воскресенье, 5 августа 2012 г.

Голландия и друг мой Сашка. Ч.1



Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше,
чем десять лет жизни дома. Анатоль Франс
Когда я возвращался из Югославии домой, уже на территории Венгрии, возле озера Балатон, у моего МАЗа застучал двигатель. Сжав зубы и не обращая внимание на постоянно горящую красную лампу аварийного давления масла, режущую мне глаз и сердце, я убрал автопоезд с проезжей части, съехав, в первом удобном месте, с дороги прямо в лес, на мягкий жёлтый ковёр из прошлогодних, пожухлых листьев. Я точно знал, что здесь, под моей машиной, находится прочный скальный грунт, на котором колёса хорошо гружённого автопоезда не провалятся и не зароются в песок.
Протиснувшись среди деревьев в небольшой коридор, который природа вроде специально создала здесь для этой цели, я заглушил мотор. Он жалобно скрипнул напоследок, что-то в нём ещё раз цокнуло, дёрнулся, как в судороге, и затих.
Двигатель жалко конечно, но жизнь людей дороже! Дорога вдоль Балатона узкая. Движение к Югославской границе интенсивное. Да и едут по ней не только к границе, на Балатон круглый год едет отдыхать много народа. Туристы, посетившие Венгрию, обязательно должны увидеть этот красивый, курортный уголок страны, который местные патриоты называют Венгерским морем, а скептики, за относительно небольшую глубину Балатона (два - три метра), прозвали его самой большой лужей Европы. 
Начинается эта "лужа" за городом Секешфехервар, в ста километрах от Будапешта, и тянется вдоль трассы на Загреб и Любляну, юго - западном направлении, изумрудной полосой водной глади. Длина Балатона восемьдесят километров, а ширина, колеблется от полутора в самом узком месте, до четырнадцати в самом широком. Легенда гласит, что на дне Балатона есть церковь, в которой сидит и плачет девушка и пока она плачет в озере будет вода. Довольно странная легенда. Непонятно: Что за девушка? Чего она так долго там плачет? И почему озеро из слёз, получилось весёлое, полезное и пресное?


Балатон не только туристическая Мекка Венгрии, приезжают сюда в отпуск или на выходные дни и сами венгры. Прекрасная рыбалка, парусный спорт, курортно - пляжный отдых, экскурсии по берегам с интересными природными и историческими достопримечательностями, сделали Балатон излюбленным и самым массовым местом отдыха. Вокруг озера и в нём самом находится множество выходов термальных и минеральных источников. А само озеро - источник частых плотных туманов, которые колышутся над трассой молочными волнами, особенно по утрам и вечерам, как раз на уровне глаз водителя грузовика, представляя серьёзную опасность для всех участников движения.
- Ну, здесь мы с тобой уже в безопасности. Сказал я, обращаясь к МАЗу, потом похлопал его по рулю и прикурив дрожащими руками, сигарету, подумал: – Вот тебе и раз! Все мои планы теперь летят, к чертям собачим. Хотя, Бог его знает как лучше... может так надо было, чтобы мы здесь остановились. Не даром говорят, что на перёд нельзя ничего загадывать.
Глубоко затянувшись ароматным табачным дымом, я начал понемногу успокаиваться. Сколько раз проезжая по этому побережью, я смотрел на матово - зеленоватую воду, скользящие по ней яхты с белоснежными парусами, загорелые фигурки сёрфингистов, мостики для рыбалки и просто площадки на сваях среди озера, на которых сидели люди со спиннингами и поплавочными удочками, на маленькие геликоптеры, чем-то напоминающие лупоглазых стрекоз, стоящие у дороги со стороны кукурузного поля, готовых взмыть в лазурное небо, по желанию туристов, чтобы показать им Балатон с высоты птичьего полёта и думал - вот бы отдохнуть здесь денёк, другой... Теперь отдохну, наверное в этом раю. Если это конечно можно отдыхом назвать.
Поставив, на всякий случай, сзади полуприцепа знак аварийной остановки, порядок есть порядок, я пошёл спать. На Балатон уже опустились сумерки. Издалека доносились звуки танцевальной музыки, а по небу чертили зигзаги лучи прожекторов и с треском рассыпались разноцветные звёзды фейерверков.
Спал я крепко, фейерверки и чужое веселье мне не мешали, точно как говорится - "Хоть из пушки стреляй", а проснулся от пения птиц. А может я и сам проснулся, просто когда открыл глаза и начал воспринимать реальность нового дня, волшебная музыка утреннего леса встретила меня, наполнив душу чистотой и надеждой. Водители тяжёлых грузовиков не часто слышат пение птиц. В дороге обычно им поёт свою песню мотор. Звук работающего двигателя заглушает всё остальное, а на заасфальтированных, пыльных площадках, без единого деревца, окутанных клубами выхлопных газов, где они ночуют и ожидают загрузки, певчие птицы не водятся. Теперь, когда мотор машины замолчал, мне поют свои песни птицы. Я сладко потянулся и полной грудью набрал целебную смесь чистого лесного и озёрного воздуха. Жизнь продолжается и оказывается она не такая уже и плохая, как мне показалось вчера вечером.
Выпив кофе, я снял с вешалки форменный тёмно синий китель Совтрансавто с золочёнными нашивками водителя первого класса на рукавах. Стянув с него старенькую наволочку, с дыркой для крючка деревянных плечиков, которая защищала его от грязи и пыли, встряхнул, критически осмотрел, взял шерстяную тряпочку и натёр ей до блеска значок с синими стрелами в форме английской буквы "S" по центру и грузовиком с автобусом по сторонам, который был накрепко привинчен на груди кителя. Теперь порядок! Удовлетворённо хмыкнул, одел его поверх белой футболки, сунул под мышку папку со всеми документами и пошёл на трассу, ловить попутку, чтобы добраться до ближайшего населённого пункта с международным телефоном.
В пиджаке конечно жарко будет, но зато легче остановить автопоезд. Быстрее догадаются, что я их коллега и, что мне надо помочь. Потом я его сниму и просто через плечо перекину, придерживая пальцем за петельку вешалки. Начальство сначала хотело, чтобы мы постоянно в форме работали, потом поняв, что это очень не удобно, непрактично, да и что самой формы надолго так не хватит, прислушалось к нашим просьбам и перестало постоянно это требовать и контролировать. И отменять не отменили, и не проверяли уже, как раньше, а мы возили форму с собой, аккуратно весящей на вешалке, на всякий "пожарный случай".
Туман почти развеялся, над горизонтом поднималось нежно розовое солнце. Я посмотрел на него немного, не мигая, чтобы живительные ультрафиолетовые лучи прикоснулись к зрачкам уставших глаз и достав аж до их донышка, ласкали его, восстанавливая зрение. Лучи восходящего солнца - мощный источник жизненной энергии и, что очень важно, помогают излечивать многие болезни глаз. Это мне ещё моя милая, добрая бабушка рассказывала. Она всегда говорила, что надо ранним утром ходить босиком по росистой траве и смотреть на восход солнца.
Сквозь белёсую дымку на противоположном берегу начали вырисовываться небольшие горы. Это базальтовые образования вулканического происхождения. Венгры их называют Баконь. Озеро в этом месте было не широкое, километра два от силы. Ширина Балатона вообще колеблется от полутора километров в самом узком месте до четырнадцати с половиной в самом широком.
Из-за поворота появилась VOLVO F-12 с кабиной ярко жёлтого цвета. Я пошёл ей навстречу по обочине, подняв над головой свой синий служебный паспорт, вообще-то обычно для этой цели используют круг тахографа, или корнет TIR, но где же их взять, если на МАЗе тахограф не предусмотрен, а груз я оформлял по CMR и манифесту АГТ?
VOLVO начала заблаговременно тормозить и остановилась не доехав до меня  метров десять. Это был поляк из PKS.


