вторник, 17 июля 2012 г.

Валютное обеспечение водителей Совтрансавто. Мастер-класс


Наш соавтор и мой личный друг Максим Яковлев, случайно нашёл в архиве своего дедушки - водителя «Совтрансавто Минеральные воды» Виктора Яковлева, товарные чеки Всесоюзного объединения «ВНЕШПОСЫЛТОРГ СССР» и попросил меня рассказать, что это такое. О чеках отдельно рассказывать особо нечего, поэтому я решил несколько расширить тему и назвать её «ВАЛЮТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ СОВТРАНСАВТО».
Водители Совтрансавто, выполнявшие международные перевозки, делились на две основные категории – выполняющие доставку грузов автомобильным транспортом в страны Социалистического лагеря – СЭВ (Союз Экономической Взаимопомощи) и в Капиталистические страны. Соответственно делилась на две категории и валюта, которая выдавалась транспортным рабочим и служащим Совтрансавто. Это была свободно конвертируемая валюта (разных категорий) и не конвертируемая валюта. Не конвертируемой валютой являлась валюта Стран Социализма, то есть их национальная валюта, не принимающаяся к свободному обмену банками других стран. Перед выездом в рейс, наши водители получали различную валюту или дорожные чеки «ВИЗА», необходимые для выполнения той или иной транспортной работы.


