и маленький стеклянный стаканчик с делениями. А почему скромно? Я то и не знал, что мне сейчас необходимо было бы принять, чтобы мой радикулит не умер вместе со мной. Нет! Чтобы я не умер вместе с радикулитом. Тем временем моё состояние ухудшалось – внутри у меня стало, что-то печь, а дышать стало тяжело. Сердце работало учащённо и как-то звонко, как дизельный мотор при сильно раннем зажигании, его стук аж в ушах отдавался. Долго не раздумывая, я проглотил пару жёлтеньких драже валерианы и три чёрные таблетки активированного угля, потом положил, на всякий случай, под язык таблетку валидола. Больше гадать нечего, что принимать ещё, потому что принимать больше нечего. Тут мой взгляд упал на открытый продуктовый ящик, из которого выглядывала закрытая пластмассовой крышкой пол-литровая баночка мёда. Сначала я скривился, увидев её, уж больно неприятные воспоминания она у меня вызывала. Хотя постой, постой! Я открыл банку и запрокинув голову стал ждать, когда мёд потечёт мне в рот. В голову лезла разная ерунда из детских сказок типа « И я там был, мёд пил, по усам текло, да в рот не попадало!».
Мёд у меня был майский, жидкий так, что скоро он всё-таки попал мне в рот и я выпил всё содержимое банки, не считая конечно того что осталось на её стенках. Ждать, пока всё стечёт, у меня не было время, я начал терять сознание. Из последних сил я взобрался на спалку, лёг на спину и облегчённо протянул ноги, скрестив на груди руки. Открытый люк, через который было видно кусочек поразительно голубого итальянского неба, закружился у меня перед глазами и всё погрузилось в темноту. Я только успел подумать – «Кто же теперь в понедельник машину выгрузит?»
Очнулся я от того, что по кабине весело барабанил летний ливень. Через приоткрытый люк мне на лицо падали крупные капли дождя. Как хорошо! Как успокаивает этот звук. Я попытался поймать пару капель пересохшими, потрескавшимися от жара губами. Где я? Сколько я спал? Пошевелил осторожно сначала рукой, шевелится, потом ногой. Шевелится тоже. Живой значит. Слабость только какая-то во всём теле. Интересно сколько сейчас время? Солнце уже зашло и на стоянку опустилась ночь. За лобовым стеклом была темень, как в преисподней. Во рту у меня пересохло и страшно хотелось пить. Опустив руку вниз и нащупав чайник, я прильнул к его носику. Холодный чай бодрил и хорошо утолял жажду. Руки у меня предательски дрожали. Мне казалось, что это не чайник, а двухпудовая гиря. Потом я включил свет и посмотрел на часы – Святая дева Мария! Десять часов вечера, воскресенье! Я спал тридцать шесть часов.
В понедельник я разгрузился, правда, ноги ещё у меня ещё были как ватные и коленки дрожали. Но через день я уже пришёл в норму, только с остервенением чесал свои невыносимо зудевшие укусы. Вот так, Саша, бывает – на ровном месте нежданно-негаданно, чуть Богу душу не отдал.
- Да… - Протянул Саша – Интересно….
- Да, интересно. У меня был один напарник, так тот говорил – «С тобой хорошо. Интересно. Пресный хлеб с тобой не кушаешь…. Потому, что слезами его размачиваешь». Это он шутил так мрачно.
А ежевику называют в народе скупой травой. Есть даже такая легенда: В одном селении жил богатый, но скупой человек. Было у него две дочери. Очень красивые они были, но тоже очень жадные. Из-за их скупости никто не брал их в жены. И вот однажды пошёл их отец к чёрту и стал его просить, чтобы тот сделал так, чтобы его добро и дочери никому не достались, а для этого чтобы тот превратил его дочерей - красавиц в колючки, преградившие путь к его сокровищам. Черт с радостью согласился. Сделал он старшую дочь ежевикой. В этот час пролетающий ангел увидел всё это и рассказал Божьей Матери, но она уже не успела спасти старшую дочь от острых шипов. Так и осталась она ежевикой. А младшую спасла, превратив ее в малину…