- Привет, коллега! Подвезёшь?
Поляк гостеприимно показал на своё правое сиденье обведя пальцем вокруг своего переднего бампера.
- Подвезу, конечно, садись, пан.
PKS большая польская автотранспортная компания, национальный перевозчик - Polski Komunikacji Samochodowej (Польские автомобильные сообщения). Они в Польше, как Совтрансавто у нас в СССР. Машины у них все ярко жёлтого цвета так, что узнать их можно было издалека. Поляк достал пачку сигарет и протянул мне. Я угостился. Закурили. Сигареты у поляка были крепкие, без фильтра как наша "Прима".
- Что случилось, коллега? - Спросил поляк выпуская дым в открытое окно.
- Мотор капут.
Поляк сочувствующе зацокал языком, сокрушённо качая головой.
- Что будешь делать теперь, Совтрансавто? 
Я не удивился, у нас такое бывало часто, когда одному человеку доводилось представлять большое предприятие и огромную страну в своём лице.
- Что буду делать? Ждать буду. Вот сейчас позвоню шефу и буду ждать когда за мной приедет тех помощь - эвакуатор. Думаю, что Родина не бросит меня здесь.... со своим автопоездом и грузом.
Вместе с ним мы проехали километров десять. Поляк всю дорогу шутил и улыбался, наверное ему хотелось меня немного развеселить. Возле курортного городка Шиофок я попросил его остановиться. Когда VOLVO PKS отъезжала, я помахал ей вслед рукой, она в ответ мне моргнула аварийкой, тяжело переваливаясь с боку на бок, как большая жёлтая утка, переехала через железнодорожный переезд, три раза "крякнула" своим клаксоном на прощание и исчезла за поворотом.
Я шёл по нарядной улице, перекинув через плечо свой пиджак, думал о весёлом поляке и улыбался тоже. Прохожие удивлённо смотрели на меня, провожая взглядами. Увидев небольшую кофейню с летней верандой, утопающей в цветах я зашёл во внутрь. В нос ударил густой запах вкусной сдобы и натурального кофе. Из-за спины бармена, застывшего за стойкой в выжидательной, учтивой позе, с огромного фото, висящего на стене, на меня, чуть наклонив голову набок, внимательно смотрел пожилой, щеголеватый мужчина с аккуратно подстриженными усами, держащий в одной руке сигару, а в другой элегантную, фетровую шляпу, на предплечье этой же руки у него висела роскошная трость с изогнутой рукоятью, покрытой замысловатой резьбой. Надпись внизу гласила, что это великий маэстро Имре Кальман, автор знаменитых на весь мир опперет: "Сильва", "Принцесса цирка", "Фиалка Монмарта", который родился здесь в Шиофоке сто лет тому назад в 1882 году. Где-то под потолком негромко играла музыка, видимо тоже из его оперетт. Я покрутил указательным пальцем в воздухе воображаемый диск набора телефонного аппарата  и сказал: СССР - Россия телефон - Бармен понимающе кивнул, достал ключик, повернул его в замочной скважине аппарата и придвинул его ко мне, подав снятую трубку. Взяв телефонную трубку, я кивнул ему в знак благодарности и жестом показал, что ещё желаю кофе.
Разговор с начальником авто колоны разворачивался по обычному сценарию. Сначала я изложил ему суть проблемы и описал точное место своего нахождения, чтобы водитель эвакуатора смог меня быстро, не плутая найти и днём и ночью. Потом я немного послушал, как Саша - ругался, потом мы попрощались. Выпив свой ароматный кофе, я пошёл, как он мне порекомендовал, ждать тех помощь.
Обратно, к своей машине, я добрался тоже на Вольве F-12, только "морковке"* с брянскими ребятами.