В СССР была жёсткая рублёвая зона, хождение иностранной валюты в ней категорически запрещалось! Все взаиморасчёты производились только в рублях. В свою очередь вывоз рублей из СССР был запрещён. Вывозить советские рубли водителям Совтрансавто разрешалось в количестве не более тридцати на одного человека, купюрами достоинством не более десяти рублей, с обязательным возвратом их обратно в СССР. Советская валюта пользовалась спросом на «чёрных» валютных рынках Европы, а купюра уже в двадцать пять рублей обеспечивалась золотым запасом страны. Все незаконные, валютные операции жёстко пресекались, по статье – «Подрыв экономической мощи державы» и строго карались, вплоть до высшей меры наказания – расстрела. Поэтому выдача валюты и её учёт требовали чёткой организации и контроля.
У каждого водителя, выполняющего международные рейсы и отправляющегося в загранкомандировки, была так называемая «Валютка» - «Книжка регистрации валюты транспортных служащих», в которые записывалась вся выданная им валюта, вывозимая из СССР и ввозимая обратно в СССР неизрасходованная валюта. Каждая валютная книжка подлежала строгому учёту. Все листы в ней нумеровались, прошивались и скреплялись печатью с подписью ответственного лица. Каждую валютную книжку заверял своей подписью начальник региональной таможни.
Остаток сэкономленной валюты, на основании записи в валютной книжке, заверенной печатью таможенного инспектора, можно было в следующий раз вывозить дополнительно к выданной на очередной рейс. Многие ребята, таким образом, делали накопления, чтобы потом совершить какую-то серьёзную покупку. На полученную в предприятии валюту ещё положено было банковское разрешение.
Выдавали валюту, как правило, с запасом. После рейса все водители отчитывались строго за каждый цент, пфенниг и стотинку. Если экипаж допускал перерасход валюты, с них высчитывали по курсу в десятикратном размере, плюс это считалось грубейшим нарушением, которое могло даже быть основанием для отстранения от выполнения международных рейсов. Действия эти были вполне объяснимы и справедливы, ведь официальный курс американского доллара к Советскому рублю варьировал тогда в пределах 77- 80 копеек за один доллар. А вот если валюта экономилась, то по специальному курсу водителям начислялась премиальная компенсация в товарных чеках Внешпосылторга, которые можно было отоварить в сети спец магазинов «Каштан». За эти товарные чеки, там можно было приобрести дефицитные промышленные и продовольственные товары отечественного и импортного производства. Можно было за товарные чеки Внешпосылторга в этих магазинах приобрести и кооперативную квартиру (без очереди), и крайне престижные по тем временам автомобили ГАЗ – 24 «Волга» и УАЗ – 469.
В финансовом отчёте сэкономленная валюта обозначалась красным цветом, поэтому водители, говоря об экономии какой-то валюты, говорили – «У меня пошло по красному столько-то румынских лей или болгарских левов или чехословацкий крон». У каждого водителя, имеющего экономию валюты, был открыт счёт во Внешэкономбанке, где происходило накопление средств, которые по желанию клиента выдавались банком товарными чеками Внешпосылторга.
При всём при этом, на чеки работали практически только экипажи, выполняющие рейсы на Иран. Все остальные ребята отоваривали валюту за рубежом. Экономия в подавляющем большинстве случаев, могла возникнуть только тогда, когда экипаж не дополучил валюту на суточные и квартирные. У нас никто положенную им валюту не тратил и не проедал, когда в баке его автопоезда не было топлива. В странах СЭВ заправку мы производили за талоны, а в капиталистических странах по кредитным, топливным картам DKW или за наличный расчёт.
Таким образом, в СССР существовала чековая, торговая система магазинов (в РСФСР — «Берёзка», в УССР — «Каштан», а в Латвийской ССР — «Дзинтарс»).
Справка
Чеки Внешторгбанка(Банка внешней торговли СССР) и Внешпосылторга (ранее «сертификаты» и «боны») — своеобразная «параллельная валюта», существовавшая в СССР в 1964—1988 годах. Они выпускались только в виде банкнот, монет не существовало (бумажные чеки были даже на 1 копейку). Чеками Внешторгбанка платили зарплату советским гражданам, работавшим за границей: преимущественно специалистам, работавшим по строительным контрактам СССР, а также специалистам (например, преподавателям, врачам и военным советникам) работавшим по контрактам с заграничными государственными и частными учреждениями (госпитали, университеты и т. д.), а также морякам, водителям Совтрансавто, рядовым работникам посольств и прочим лицам внутри СССР, получавшим гонорары или переводы в валюте.
Система оплаты труда водителей Совтрансавто была сдельная и начислялась исключительно в рублях. Для выполнения рейса, каждый водитель получал валюту на питание и проживание в гостинице из расчёта одна ночь на двое суток, не подотчётно, то есть никаких подтверждающих чеков и квитанций на проживание прилагать к финансовому отчёту не надо было. Кто хотел жил в гостинице, кто хотел жил в кабине своего автомобиля и экономил для себя валюту. Раньше, ещё до этого, практиковалась сеть рекомендованных гостиниц. Водители Совтрансавто должны были до 22ч 00 мин., по местному времени, подать заявку на проживание и паспорт администратору гостиницы, находящейся в определённых населённых пунктах по пути их следования. Это было не совсем удобно, потому что так рано мало кто становился на отдых, а после 22 00 бронь на номера Совтрансавто снималась и нномера отдавались другим клиентам. Номера оплачивало наше государство по безналичному расчёту и поэтому довольно часто имели место случаи махинаций и подлога. Страдал имидж граждан СССР! Страдали водители. В этой связи впоследствии было принято решение, упростить отчётность, что сыграло свою положительную роль по всем аспектам этого вопроса и принесло ощутимую экономию валютных средств государству.
Суточные, водителям Совтрансавто, начислялись из расчёта восьмичасового побега помноженного на среднюю техническую скорость, утверждённую для данной страны. Самая низкая среднетехническая скорость была тогда для Румынии и составляла порядка 30 – 32 км/час. Самая высокая среднетехническая скорость тогда была для Федеративной Республики Германии и составляла 55 – 60 км/час. В первом случае это объяснялось узкими, густонаселёнными дорогами, обилием на них тракторов, велосипедистов и гужевого транспорта. Во втором случае определяющими были: широко разветвлённая сеть автобанов и хороших автомобильных дорог, а также чёткая организация движения и высокая дисциплинированность его участников. Существовали также нормативы на погрузку/выгрузку и пересечение границ. При этом разрешалось выполнять работу раньше, чем это полагалось по нормативам, на начисление суточных это никак отрицательно не влияло. Дополнительные подтверждённые и согласованные простои оплачивались в отдельном порядке.
В случае необходимости, дополучить валюту для выполнения транспортной работы, можно было у представителей Совтрансавто. Практически в каждой стране, куда ходили автопоезда Совтрансавто, были наши представители. Они так и назывались – «Представитель Совтрансавто в Польше» или в Германии, или Югославии и т. д.
Можно было дополучить валюту и в зарубежных экспедиторских фирмах, но они, как правило, брали очень высокие комиссионные за свои услуги.
Водители, которые хотели сэкономить для себя валюту, чтобы потом что-то купить для себя или членов своей семьи, брали продукты питания с собой и в дороге сами себе готовили еду, а также спали в машинах. Тот, кто хотел, сдавал сэкономленную валюту на чеки Внешпосылторга.
Это не запрещалось и рассматривалось как дополнительный материальный стимул, а обмен законно заработанной валюты на товарные чеки Внешпосылторга только приветствовался. Надо отметить, что финансовая дисциплина в Совтрансавто была на очень высоком уровне и нарушения её практически отсутствовали.