Другая легенда гласит, что ежевика как-то раз укрыла Христа, когда за ним гналась озверевшая толпа фанатиков, угрожавшая ему расправой. В знак благодарности, Христос наградил её удивительной способностью размножаться верхними частями ветвей. С тех пор, как только ветка ежевичного куста касается земли, она сразу же укореняется, образуя отдельный куст.
Осенью листья ежевики становятся огненно-красными. Я всегда вспоминаю теперь эту легенду, и тот случай в Италии, когда зимой вижу вдоль дороги кусты ежевики, на которых как язычки пламя лампад, трепещут красные листочки. Особенно это красиво на фоне заснеженной обочины.
- Ты откуда это всё знаешь? – Поинтересовался мой «турист».
- Да это мне такое видение, Саша, явилось, когда я в Италии среди зарослей ежевики помирал…. Шучу я, Саша, конечно. Потом я специально интересовался и ежевикой, и пчёлами…. Слава Богу, повод для этого был более чем серьёзный. Если даже и захочешь, забыть уже, не получится. Я вообще легенды люблю, Саша. Знаешь, как говорят мудрецы? Легенда — не вымысел, а концентрированная правда, одетая в красивую одежду! Ещё они предупреждают потомков - «Помните, в каждой легенде есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным». Чем больше у народа легенд , тем богаче у них культура, тем больше у него любовь к своей стране. Вот смотри Англия, например, Германия, Франция, Голландия…. Понял?
Саша не сказал, понял он мудрецов и меня или нет. Он довольно долго молчал, так долго, что я уже подумал – «Наверное заснул турист. Умаялся». Но он не спал.
- Так, ты думаешь, что это тебя мёд спас? – Неожиданно из темноты раздался его совсем не сонный, бодрый голос.
- Не знаю. Может мёд спас. Может не мёд, а что-то другое… Бог, например. Да и какое это теперь имеет значение? Главное заключается в том, что всё-таки кто-то спас или что-то спасло меня. Кстати напомнишь мне, чтобы я купил в Кабарде* баночку мёда. А то уже закончился. Пусть будет. На всякий случай….
- Хорошо. Обязательно напомню!
- Смотри, только не забудь.
- После твоего рассказа, я тоже уже точно не забуду тебе напомнить про мёд и про то, как себя надо с пчёлами вести. Успокоил меня Саша.
- Что не будешь водку пить и салом с цибулей закусывать? – Пошутил я
- Нет, водку пить буду! И закусывать салом с цибулей буду! Просто лазить, как ты, по зарослям ежевики, ни за какие коврижки не буду! – Ответил он серьёзным голосом.
- Молодец! Правильный вывод сделал. Желательно, чтобы ты ничего не забывал из того, что я тебе рассказал, рассказываю и ещё расскажу. Это тебе надо сейчас больше, чем мне. Так, Саша, подъезжаем к Минеральным водам. Там наш филиал есть. Ребята в основном на Иран работают, хотя я их и в Италии встречал, и в Германии, и во Франции, и в Голландии. Да где я их только не встречал?! Нормальные парни, надёжные. Пойдут! Здесь, Саша, такое место – одни курорты и здравницы вокруг. Нарзан, Ессентуки слышал? – Саша утвердительно кивнул головой.
- Конечно, слышал в «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова «Я человек, измученный нарзаном…» кто-то говорил.
- Абсолютно правильно. Грамотный ты парень оказывается, Саша. Так вот этот Нарзан именно здесь добывается. Где-то тут даже долина Нарзанов есть.
- У всех Минводовских софиков наверное здоровье, как у космонавтов? – Не то спросил у меня, не то сам предположил Саша.
Я удивлённо на него посмотрел – С чего ты это взял?
- Ну как…. Нарзан пьют постоянно, Ессентуки, на курортах отдыхают…. Горным воздухом дышат. - Я засмеялся.
- Да, отдыхают. Так же само как мы с тобой сейчас на пляжах загораем и в море плескаемся….
Вот смотри, здесь в Минеральных водах есть место одно на трассе интересное – оптический обман. Дорога идёт на подъём, а тебе кажется, что перед тобой ровная дорога с небольшим уклоном. Вроде, как машина должна, сама катится, а ты должен ещё и притормаживать слегка, а она не едет. Что такое? Начинаешь думать, в чём причина, потом останавливаешься, осматриваешь машину. Может тормоза подклинивают, может фильтра топливные забились? Ступицы холодные, тормозные барабаны холодные. Проехал ещё немного – нет, не тянет, вроде как кто держит за хвост. Опять остановился. Подставил под колёса противооткатные «башмаки», снял стояночный тормоз, залез, проверил регулировку каждого тормозного кулака (трещётки). Потом поднял кабину и поменял топливный фильтр. Завёл, работает двигатель нормально, обороты набирает резво. Буду пробовать ещё. Башмаки только не забыть из-под колёс вынуть. Передний башмак вынул спокойно, а задний зажало. Выбил его из-под колеса. Смотрю, а машина назад покатилась. На ручник – стояночный тормоз то не ставил, чтобы можно было трещётки регулировать. Ага, теперь ясно в чём дело! Ясно, то оно ясно стало. А сам сломя голову в кабину, чтобы остановить её. Это так чтобы ты в курсе дела был, и не наступал на те же грабли, когда сам будешь.