Одного из них - Бориса, я знал, мы как-то с ним в Болгарии на День Кирила и Мефодия* зависли и вместе коротали время. Брянские сейчас шли на Италию.
- У тебя хоть есть что кушать, курить, вода питьевая?
- Всё есть, Борис. Спасибо.
Когда я выходил у своего МАЗа из брянской Вольвы, Боря, не обращая внимание на мои протесты, всё равно всунул мне в руки банку тушёнки, бутылку водки "Московская" и пачку сигарет "ТУ - 134".
- Бери! Не помешает.
Возле машины меня ждала венгерская милиция. Два инспектора ходили вокруг автопоезда, внимательно его осматривая.
- Сервус! - Поздоровался я с ними, подойдя ближе.
Милиционеры сначала внимательно осмотрели меня, несколько раз переводя взгляд с головы до ног, каждый раз задерживая его на моих руках, в которых я держал бутылку водки, банку тушёнки и пачку сигарет и только потом ответили - Сервус.... Венгерский язык - тяжёлый язык. Сервус - это наверное было единственное венгерское слово, которое я знал. Но проблем с общением у меня в Венгрии не было. Во-первых, почти все венгры знали русский. Во-вторых, почти все венгры знали немецкий язык со времён Австро - Венгерской Империи. Надо заметить, что если на людях говорить по-русски венгры вроде как стеснялись, то немецким щегольнуть публично они любили.
Я покрутил в руках бутылку водки, подкинул в воздух для чего-то банку тушёнки, поймал её и показывая ей вслед брянским сказал - Презент от коллег. У меня двигатель вышел из строя. Ездил в Шиофок, звонил на свою фирму чтобы тех помощь прислали.
Посмотрев в непроницаемые глаза венгерских милиционеров, я на всякий случай ещё раз всё повторил на немецком языке. Один из них кивнул головой и на почти чистом, русском языке попросил меня предъявить ему свой паспорт. Запросив что-то, кого-то по рации своего патрульного автомобиля, он видимо остался удовлетворённым результатом сверки. Аккуратно переписав мои паспортные данные в какой-то журнал он вернул его мне.
- Когда будет эвакуатор?
- Завтра. Не моргнув глазом ответил я, хотя сам, если честно, не имел даже малейшего представления когда за мной приедут на самом деле.
- Хорошо, что машину убрали с дороги! Ну, счастливо вам оставаться, дождаться эвакуатора и добраться на Родину.
- Спасибо! - Инспектор сел в машину, где его уже поджидал коллега и они укатили.
Через сутки, из Мукачево, за мной пришла техпомощь. Это была тоже VOLVO. Ничего удивительного в этом совпадении не было. VOLVO, как одна из самых надёжных машин, была довольно распространённой моделью среди наших и иностранных международных перевозчиков.


У нас в Совтрансавто из иномарок, в основном, использовались две модели: VOLVO и MERCEDES. Мне тоже нравилась VOLVO, но для меня она была только голубой, несбыточной и недосягаемой мечтой. MERCEDES был такой же голубой мечтой, тоже очень далёкой, но вполне реальной, MERCEDES в нашем гараже "стояли на вооружении", а вот VOLVO, ни одной, не было!
Не смотря на то, что моя машина была хорошо гружённая – двадцать тонн корабельной краски, она зацепила автопоезд целиком – тягач вместе с полуприцепом и резво потащила его в Мукачево, вроде и не чувствуя за собой хвост в тридцать четыре тонны. Оставив нас, меня и МАЗ, на Совтрансавтовской стоянке, которая находилась под горой, возле небольшой деревни Чанадиево, что лежит прямо у трассы «Львов – Чоп», Виктор - водитель эвакуатора VOLVO, пожал мне руку на прощание. 
- Ну, теперь желаю тебе здесь нормально этот инцидент разруливать дальше. Я свою задачу выполнил. Работодатель ты мой дорогой! Если бы не вы на своих МАЗах, мы бы, или вообще за границу не выезжали, или выезжали раз в год.
Я с досадой махнул рукой.
- Ладно, Витёк, спасибо! Не начинай только доставать меня, пожалуйста. Давай, дуй к семье! Небось дети плачут уже... Они ведь не привыкли, чтобы папа так на долго уезжал... Счастливой тебе дороги!
Витя хлопнул меня по плечу - Ладно, один - один! Пока!
Краска, которую я вёз, была корабельной и  предназначалась для обработки подводной части судов. В её состав входил свинец, никель и ещё что-то такое, что делало каждую бочку с ней просто не подъёмной. Везти надо было эту краску из Словенской Любляны в Азербайджанский Баку для тамошнего Каспийского пароходства.
Ничего, не довёз я, значит, другие довезут. Теперь мне надо было сначала отправить прицеп, а уже потом думать про тягач. Прицеп-то не бросишь один без присмотра. Да и другой «умный» водитель без меня найдёт кучу причин, чтобы, под более или менее уважительной причиной, отказаться тащить тяжеленный прицеп в Азербайджан. Регион там специфический, загрузок никаких для нас практически нет, а то, что появляется, разбирают в основном местные ребята, чтобы уехать в Россию поработать (на себя), или софики, которые с Ирана возвращаются домой, подметают всё подчистую. Так и сделал, сначала дождался другого нашего водителя, которого прислали ко мне на одном седельном тягаче, помог ему «зацепиться», передал прицеп, пломбы и документы на груз, а уже потом потянули и мой МАЗ.
По родной земле меня буксировала уже не VOLVO, а наш гаражный аварийный тягач - «КрАЗ – 255» (лаптёжник). Лаптёжником его прозвали за его простоту и широченные, арочные, вездеходные колёса с само подкачкой, похожие на лапти.