Вот так выглядела валютка
 
Мы специально здесь публикуем странички из "Валютных книжек" Николая Фёдоровича за разные годы. Для наблюдательного специалиста это интересно - на них записаны названия уже не существующих стран и валют, интересно проследить динамику курса. Да и много других интересных вещей содержат эти пожелтевшие от время странички.


Были и такие записи в валютке. Таможенник, увидев у меня на автопоезде три новые запаски, решил их записать, чтобы я их, упаси Боже, не продал туркам!

Банковское разрешение на вывоз валюты
Банковское извещение о зачислении на личный счёт
конкретной суммы

18 комментариев:

  1. Николай Федорович, спасибо за столь интересную статью...
    С ув. Сергей...

    ОтветитьУдалить
  2. ну что ж в принципе все правильно.только никого не расстреляли-хотя махиций с валютой было очень много увольняли да.в основном грешили ОДЕССА КИШИНЕВ СМОЛЕНСК ЯРОСЛАВЛЬ КРАСНОДАР зато и работали только СЭВ.не указан один немаловажный аспект.ВСЕ ВОДИТЕЛИ ИМЕЛИ СЧЕТА В ЗАРУБЕЖНЫХ БАНКАХ-венгрия-захоньское отд.госбанка СССР.польша-подлясковское отд.финляндия хаминское отд.р умынь толи сату марэ толи баю марэ отделение гос.банка СССР.ПОЯСНЯЮ-ВАЛЮТЫ БЫЛО НЕМЕРЯНО и поэтому ее прятали что б не тащить через границу.недаром в одной книге написано было СОВТРАНСАВТО-САМАЯ ВОРОВСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СССР.члены КПСС воровали ТАК только ТРЕСК стоял.и НЕ НАДО ЛЯ-ЛЯ если ничего НЕ ЗНАЕТЕ.

    ОтветитьУдалить
  3. Влад это какой??? Тот что себя "дальнобойщиком" кличет???
    Влад, ты не дальнобойщик!!! Ты идиот и провокатор!!!!!! И убедительно прошу тебя избавить нас от своего присутствия. Здесь такой швали не место!!!
    Ты мне ещё на прошлый пост с вопросами к тебе и ответами на твои вымыслы, да нет, не вымыслами, а наглую, откровенную брехню не ответил.... Да и не надо! С тобой и так всё ясно! Прощай!
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  4. Николай Фёдорович, а товарища видать большая "зеленая жаба" душит... Иль выперли его когда из Совавто, иль не взяли. Мне вот интересно откуда такие у него познания по стольким предприятиям и лет то ему сколько. раз помнит спец.колонны Ярославля и Краснодара... Да... Фёдорович, от комментария товарища посмеялся, воровали???, а что воровать то было, валюту?, валюту и так зарабатывали и отоваривались сразу, поэтому прятать смысла то и не было... На границе чеков из магазинов то не требовали... А вот "жаба" людская софиков преследовала везде и всюду, душила она некоторых. ох как душила... Отец вот после этой Вашей статьи рассказал, в самые его первые рейсы, он несколько раз выходил и заходил на ФРГ и на крайний рейс уже с напарником закупились, так уже на нашей границе погранца, когда он увидел сколько вещей в машине, его чуть "кондрат" не посетил. А вещей полный спальник был, только у отца ковра три штуки было... Так тот ножками от бешенства аж топал... Нарушение говорил, визы лишать надо, спекулянты. Подошедший таможенник проверив документы, сказал отцу, ты говорит не обижайся на него, он просто видит, что ты молодой пацан, тебе ведь 26 всего, а ты за месяц столько заработал, сколько он не заработает честно и за год, вот и бесится он...
    Да и я Николай Фёдорович, тогда еще совсем мальчишка. очень часто сталкивался с такими вот людьми, кого "жаба душила", помню я эти полные ненависти взгляды. Лет десять мне было, когда отца в школу вызывали и требовали, что бы не одевали меня так, говорили я капиталистический образ жизни несу в школу. Сейчас это просто смешно, а тогда учительница физкультуры меня на уроки в адидасовских ботасах не пускала... Вот и товарища видать чем то обидели... А про валютные счета за границей, это вообще полный бред...
    Да, уважаемый Комбат, ведь не даром говорят, что самое страшное животное, это "большая желёная жаба", т.е. зависть, которая душит-душит и душит....
    С уважением, Сергей...