Вон видишь указатель? Налево дорога уходит на Георгиевск. Этот маленький городок, который знают многие дальнобойщики всего Советского Союза. Там есть завод авторемонтный, капиталку «Алкам»* делают. Умные водители туда приезжают не с пустыми руками и живут там, до победы - пока их реф не будет готов. Тогда прицепчик получается как новый. А те, кто бросают свой прицеп на заводе, а сами уезжают, потом об этом очень сильно жалеют. Так, снаружи только ему «губы подмажут» и всё. Да и ждать неизвестно сколько приходится. А работать то надо! А там глядишь ещё сезон на носу. Знаешь, как хозяева таких прицепов говорят?
Саша отрицательно покачал головой.
- А говорят они так – «Если не заработал в майке, в фуфайке уже точно не заработаешь!»
Вот мы, Саша, сейчас заезжаем в Кабардино - Балкарию. В Баксане станем, перекусим. Там шашлыки вкусные продаются. Рубль палочка.
- А чего палочка? – Поинтересовался Саша.
- Того, что порция шашлыка не на шпаге, а на деревянной палочке продаётся. Две палочки это приблизительно одна шпага. Съел и…..
- Испытал сытость и умиротворение – Продолжил дальше за меня Саша.
- О, «турист», а ты талантливый ученик. Хорошо усваиваешь пройденный материал.
- Стараюсь, шеф!
Я вспомнил своего бывшего напарника Вадима Николаевича и сказал – Ты меня шефом не называй больше. Я не люблю! Шефом обычно таксистов называют… Шашлыки станем в Баксане есть не потому, что это единственное место, где их продают или они там самые вкусные. Там дорога направо уходит к Эльбрусу. Кабардинцы Эльбрус называют горой счастья. Эльбрус самая высокая гора в Европе. Говорят, что в хорошую погоду его даже оттуда можно увидеть. Может тебе и повезёт, как новичку. Я сколько ездил ни разу его не видел. Да и проходил я это место в основном ночью. А днём частенько просто время не было, забывал вообще про Эльбрус, не до него было. Ты в этих местах тоже будешь частенько бывать. Там где дорога уходит направо на Эльбрус, есть другая дорога, которая уходит налево и ведёт она в Прохладный. Там кабельный завод – «Кавказ кабель» всесоюзного значения. Так что не исключено, что или привозить будешь туда что-то или увозить от туда что-то будешь.
Перед поворотом на Эльбрус на обочине стоял целый ряд дымящихся мангалов, от которых в прозрачный горный воздух поднимался неповторимый запах кавказского шашлыка. Между мангалами примостились продавцы мёда и яблок. Я включил правый поворот и протянув в конец стихийного базарчика, остановился.
- Ну, Саня! Одевай сандали. Следующий этап стажировки – дегустация шашлыка.
- Мёд не забудь купить. – Подал он голос из под торпеды. Согнувшись Саша завязывал шнурки в туфлях.
Спрыгнув с подножки на землю, я с удовольствием потянулся, расправляя занемевшую спину, потом пару раз присел. Колени противно затрещали. Развёл руки в стороны и зажмурившись втянул носом воздух, набрав им полные лёгкие.
– Ух ты воздух то какой здесь! Чистый, свежий. А запах шашлыка… в нём, как кофе «по турецки». Пошли сначала съедим по шашлыку, а то я слюной захлебнусь… Потом всё остальное – мёд, яблоки, осмотр машины, умывание.
Пожилой кабардинец, с седыми усами махнув пару раз веером над мангалом, дал нам по палочке шашлыка. Шашлык был сочный, нежный, бесподобный на вкус. И дело было не в том, что у нас был волчий аппетит. Стоила такая порция шашлыка один рубль. По второй порции мы уже ели не спеша, смакуя и растягивая удовольствие. Я показал шашлыком в небо
– Саня, держи крепче пищу, видишь вон…
Саша настороженно огляделся по сторонам. – Ничего не вижу.
- Да ты вверх смотри, видишь, вон орлы летают? – Громадные птицы, распластав крылья, парили в голубой вышине. Они ими почти не двигали, опираясь на восходящие потоки тёплого воздуха.
- Кто это? Спросил меня Саша, по-детски спрятав шашлык за спину.
- Это чёрные грифы или может быть горные орлы - беркуты. Отсюда не видно. Грифы вообще-то не чёрные, они тёмно коричневые. Они просто на фоне голубого неба кажутся чёрными и наверное по этому их так здесь называют.