Работал на нём дядя Саша Терзман – немец, из наших русских немцев, которые у нас родились в десятом колене и говорить-то на немецком языке не умели. Дядя Саша уже был на пенсии. Сам он много лет отработал у нас на «плече». Свой мужик в доску! Приехав, он первым делом начал меня успокаивать.
- Ты, Николаша, не переживай сильно. Оно конечно неприятно. Когда двигатель стучит, у настоящего водителя сердце тоже подклинивать начинает… По себе знаю. Главное твоей вины в этом нет. И это не только для руководства важно. Это для тебя самого важно – совесть не будет мучать, что своими руками мотор «убил». Давай лучше сначала поедим домашненького. Мне здесь бабушка на дорогу наложила. Двое суток к тебе ехал и не съел. Бери котлеты кушай.
- Сейчас, дядя Саша. Не спешите. Давайте спокойно всё разогреем, как положено, накроем стол по человечески, кофе заварим. Подкрепившись на дорогу, мы зацепили МАЗ на жёсткий буксир в форме треугольника, застраховали сцепку тросом, подтянули его лебёдкой  и тронулись в путь.
Наш КрАЗ вообще-то мог не только автопоезд, а и чёрта потянуть! Такие машины в Казахстане, во время уборки урожая, по сто тонн зерна возили, просто на нём не было надёжного буксировочного устройства. С груженым прицепом он тянул автопоезд потихоньку потому, что на скорости его начинало болтать и водить из стороны в сторону. Такой «хвост» и оторваться запросто может. Что там той серьги буксира, которая ему на фаркоп надевается? Даже из прочного стального кругляка тридцатки, оно или по живому лопалось или на сварке.  Недаром, дядя Саша его ещё надёжно страховал тросом, который потом плотно поджимал лебёдкой. А тут ещё через Карпаты перевалить надо. Поэтому и приняли решение,  что он заберёт только один тягач.
VOLVO же, когда буксировала автопоезд, брала, своим выдвижным хоботом, тягач под переднюю балку, поднимала её, нагружая его и свою заднюю ось и потом шла уверенно и остойчиво, как будто просто тянула свой родной прицеп. Когда она брала один тягач, то всё происходило наоборот – теперь она запускала свой хобот под задний мост «подранка», поднимала и  тащила за собой на его передней оси, задом наперёд, как игрушку. Но услуги VOLVO, во-первых, были сильно дорогие. Во-вторых, она не могла надолго покидать свой боевой пост в Мукачево.
Наша техпомощь один МАЗ за собой тоже не чувствовала. Его водителю даже не было необходимости сидеть в кабине. Я ехал с дядей Сашей в КрАЗе, но поговорить у нас с ним по дороге не было возможности, в его деревянной кабине стоял такой шум, что перекричать его было очень тяжело. Сам дядя Саша был невысокого роста, худощавой комплекции. На фоне своего «монстра» цвета хаки он смотрелся, как инородное тело и казался вообще каким-то тщедушным. Но когда садился за руль, в своей неизменной шоферской кепке в крапинку, то сразу преображался до неузнаваемости.
Я тихонько сидел в углу кабины и смотрел на его орлиный профиль и резко очерченные, плотно сжатые губы. Чувствовалось, что КрАЗ в надёжных руках. Сейчас дядя Саша уже мне напоминал укротителя, по командам которого мощный зверь, который мог бы его одной лапой прихлопнуть так, что от него бы и мокрого места даже не осталось, постоянно рыча, послушно выполнял все его приказы. Видимо моему разгулявшемуся воображению, ещё способствовала алюминиевая статуэтка медведя, закреплённая перед нашими глазами на капоте двигателя.


Покачиваясь на кочках, она создавала иллюзию, что медведь живой и что он без устали, не спеша, вразвалку, уверенно идёт по трассе вперёд, мощно вонзая свои крепкие когти в полотно дороги. Теперь уже такие статуэтки не ставят на серийные машины, а жаль. Но дядя Саша где-то, всё-таки раздобыл своего медведя и надёжно закрепил его на просторном капоте своего КрАЗа. Я подвинулся к Терзману поближе и наклонясь в его сторону, прокричал ему на ухо
- Дядя Саша, ты как погонщик слона. Только вместо кепки тебе надо на голову чалму одеть!
- А ты как болтливый праздный пассажир! Ответил он, продолжая  смотреть прямо перед собой.
Я возмутился.
- Это я болтливый пассажир? Откуда ты знаешь? Может я и болтливый, но у тебя здесь не поболтаешь! Даже если и сильно захочется. А ну, остановись, я теперь сяду, порулю этой твоей зверюгой!
- Не положено. Опять не поворачивая голову в мою сторону, ответил дядя Саша.
- Тогда остановись, я сяду за руль своего МАЗа!
- Не положено!
- Вот заладил: не положено, не положено…. Тогда остановись, я хоть по нужде схожу и ноги разомну немного.
- А вот это можно.
- Слава Богу, что хоть это можно! Ты, дядя Саша, вроде не наш родной немец, а прямо Пиночет какой-то!
Когда мы подъезжали к Одессе, я взял в придорожном магазинчике бутылку водки, пару бутылок Жигулёвского пива и немудрёную закуску: колечко "Краковской" колбасы, селёдочку "Иваси" и буханку свежего ржаного хлеба. До этого я припас ещё баночку грибочков - маринованных маслят, которые продавались вдоль дороги в Винницкой области. 
Было уже поздно, когда мы заехали в гараж. На воротах дежурил дядя Миша. Поправив очки он выписал мне заявку на ремонт двигателя и чтобы убедится или подколоть меня поинтересовался.
- Ну, что, студент? Притащили?
 Я дядю Мишу вообще-то очень уважал, но здесь меня начало разбирать.
- Я, дядя Миша, не студент. Мало того, что Терзман, со своим КрАЗом, у меня за дорогу всю кровь выпил, так ещё Вы начинаете....
 Дядя Миша улыбнулся 
- А ты как думал академиками становятся? Вот так и становятся! Ладно, заезжайте в гараж, паркуйтесь и идите отдыхать.
В гараже было пусто. Все разошлись по домам, поэтому вечером решили не расцепляться. Утром будет ясно, где лучше поставить мой недвижимый МАЗ. Может сразу в ремонтную зону, если там место есть.
- Давайте лучше поужинаем, дядя Саша, –  предложил я ему. Теперь уже можно было и спокойно поговорить. Первый тост мы с ним подняли «За приехали!». Второй - за удачный ремонт двигателя. Потом выпили третий за тех, кто в пути и кого уже нет с нами. Потом за то, чтобы уже отремонтированный двигатель, выходил сполна свой моторесурс и больше не ломался. Потом... содержимое бутылки закончилось, а то бы мы ещё за что-то важное выпили. Дядя Саша хороший человек и интересный собеседник, во всяком случае, для меня. Он много лет сам отработал на плечевых перевозках*. Работа это трудная и не престижная. У него был «ЗиЛ-130» с ураловским мотором*. Первая колона, обслуживающая плечо, состояла практически из одних «Колхид». ЗиЛов в ней было всего несколько штук.