    ОтветитьУдалить
  5. Сергей здравствуйте. Ну, что можно добавить по сути вопроса?
    Наверное только то, что такие товарищи как этот Влад, нам совсем не товарищи! Своим несуразным постом, он показал свою безграмотность и предвзятость в суждениях. Не знаю чего он там читал и где ездил, но скорее всего с Европой он познакомился после развала СССР, когда мутный поток деятелей разного толка и направленности хлынул за рубеж, позоря Россию и Украину! Это всё происходило на моих глазах. Как-то стоим в Милане на таможне, а меня попросили парня за собой "протащить" по Италии. Он водитель профессионал сформировавшийся, опыта "до утра", а на международке никогда не работал. Вот мы и ехали с ним вместе - на двух автопоездах. Я его потихоньку в курс дела вводил - что, да как. В Милане зависли на пять дней. Стоим в сторонке, отдельно. Кушать себе готовим, о жизни судачим. А напротив нас толпа соотечественников гуляет... Мой попутчик смотрел на них, смотрел, потом спрашивает - Фёдорович, вот смотрю - такие машины крутые, в Италии мы с тобой сидим (аж не верится) и такая публика, мягко говоря совсем не симпатичная.... Почему???
    - А потому Витя - я ему отвечаю - что ЧЕЛОВЕК, он и на КрАЗе, и на ГАЗоне, и на тракторе ЧЕЛОВЕКОМ будет!!! А если он свинья, то его хоть в космический корабль - "Шатл" посадите, он всё равно свиньёй останется!!! И машины здесь совсем не причём.
    Вот теперь Влад по себе и таким как он всех меряет.
    Сергей согласен с тобой на 100%, что у нашего оппонента какая-то затаённая обида на Совтрансавто осталась, видимо ему действительно там когда-то сказали - "Таких как вы мы на работу не берём!" Вот он теперь и брызжет ядом...
    К стати - при всём моём уважении к ярославским и краснодарским коллегам я их никогда в бытность СССР за границей не встречал и авто предприятий Совтрансавто там не было.
    Да и насчёт "в основном грешили ОДЕССА КИШИНЕВ СМОЛЕНСК ЯРОСЛАВЛЬ КРАСНОДАР зато и работали только СЭВ" - не знаю куда работали смоленские парни я с ними только в Югославии и Чопе встречался, а с одним экипажем как-то шёл из Будапешта на Термез, но как-то не интересовался где они работают, хотя время для этого было больше чем достаточно. У меня и рассказ об этом есть "Каракумы" называется. А вот Одесса и Кишинёв работали очень широкий спектр капиталистических стран это я точно знаю: Федеративная Республика Германия, Австрия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Испания, Турция, Греция. Это на вскидку, может что-то ещё забыл и пропустил. Про счета в венгерских и румынских банках, даже и говорить не хочу, настолько это глупо и несуразно.
    Я тебе вот, что Сергей скажу - Не те книги Влад в детстве читал, да и сейчас продолжает не то, что надо читать (и писать тоже)!
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
  6. Не те книги Влад в детстве читал, да и сейчас продолжает не то, что надо читать (и писать тоже)!
    ********************************************
    Диагноз и приговор подтверждается на 100%!
    Ты чего назваться то боишься??? Тебя когда ещё спрашивали - Кто такой? Откуда родом? Где работал? Что страшно? Такие как ты из кустов обычно любят попытаться укусить, уважаемых людей, за каблук туфля. Я бы этот твой безграмотный, пьяный, гнусный бред оставил как клеймо тебе на лоб, чтобы все сразу видели кто ты такой на самом деле! Очень поучительно было бы.... Но наш блог ещё женщины и дети читают! Им нельзя с такой грязью соприкасаться!!!
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна Шевчук31 июля 2012 г., 17:58