- А ты откуда знаешь, что они не чёрные? – Усомнился Саша.
- В телескоп на них смотрел! Откуда знаешь?! Да я их просто часто видел совсем близко от дороги. Они падалью в основном питаются. Вот какая-нибудь живность под колёсами автомобилей погибнет, они её с дороги стащат и рядом совсем, у обочины, клюют. Умные. А вот беркуты те поопасней будут. Они падалью не питаются. На лису, сурка, хорьков, сусликов, зайца охотятся. Беркут часто нападает и на больших животных: благородных оленей, косуль, серн, овец, ягнят, архаров. Косуль, серн, архаров он обычно в горах подкарауливает. Там он старается столкнуть их со скал вниз. Испуганное животное, срываясь вниз с утёсов, падает с большой высоты и разбиваясь о камни погибает. Беркуту остаётся только его съесть. Красивые птицы. Вид у них такой, царский. Давай, Саша, доедай быстрее и поедем дальше. А то уши развесил…
Саша, засовывая в рот стазу два кусочка мяса, поинтересовался – Они в горах живут?
- Кто?
- Да орлы. Кто же ещё?
- Да я уже совсем о другом думаю… Нет! На деревьях они живут и телеграфных столбах. Как вороны…. Конечно, в горах живут. Видишь же сам, какая громадная птица? Тяжёлая. Им с ровного места трудно подниматься в воздух. А там, в горах, со скалы спрыгнул и полетел, и пари себе целый день в небесной лазури… опираясь на восходящие потоки целебного воздуха…
- А ночью они не летают?
- Что это тебе филины? Это орлы! Они ночью не летают. Ночью им смысла нет летать. И добычу не видно, и восходящих потоков тёплого воздуха, которые их поддерживают в небе, нет. Ночью только филины и водители Совтрансавто летают…. Знаешь так – низенько, низенько над самым асфальтом, по автомобильным дорогам.
У женщины, стоящей рядом с шашлычником, мы взяли баночку мёда и ведро яблок. Яблоки отличные. Все как одно в один. С красными боками, сочные, кисло-сладкие на вкус. Вернее сладкие с пикантной кислинкой. Да и цена символическая. Я вообще никогда в таких случаях не торгуюсь. Главное, чтобы мне товар нравился и продавец. Товар отличный, продавец - русская женщина, крестьянка в возрасте. Голова покрыта белой аккуратной косынкой, белый фартук, на котором резко выделялись смуглые натруженные руки. Она не уговаривала меня купить её яблоки, просто немного уставшим голосом сказала – Яблоки вкусные. Если возьмёте, не пожалеете. – Вот я и взял, не раздумывая. Чего лазить по базарчику, только даром время терять?
Саша, увидев у меня в руках ведро с яблоками, удивился
- Зачем нам столько?
- Да это не много на двоих. Источник витаминов в дороге, да и от засыпания непроизвольного хорошее средство. Едешь себе ночью, яблоки грызёшь, о жизни думаешь, и спать не  хочется. Я высыпал яблоки на спалку. Потом пошёл,  вернул  хозяйке ведро и ещё раз её поблагодарил.
Так, колёса целые, масло в норме, ничего вроде пока нигде не отвалилось, дым ни откуда не идёт. Снизу ничего не течёт.
Я наклонился и подставил руку ладошкой вверх под шланг, идущий от вентиляции картера двигателя. Немного подержал её под струёй газов, потом достал руку и повернув ладонь к свету внимательно её осмотрел. Из сапуна «выдох» двигателя идёт нормальный. На ладони нет ни следов влаги, ни следов масла. Значит всё пока хорошо! Поехали дальше.
Конец 2 части.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Голландия и друг мой Сашка. Часть 1
Голландия и друг мой Сашка. Часть 3
Голландия и друг мой Сашка. Часть 4 
_____________________________________________________
Акватория - участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами. В состав акватории порта входят водные подходы к нему, рейд и внутренняя гавань или бассейны, в пределах которых размещены причальные сооружения и происходят разгрузка и погрузка судов.
Фарватер - судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и др.), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства.
Голубая лента Атлантики – престижный переходящий приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики.
Погреб – специальное место в кабине автомобиля МАЗ, предназначенное для хранения личных вещей водителей, находящееся под спальным местом (у изголовья и в ногах).
Алка – рефрижераторный автомобильный полуприцеп. Грузоподъёмность 12 тн. Производство (страна изготовитель) - Чехословакия