Работать там, на ЗиЛ-130 было престижно, приблизительно так же, как в международной колонне работать на Мерседесе. Дядя Саша ездил на плече в основном сквозняком*. В общем, ему было, что мне рассказать, а мне что послушать. Прощаясь с ним,  я его поблагодарил и беззлобно пошутил – Дай Бог Вам здоровья и сил! Но если бы Вы столько лет на плече в «Колхиде» отработали, как на ЗиЛу, Вы бы не то, что сейчас на КрАЗе - техпомощи работать не смогли, Вы бы вообще бы до пенсии не дожили…
Утром, придя на работу, в колонне я с «удивлением» обнаружил свой прицеп с югославской краской, который должен был давно уехать в Баку. Его «почему-то» дотащили  только в Одессу и здесь оставили. Наверное, я сделаю двигатель и потащу его в Баку сам – пошутил я. Не даром говорят, что в каждой шутке только доля шутки, а остальное правда… Так оно и получилось. Ремонт двигателя предстоял у меня серьёзный. На третьей шатунной шейке коленчатого вала провернуло вкладыши. Двигатель надо было снимать и полностью разбирать. Шлифовать колен вал, ну и попутно, конечно, ещё вылезет пару каких-нибудь сюрпризов.
Дальше события разворачивались по традиционно сложившейся у нас схеме. Я снял двигатель. Потом дождался своей очереди, чтобы моторист его разобрал. Потом отвёз колен вал в автобусный парк на шлифовку. Вал не сильно пострадал, я вовремя остановил двигатель, поэтому его получилось вывести под первый ремонтный размер в круговую, это почти как новый. Бывали случаи, когда нам попадались двигателя, которые новые, с ярославского завода, приходили с колен валом уже первого ремонтного размера. Потом опять дождался своей очереди, теперь уже, чтобы моторист собрал мне двигатель. Потом пару часов мы его погоняли на обкаточном стенде, сначала на холодную, при помощи электромотора, потом на горячую, когда завели. Потом Игорь Шлёп нога – моторист медленно вытер тряпкой руки, выпил бутылку пива, вытер губы и огласил приговор. 
- Будет жить! Давление масла нормальное. Работает мягко, ничего не стучит.
А вот потом началось самое интересное – комплектация и установка его на тягач. Эта мелкая, нестандартная работа забирает всегда у всех больше всего время, сил и нервов – то того не хватает, то того, то что-то куда-то запропастилось, то какие-то болты лишние остались…  А мелочей в нашей работе не бывает. Каждая маленькая недоделка и упущение в гараже, потом может вылиться в большую неприятность на дороге.
Пока я занимался мотором ко мне подходили, раза три, «желающие» отвезти югославский груз в Баку, но каждый раз им что-то мешало. Наверное, основной причиной было то, что в последний момент появлялся какой-то другой, более выгодный рейс. Да и боялись многие просто везти такой груз. Юги, югами тогда называли всех граждан Югославии: сербов, хорватов, славен, македонцев, черногорцев, албанцев, как всех нас называли русскими, так вот, юги чересчур экономили на металле, из которого делались бочки под эту самую корабельную краску. На наших дорогах бочки под весом краски лопались, и вся дорога до получателя груза покрывалась ручейком бордового цвета. Когда это происходило с другими, я шутил – «Так это же хорошо. Не заблудишься, точно уже найдёшь обратную дорогу домой». Когда это касалось меня,  какие тут к чёрту шутки. 
Ещё крышки на бочках были очень неудачной  конструкции. Есть бочки просто с заливной горловиной небольшого диаметра под резьбовую пробку. Здесь крышка была цельная на весь диаметр бочки. Крепилась она ободом, который стягивался болтом. Болты выступали наружу. При движении они или сами, от вибрации раскручивались и потом крышки слетали,  подталкиваемые изнутри волнующейся краской. Или бочки, двигаясь и соприкасаясь друг с другом, срывали обод. Потом краска выплёскивалась наружу, почти на одну треть ёмкости. Не знаю почему юги так сделали, скорее всего, это было связанно с тем, что перед употреблением, краску надо было тщательно перемешивать потому что тяжёлые металлы, входящие в её состав осаждались на дно. Попробуй её потом через небольшую горловину размешать. Но сделали они это не удачно! Ещё бочки лопались по швам и тогда уже всё их содержимое оказывалось на дороге. Вот поэтому ребята всячески и открещивались от таких загрузок, даже если краску надо было везти домой для Черноморского морского пароходства.
Вобщем, когда двигатель уже был собран и уже стоял на машине, но ещё оставалось много, незаметной для постороннего глаза, работы, меня начали каждый день поторапливать, постоянно наращивая прессинг. 
- Ну ты давай. Побыстрей заканчивай! Груз надо везти в Баку.
- А, что до сих пор груз некому было отвезти в Баку?! - Огрызался я.
- Ну, вот видишь, значит некому было.
- Я и так стараюсь. От зари и до зари в мастерской провожу. Скоро здесь жить буду, а вы меня ещё в шею гоните. Да и вот ещё - мне было бы очень интересно у вас узнать, А как вы себе представляете мою поездку в Баку? Двигатель только что после серьёзного ремонта. Надо было бы съездить на нём куда-то тысяч так на десять километров... С каким-то легким грузом. Обкатать, как следует. Рекомендуется это делать с загрузкой до шестидесяти процентов максимально допустимой грузоподъёмности. А здесь все сто процентов с гаком будут, этой самой грузоподъёмности.
 - Ну, он же уже прошёл на стенде обкатку и холодную и горячую. То-ли говорил мне, то-ли спрашивал меня неуверенным голосом, то-ли сам себя успокаивал механник колоны, куда-то в сторону виновато отводя взгляд.
- Да это разве обкатка? – Возмущался я. – Это так просто посмотреть, как он дышит после реанимации с хирургическим вмешательством.
- Ничего, ничего. Ты водитель опытный. На Баку дорога ровная. Гор нет. Главное натяжку не давать и не перегреть его. Смотри на тахометр, чтобы обороты постоянно были в зелёном секторе.
Я с досадой махнул рукой. Опытному водителю и на тахометр смотреть не надо он и так двигатель чувствует.
- Не психуй! Завтра мы тебе дадим помощника. Вроде не плохой парень. Потом поедете вместе с ним в рейс и отстажируешь его заодно, как следует. Дай Бог вернётесь благополучно, он у тебя эту машину заберёт, а ты за новой поедешь.
Я знал, что он слово держит и больше спорить с ним не стал. Утром следующего дня, Саша - начальник авто колоны,  действительно подвёл ко мне парня. 
- Знакомься. Это Саша.
- Что-то Саши у меня на жизненном пути зачастили. Дядя Саша в гараж притащил. Александр Николаевич с гаража выгоняет. И напарник новый – тоже Саша. Сказал я, вытирая руки чистой тряпочкой. 
- Ну, здоров, Саша! Меня зовут Николай. 
Начальник колоны добавил – Комбат его вообще-то зовут все. Это он в миру Николай. А в дальнобое Комбат он.
Новичок с интересом посмотрел на меня.
- Саша, ты рабочую одежду взял с собой? - Спросил я его.
- Взял, конечно.
Он помахал пакетом, который держал в левой руке.
- Отлично! Тогда переодевайся. В процессе работы познакомимся поближе. Ещё насмотришься....
За эти два дня мы с Сашей уже подружились. Я вообще с людьми быстро схожусь, а с простыми, нормальными парнями тем более. Оказалось, что у Саши отец был сельским водителем. Я бы всем сельским водителям ордена давал. Всю жизнь колесят по бездорожью. Брат его младший тоже был водителем. Но самое интересное, что и жена его тоже была водителем. Правда, троллейбуса. У Саши было двое маленьких детей. 
С Сашей работа пошла веселее. Он жил в пригороде и поздно вечером, когда мы заканчивали работу, ему уже не на чем было добраться домой. Поэтому он решил, что ему лучше ночевать в кабине. Прошло два дня и вот наш МАЗ готов к бою. Мы с Сашей сделали несколько кругов по гаражу. Машина кружила по почти пустой территории колоны, как птица, которую уже отпускают на волю, но она сама ещё не хочет улетать. Вроде всё работает нормально, вроде всё в порядке. Остальное покажет трасса. Теперь заведя мотор, мы гоняли его на средних оборотах. Двигатель работал чисто. Пусть так теперь хоть часиков восемь-десять поработает. Поменяем ему потом масло, фильтра и вперёд под зелёным знаменем пророка Магомеда в столицу солнечного Азербайджана – Баку.
- Ты, Саня, наверное сегодня давай, пораньше шабаш. Мойся и на электричку. Отдохнёшь, как человек. Соберёшься в дорогу. Только смотри с женой ни, ни, ни! Нельзя! Примета есть такая – перед дорогой нельзя любовью заниматься. Рейс получится весь наперекосяк. Если ещё вообще получится. Вернёшься домой – тогда, на здоровье, устраивайте себе «медовый месяц». Не знаю, может это и предрассудки, но меня так учили и я теперь так сам всегда делаю.
Саша уехал домой, а я остался. Уже поздно вечером заглушил двигатель, слил старое масло, и залил свежее, чистое. Десять часов обкатки, конечно, маловато будет, но что-то уже всё равно приработалось, притёрлось. С масляных каналов, куда так не добраться, вымылись микрочастицы абразива и металла, оставшиеся после шлифовки вала, да и грязь может ещё где-то оставалась тоже.  
Пока стекало старое масло, я внимательно осмотрел сливную пробку поддона картера двигателя,  на её магните не было ни стружки, ни опилок, ни каких других частиц металла. Значит порядок. Значит всё должно быть хорошо! Утром механик дядя Миша  «дал отмашку» и мы стартовали. Очередное ралли по маршруту Одесса – Баку началось.