      "Не те книги Влад в детстве читал, да и сейчас продолжает не то, что надо читать (и писать тоже)!" - каждый имеет право писать и читать то,что хочет!Право выбора есть у всех,кроме рабов!Другой вопрос,а уместны ли ЗДЕСЬ такие комментарии?Взрослого не имеет смысла "тыкать в своё дерьмо",поздно,знаете ли...

      Удалить
  7. История интересна тем,что это вечные поиски источников истины.Истина у каждого своя,потому и спорная.Грязная или чистая...человек сам выбирает.А я просто скажу спасибо за урок истории!

    PS Зря удалили коммент,урок получился не полноЦЕННЫМ=)))

    ОтветитьУдалить
  8. Алёна, позвольте мне с Вами не согласится! Истина для всех одна, а остальное это или полуправда, или полная ложь которую кто-то пытается выдать за истину!
    Теперь немного о поиске истины - эту статью я написал не с чьих-то слов. Эту статью я написал на основании собственного опыта и реальных документов сохранившихся в моём архиве и архиве моих друзей. Так, что здесь я истину не ищу, я здесь истину излагаю и готов ответить за каждое своё слово!
    Насчёт удалённого комментария, если эту мазню так можно назвать, тоже считаю, что сделал абсолютно правильно, удалив его! Есть элементарные правила приличия и нормы поведения в публичных местах, КОТОРЫЕ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ!!!
    Поверьте мне на слово Алёна - встретив в реальной жизни это мурло, я бы абсолютно не смутился, услышав подобную речь! Во первых я её слышал не раз, во вторых я сам её в совершенстве владею, как истинно русский человек, да ещё и шофёр профессионал в придачу. Но хочу ещё раз заметить, что то, что написал этот тип не позволяют писать даже на заборах, не то, что в уважаемых изданиях и представьте себе по той же причине (чтобы приличные люди не читали).
    Ну, и последнее - насчёт рабов.... Раба могут заставить написать то, что он не хочет писать, то что противоречит истине! У нас сейчас 80% рабской журналистики...
    А заставить зарвавшегося хама не гадить в гостях, в чужом доме, ЭТО НЕ ПОРАБОЩЕНИЕ!!! ЭТО ВОСПИТАНИЕ!!!
    С Ув.
    Комбат.
    PS Алёна, чтобы Вы меня лучше поняли, рекомендую Вам ещё прочитать вот эту мою статью http://gplauti.blogspot.com/2011/05/blog-post_31.html#links

    ОтветитьУдалить
  9. Я уважаю Ваш жизненный опыт,но остаюсь при СВОИХ поисках истины.И вообще,Вы меня неправильно поняли.Я не про Вашу статью написала в своём пред.комменте.Понятия не имею про нюансы вашей тяжёлой работы,но которая вызывает уважение и интерес у меня,полного профана в этой области!И про кодекс чести на дорогах вообще и в огромной семье дальнобойщиков в частности я знаю.Просто человек написал своё мнение,пусть и неправильное...кто-нибудь доказал,что он не прав??? Вот-вот,я и вижу только "диагноз и приговор"=))) А "истина" где-то рядом шляется...