20 комментариев:

  1. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ,С НИ ТЕРПЕНИЕМ ЖДУ ПРОДОЛЖЕНИЯ.
    С УВ.
    БЕРКУТ

    ОтветитьУдалить
  2. НУ КАК ВСЕГДА ОТЛИЧНО!)))
    ждал и ждал когда появится)
    а вот зашел и на минут 15-20 сел, и по тихоьку читал)))
    Спасибо. ждем 3 части_
    с уважением Ильназ)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо! Вы потом ещё раз его (рассказ) целиком прочитаете и может быть какая-то часть раньше казавшаяся непонятной, станет Вам понятней и привлекательней.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  4. Николай Федорович, просто нет слов. Меня всегда восхищает то, как вы удачно вписываете и совмещаете медицину, народный фольклер и конечно техническую информацию. А главное все просто и доходчево. Спасибо. Здоровья и удачи.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  5. Кстати, я как и вы обожаю просто чехонь и мед. С недавних пор стал возить его с собой. Как то по наитию понял, что мед мне в дороге необходим.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  6. Рома я рад, что то, что я пишу, вызывает интерес и приносит пользу. Тебе как коллеге, другу и соавтору нашего блога скажу - запасись терпением ещё будет не одна часть продолжения и.... конечно в них будет об удивительной стране Голландии и не только. Например - о селёдке.... А то Галина Ивановна, как редактор, постоянно недоумевает - "Причём здесь Голландия?"
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жду Николай Федорович, конечно жду. Еще одну вещь добавлю - страшно молоко разлить в кабине, запах кислятины очень трудно вывести. Подобное произошло с моим батей, когда он случайно разбил банку с молоком в "шестерке". Дело было помню в 90х.
      С ув. Роман г.Пенза

      Удалить
  7. Интересно и познавательно!Ждем продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей здравствуйте! Это как раз та повесть (или рассказ) в которой будет идти речь о таком знаменательном событии, для каждого водителя, как получение нового автомобиля. Помнишь, мы с тобой о нём говорили уже как-то?
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  8. Здравствуйте уважаемый Комбат! интересный рассказ,спасибо! но вот извините,меня смущает один момент,на 1000км 1,5 литра масла. замена через 30 тысяч,отзамены до замены 45 литров. не многовато для исправного двигателя?

    ОтветитьУдалить
  9. Пожалуйста Олег. Вы наверное просто никогда не работали на МАЗах с двигателем "ЯМЗ 238 -Н". Для полностью исправного и обкатанного двигателя такой расход масла в пределах нормы. ДВС МАЗа, на котором едут герои нашего рассказа, перенёс капитальный ремонт двигателя с заменой некоторых элементов поршневой группы. После такого ремонта, даже идеально собранный ДВС, может брать масло в период обкатки который длится в среднем от одной тысячи километров пробега до пяти (иногда и больше). Потом он прирабатывается и берёт масло уже по норме. МАЗы которые вообще не брали масло мне никогда не встречались! Ещё не забывайте, что мы работали на простом дизельном масле в основном КамАЗовском - "М10г2к". Меняли мы его тогда через 8 - 10 000 км.
    И не забывайте, что тогда была одна Великая Держава СССР!!! Солярки и масла там хватало всем... и не только салярки и масла!!! В те времена на тебя никто не смотрел как на идиота, если нужно было у абсолютно незнакомого коллеги попросить 5-10-20 литров масла (просто так, без денег).
    С Ув.
    Комбат.
    PS И не забывайте ещё о том, что МАЗ везёт 20 тон корабельной краски....