Конец первой части.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Голландия и друг мой Сашка. Часть 2
Голландия и друг мой Сашка. Часть 3
Голландия и друг мой Сашка. Часть 4
______________________________________________________
*Плечевые перевозки – перевозки, при которых весь маршрут разбивался на, приблизительно равные, плечи между промежуточными населёнными пунктами. На плече работали в основном автопоезда средней грузоподъёмности: восемь – четырнадцать тонн, в которых использовались седельные тягачи марки «ЗиЛ» и «КАЗ» с ОдАЗовскими полуприцепами. Полуприцепы были либо бортовые, либо цельнометаллические фургоны. В открытые полуприцепы  грузились трёх и пятитонные контейнера со сборным грузом. Обслуживали эти маршруты Межобластные Авто предприятия Магистральных Сообщений.  Доставив полуприцеп из точки «А» в точку «Б» водитель там его оставлял, а вместо него забирал другой прицеп, который доставлял обратно в точку «А» из точки «Б».
*Сквозняки – плечевые перевозки, когда один тягач (в силу производственной необходимости) доставлял свой полуприцеп из начальной точки маршрута в конечную точку маршрута, минуя все промежуточные грузовые авто станции.
*Ураловский двигатель – подразумевается форсированный двигатель «ЗиЛ – 130», которые устанавливались на автомобили «Урал – 375».
*VOLVO "морковка" - в Совтрансавто была получена крупная партия автомобилей VOLVO F-12  и VOLVO F-12 Globetrotter  ярко оранжевого - морковного цвета.
*День Кирилла и Мефодия - день болгарского просвещения, культуры и славянской письменности, является официальным болгарским национальным праздником. Отмечается 24 мая. В этот день болгары чествуют не только болгарскую культуру, но и создателей славянской азбуки (глаголицы) равноапостольных святых Кирилла и Мефодия.
*Корнет TIR (книжка MДП) - единый таможенный документ, применяемый таможенными органами каждой из договорившихся стран в качестве манифеста. К. МДП сопровождает груз от таможенного места отправления до таможни места назначения, и каждая из затронутых таможен удостоверяет таможенное оформление на данном документе. Первоначально К. МДП действовала в Европе на основании Конвенции 1959 г. "Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением К. МДП"; в 1975 г. новая конвенция отменила европейский характер системы МДП и распространила ее на весь мир. Бланк документа большой, ярко жёлтого цвета, заметный. Документ этот строгой отчётности, поэтому наличие его в руках у человека с высокой степенью доверия подтверждает его прямое отношение к международным автомобильным перевозкам.
*CMR - Международная товарно-транспортная накладная.
*Манифест АГТ - единый таможенный сопроводительный документ грузов, перевозимых автотранспортом.  По внешнему виду как двойной листок ученической тетрадки.