    PS Я Вас прекрасно поняла и без Джека(кот.люблю=)
    С УВАЖЕНИЕМ А.Ш.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте уважаемая Алена!!!
      Поймите пожалуйста меня правильно, но нет смысла опровергать ту муть и чушь, что написал товарищ, а про валютные счета за границей у софиков, я вообще молчу, каким же умом надо было до такого додуматься. Знаете Вы или нет, но в те года КГБ был очень серьезной структурой и на предприятиях были их представители. Отец рассказывал, их ГБ-шник говорил, если за границей садитесь вдвоем с напарником пить водку, ставьте и третий стакан для меня, помните я всегда рядом... Не мог, Алена, в то время Советский гражданин иметь валютный счет в зарубежном банке, не мог... А написавший свое мнение товарищ, он не мнение свое написал, а как правильно Комбат сказал "Из кустов за пятку куснул" и нагадил на систему того Совтрансавто и на ребят стольких перечисленных им предприятий... Вот из-за таких лживых высказываний не ведающие читатели блога и будут потом складывать свое мнение... Зачем это... В своей статье Николай Фёдорович все правильно и верно описал... Алена, возможно и попадались где, те кто нарушал, ведь не могут быть все кристально чистыми, да и таким было не место в Совавто, а были Алена и другие, нормальные, честные, которые по навету таких вот завистливых обиженных товарищей, которые из-за кустов кусали, вернее не кусали, а свои лживые знания излагали на бумаге , без подписи и нормальных ребята отстранялись от загран. перевозок с формулировкой "Не надежен", поверьте Ален, были и такие и достаточно много... Ведь очень-очень многих душила зависть и это было на самом деле... Со времен работы отца в Совтрансавто прошло уже очень много времени, у меня уже свои дети, но скажу я Вам Алена честно, мне сейчас не так важно, как отец зарабатывал те деньги, просто я ему очень благодарен за то, каким было мое детство , за то что он его смог сделать счастливым. И дай бог, что бы мы смогли сделать своим детям хотя бы чуточку того, что сделал для меня мой отец...
      Алена, а удалил Николай Фёдорович тот комментарий верно и абсолютно правильно, поймите ведь и дети читают блог, у меня например нет желания, что бы мой сын в любимом им блоге читал всякую грязь и чушь вперемежку с не нормативной лексикой...
      С уважением, Сергей...

      Удалить
    2. Алёна-кулёма2 августа 2012 г., 1:04

      ох,ёлки-палки! Здравствуйте,Сергей!Прошляпила Ваш коммент,пардон=(женщин,ничо не=)поделаешь...
      Вот это я понимаю,объяснение по всем пунктам!Спасибо на добром слове!Именно это я и хотела услышать!!!

      Удалить
  10. Я рад Алёна, что Вы меня правильно поняли!
    А то, что я удалил это не компромат, не точка зрения, не позиция и сделал я это из чувства брезгливости именно для того чтобы Вы это.... не прочитали.
    С Ув.
    Комбат.
    PS Думаю, что если исключить всё остальное, я имею на это право как автор блога?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно,НО..."если исключить всё остальное" тчк

      А статья интересна мне тем,что только теперь я узнала о "материальном благополучии" отца пассии моих одноклассниц в совковые времена,который мотался в дальнобой за кордон=)) мдаа...знали бы это девчонки тогда!

      Удалить
  11. валера миткалинный - Ваши комментарии удаляю я - редактор блога. Идите гадить в другое место. Здесь НЕЛЬЗЯ

    ОтветитьУдалить
  12. Галина Ивановна, с кем Вы разговариваете? Такого человека вообще нет в природе! Это всё липовые аватары под которыми прячется одна омерзительная особь, которая боится назвать своё настоящее имя и которой как Вы правильно заметили здесь делать нечего. Двери нашего "Бьюти ранч" для таких закрыты наглухо!
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный5 июня 2013 г., 8:11

    Εхcеllеnt artiсle.
    Кeep ωriting ѕuсh kind of info on yοur site.
    Im гeаlly іmpresѕed by it.

    Hi there, Yοu've done a fantastic job. I'll ceгtaіnly digg it and for mу part reсommend to my
    friеnԁѕ. ӏ'm confident they'll bе benefited from this webѕite.


    Visit my webpage :: usługi kurierskie

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...