    ОтветитьУдалить
  10. Мой МАЗайка с ЯМЗ 236 турбо и с кулером, при пробеге 370тыс км. и при замене масла через 20тыс км. кушает от силы 5л. масла, но это масло конечно не м10г2к. и до капиталки тьфу, тьфу пока далеко. Правда возит он у меня 10т. одиночка как ни как.
    С ув.Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  11. И как меня МАЗом ни пугали, не таким он уж и страшным оказался. Нормальный простой работяга.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  12. Роман, никто, никого, никогда МАЗом не пугал и не пугает. Я всегда говорю - " МАЗ машина для настоящих мужчин! А на Вольво, и обезьяна дрессированная работать сможет..." Это конечно шутка, но в каждой шутке только доля шутки, остальное правда. Сейчас параллельно с этим рассказом, готовлю статью "МАЗы на службе в Совтрансавто". Да, да именно на службе и служили, надо отдать им должное, они там верой и правдой, выполняя самую тяжёлую и черновую работу. Да и по европейским дорогам МАЗы тоже неплохо катили и на Францию и на Италию, и на Германию, и на .... Голландию! На вскидку думаю, что МАЗов в Совтрансавто было процентов 60-70! В статье скажу точнее.
    Сейчас молодёжь не знает и не верит когда им говоришь, что мы на МАЗах бороздили всю Европу (СЭВ и КАП) и бескрайние просторы СССР. В один конец без всяких границ чеши себе 10 000км.
    С Ув.
    Комбат.
    PS Раньше так и говорили - Зил бродяга! МАЗ - трудяга! Колхида - Панихида! А Шкода - Лялечка!

    ОтветитьУдалить
  13. Николай Федорович. Просто когда мы МАЗа брали, нас многие от него отговаривали, но мы решили по своему и не пожалели. Да и я стал поневоле поклонником МАЗов. Это наверно судьба.т
    P.S А еще так говорят - КаМАЗ -стиляга, МАЗ-работяга.
    Есть вот еще: МАЗ- от слова МАЗаться, а КаМАЗ - каждый день мазаться.
    P.P.S Против КаМАЗа я ничего не имею если что. :) И вообще я одинаково ко всем маркам машин отношусь.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А еще так говорят - КаМАЗ -стиляга
      ***********************************
      Рома! КамАЗов тогда её не было!!!
      С Ув
      Комбат.

      Удалить
    2. Я просто привел поговорки... более современные что ли, те которые были у меня уже на слуху, вот поговорку про Зил и Колхиду скажу честно - не знал. Хоть впору Вам с Галиной создавай отдельный раздел - афоризмы, поговорки на автомобильную тему.
      Я как то выкладывал не большой словарь шофера на сайте журнала "За Рулем", но там засилье водителей легковушек и он как то прошел не заметно. Из-за споров на тему "взаимоотношение водителей легковых и грузовых автомобилей" и ироничное отношение к религиозным чувствам людей - я просто покинул их сайт раз и навсегда.
      С ув. Роман г.Пенза

      Удалить
  14. Статью про МАЗ жду с нетерпением. Заранее спасибо. Надеюсь как всегда все будет очень познавательно.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить
  15. С детства мечтал быть водителем. Но не сложилось - тогда отговорили родители. А сейчас не нахожу себе места..... Нет покоя в моей душе..

    ОтветитьУдалить
  16. Карл Маркс сказал - "Трагедия это столкновение мечты с её несбыточностью".
    У Вас же мечта не столкнулась с непреодолимыми препятствиями? Значит трагедии нет! Да и жизнь продолжается дальше. Как оно там дальше будет знает один Господь!
    С Ув.
    Комбат.
    PS А Вы возьмите и попробуйте?! Или найдёте своё, или поймёте, что это не Ваше и успокоите ДУШУ.....

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...