Международная товарно-транспортная накладная
Единый таможенный сопроводительный документ грузов,
перевозимых автотранспортом

16 комментариев:

  1. Большое спасибо!!! Прочитал с огромным удовольствием. С нетерпением жду продолжения...
    С уважением, Сергей...

    ОтветитьУдалить
  2. Как и Сергей, читал с большим удовольствием)
    Спасибо Николай Федерович)
    Ждем продолжения)
    с уважением Ильназ.

    ОтветитьУдалить
  3. Я рад, что Вам интересно. Я пишу для ВСЕХ, но Вы, профессионалы, водители большегрузных, магистральных поездов - мой основной действующий, активный, живой электорат и самые объективные критики. Я пишу чтобы Вам легче и интересней жилось и работалось! Раз Вам интересно и Вы ждёте продолжение, значит я не даром работаю, значит то, о чём я рассказываю злободневно и востребовано! А раз это так, то - Значит у нашего общества есть надежда, а у экономики перспектива...
    Вам удачи в жизни и на дороге Ильназ!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  4. Николай Федорович огромное спасибо! Прочел на одном дыхании! С ув. Миша, Николаев.

    ОтветитьУдалить
  5. Я рад Миша! Я Вас помню.
    Кланяйтесь от меня городу Николаеву и Солянам!!!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте!
    Николай Федорович, а вообще как у Вас началась карьера шофера? Как вообще сели на машину, как "становление" происходило? Просто очень интересно, читаю Ваши рассказы-прям душа радуется, очень жизненные и честные. Огромная благодарность Вам!
    Извините за такие вопросы конечно, но больше не с кем посоветоваться на такую тему. В данный момент мне 22года, только что закончил институт, инженерный факультет по специальности автомобили и автомобильное хозяйство, но вот тяги к руководящей должности пока нет, безумно хочется попробовать себя на дальних поездках, больших машинах, очень тянет на все это, и есть огромное желание. Но вот насколько реально устроится без опыта работы на большегрузах большущий вопрос.
    Общаясь с шоферами, они сами говорят, что того братства которое было раньше уже не осталось. Помощи ни от кого не дождешься. Неужели это так и есть?
    Харитонов Евгений Россия г. Киров.

    ОтветитьУдалить
  7. Женя здравствуйте! Вопрос нормальный. Ничего особенного и тайного здесь нет...
    О себе вкратце -
    После окончания средней школы в Одессе я поступил на вечернее отделение факультета "Судовые машины и вспомогательные механизмы" Одесского Института Инженеров Морского Флота - ОИИМФ. Он тогда был один на весь Советский Союз и готовил судомехаников для береговых служб флота. Чтобы там учится надо было обязательно работать в системе ЧМП (Черноморского Морского Пароходства). Вот, я и пошёл работать учеником слесаря в механизацию порта. Потом сдал экзамены на слесаря - ремонтника первого разряда и водителя электропогрузчика, потом получил водительское удостоверение и квалификацию водитель автомобиля третьего класса. Потом служба в Советской Армии. Потом работа в воен. строе Одесского военного округа уже на тяжёлых, большегрузных автомобилях и продолжение учёбы в ВУЗе. Потом, когда стал водителем Первого класса, Совтрансавто. Да так и привык к автотранспорту настолько, что на флот уже не пошёл. А насчёт взаимовыручки, я не согласен! Есть она! Есть, но не так развита как нужно. Вопрос воспитания молодёжи в профессиональном плане и моральном сейчас очень важен! Он всегда был важен, а сейчас особенно - как никогда!!! Мне вообще-то повезло с коллегами и наставниками, но не всё гладко было тоже. Просто писать про плохих людей не хочется, хотя в контексте событий, без этого не обойдёшься...
    Женя, главное захотеть и поставить перед собой цель. Я уверен, что у Вас всё получится!
    С Ув.
    Комбат.
    PS Женя, сам без подготовки и поддержки в рейс не рвись. Надо или с опытным напарником сперва поработать, или сначала ходить в паре ( на двух машинах), тоже с опытным "ведущим", или по месту, под присмотром поработать, пока опыта и навыков сам не наберёшься... И запомни, что многие руководители АТП (правильные) понимают - легче для себя самому кадры ростить, чем брать, на такую ответственную работу, кого попало с улицы и потом с ними мучатся, переучивать, и перевоспитывать... Так, что не дрейфь!Пробуй!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за советы и поддержку Николай Федорович, в данный момент жизни очень не хватает авторитетного мнения. Ну думаю главное "ввязаться в драку", а там посмотрим. Огромная благодарность Вам за рассказы, уже третий день читаю ваш блог не отрываясь можно сказать, очень интересно!

      Удалить
  8. Влад Шевчук8 августа 2012 г., 2:57

    Доброго времени суток,всем кто читает!=) Николай Федорович ВАМ огромное спасибо за рассказ! Каждая история рейса-урок (на коленке)как я называю,хотя может и не правильно...,! Если закрыть глаза,и представить,все что окружает на тот момент,это самое худшее.....то на левом плече можно ощутить(хотя и на правом,у кого как) что то щепчет в ухо=)) ЭТО я называю ангелом-хранителем! Из жизненного опыта скажу,выручало не раз! Был такой случай,пробило прокладку ПГБ,до хаты 1200 вёрст,маленький ребенок,жена,возвращались из Киева в Питер,дело было вечером,дотянул на бреющем(накатом с горки ) до поста ГАИ,поднял капот,прикинул,нужны запчасти.....раньше чем утром вопрос не решить! И вижу глаза дорогих мне людей через лобовое стекло....закурил...и улыбаясь сел в машину,Ангел прошептал-утром все разрулишь! Сходил на пост,обьяснил-так мол и так,люди в форме дали кипятка,на руках дотолкали на стоянку поста нашу "страдалицу" и мы в полном комфорте заночевали! Утром двинул в Москву,нашел все что нужно,заменил на месте как смог и двинул к дому! Что касаемо дальнобоя,если есть рация или на "левом плече тот кто шепчет" то на любой дороге , в любой стране,всегда тормознет тот кто увидит вашу аварийку,или треугольник "взаимопомощи" !!! Про всех не могу сказать,Но тангетку не сложно поднять и спросить"НУЖНА ПОМОЩЬ БРАТУХА??! Так что удачи всем кто в пути!
    С Уважение Влад Шевчук

    ОтветитьУдалить
  9. НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ. вашему опыту мне ток завидовать, и хорошо что есть такие люди которые пишут про жизнь шоферскую про наш крестьянский труд который никто не ценит. Может мы все романтики в душе, и ничего с эти м не поделать. я начал свою шоферскую жизнь с газончика, меня папка посадил когда мне было лет 5-6 от роду. и посадил одного. Тут говорит скорости включаются.... а тут ключ. включиш первую повернеш и она поедет.... был один в кабине и решил дотянуться до газульки. чуть столб не снес но зато понял что газовать нет смысла без нужды... уак меня батька приучил к грузовикам так и все... к маленькой душа не лежит... даже в детстве когда ноги стали доставать до педалей я не смог проехать и 500 метров на москвиче 2141,хотя газика лихо гонял за картошкой на огород и это было моим любимым занятием.вот с тех пор с грузовыми дружу а с лугковыми на вы.... Жаль что сейчас нет того братсва шоферского. Я всячески поддерживаю его и стараюсь помогать колегам. Жалко что теперь водилы братишки по рации лиш когда саляры купить а как помоч так будто не рация а мобильник, кричиш, а у всех толи деньги на ней кончились, толи в роуминге... жизнь не та пошла... я помогал неоднократно людям попавшим в беду. Вижу машину на аварийке бывает прост остановлюсь да спрошу
    "чё ды как" надо востанавливать братство. Всем шершавенькой и как говориться ни монтажки ни фуражки

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо сказано - "Не монтажки, не фуражки!". Я только "Не гвоздя, ни жезла!" слышал. И Вам того же! Шершавенькой!!!
      С Ув.
      Комбат.

      Удалить
  10. Анатолий Коровяков9 августа 2012 г., 0:40

    это у кошки девять жизней а у водилы жизнь одна......

    ОтветитьУдалить
  11. Анатолий Коровяков9 августа 2012 г., 0:47

    СПАСИБО ДЯДЬ КОЛЬ, спасибо Галине Плаутиной За добавления меня в друзья в контакте, и за приглашение в Блог КОМБАТА. спасибо всем Колегам что помогли мне и я ребят не останусь перед вами в долгу.

    ОтветитьУдалить
  12. Я рад тоже Толик! Не всё так плохо, как иногда кажется, раз есть вот такие ребята. Наша задача сделать так, пока мы живы, чтобы вот таких парней как Вы было больше!
    Жму руку Анатолий!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  13. вадим-дальнобойщик9 августа 2012 г., 18:01

    спасибо за МАНИФЕТ АГТ. напомнил. почти забыл как он выглядит.

    ОтветитьУдалить
  14. Доброго дня Николай Федорович. Как всегда рассказ был прочитан на одном дыхании и я со 100% увереностью скажу, что продолжение книги будет не менее интересным. Спасибо.
    Братство конечно осталось, не такое, как раньше, но есть тем не менее. Лично я стараюсь всегда хоть чем то помочь тем, кто просит помощи и естественно ни чего не беря взамен.
    Здоровья и Удачи.
    С ув. Роман г.Пенза

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...