воскресенье, 30 октября 2011 г.

Крепкая обойма. Ч.1

Сегодня пятница. Малиновое солнце, похожее на вкусный шарик мороженного пломбир, таяло на линии далёкого горизонта и растекалось по нему, украшая края тёмно - серых туч  причудливой каймой. От его света деревья, растущие в посадках по обочинам дороги с начинающими желтеть листьями, стали покрываться багрянцем, как в октябре месяце.
Эх! Хорошее время - «Бабье лето»! «Бархатный» сезон – уже нет невыносимой жары, от которой  можно живьём свариться в кабине МАЗа и ещё не холодно.
Спать хорошо. Пригреешься под ватным одеялом, за стенками кабины ночью прохладно, а утром снова тепло. Ещё немного и начнётся для нас весёлая жизнь - туманы, гололёды, снегопады.
Наверное, дотяну до Пензы и стану. Там стоянка у трактира «Золотой петушок». Нормально готовят. Блины русские подают. Цены вроде как вполне приемлемые.
Симпатичные девахи официантки в длинных национальных сарафанах, кокошниках, у всех, сзади, пришпилены длинные русые косы по... пояс. Щёки нарумяненные, вроде как в сказку попал.… 
Сам трактир срублен из толстых брёвен. Внутри на стенах и полочках развешена и разложена утварь того времени: чугунные горшки, сковороды, ухваты, глиняные полу мыски с узорами, медные тазики и деревянные шайки, бадейки, кадочки. В центре зала с полукруглыми сводами,  очень напоминающим боярские палаты, расположена большая русская печь, как и положено с лежанкой на верху, покрытой овчиной.

Ложки в «Золотом петушке», которыми едят посетители, тоже не обычные алюминиевые, как во всех придорожных столовых и кафе, а деревянные, расписные под хохлому. Еда в глиняных горшочках. А с правой стороны от трактира, если стоять к нему лицом, расположена большая клетка, сделанная из толстых металлических прутьев. Сверху она покрыта двухскатной крышей и живёт там настоящий живой симпатичный медведь.
Ещё там наливают фирменный напиток «Золотой петушок», по вкусу напоминающий качественную самогонку, а по цвету не сильно крепкий чай. Ещё там хозяйка заведения классная, зовут Татьяной. Худощавая брюнетка лет пятидесяти – дама с юмором и похожа чем-то на одесскую бандершу.  Как-то сижу там ужинаю, она подсела за столик ко мне
- Привет, Одесса!
- Привет, хранительница сказочного эпоса…на базе отечественного общепита….
- Куда едешь?
- В Новосибирск.
- А откуда?
- С Югославии с Белграда.
- Ничего нет красивенького, модненького для пензенских девушек на продажу?
- Да Вы же знаете, я этим не занимаюсь. Нет у меня коммерческого таланта!
- А чего на сухую топчешь? Чего «Золотой петушок» не пьёшь?
- Да буду ехать ещё. А бутылку  «Золотого петушка» я с собой, на вынос, заказал…
- Да куда тебе уже ехать? Смотри, какая темень на дворе и метель начинается. А у нас уютно, тепло. Девушки видал какие у  меня, как русалки… Познакомишься с той, что по сердцу придётся.
- Та, что по сердцу пришлась, дома сейчас, за полторы тысячи вёрст отсюда.
Хозяйка, пряча улыбку, шутливо  махнула на меня рукой
- Ладно, к словам-то не придирайся! Знаю я вас праведников. Насмотрелась на вас уже здесь, за столько лет.
- А я и не говорю, что праведник. Просто ехать надо.
- Ну и езжай, раз надо. Тебе видней.
- С подвала - добавил я. 
Ну и ругал я себя потом,  на чём свет стоит… когда стал на заснеженном подъёме под Сызранью и всю ночь его колёсами шлифовал, лопатой чистил и песком посыпал. А сам думал
- Вот баран! Не послушал Татьяну. Сейчас бы сидел себе в тепле и смотрел на какую-нибудь из её русских красавиц с косой по…. пояс в кокошнике, но без сарафана. И пусть себе метель бушует. Пусть даже вообще заметёт автопоезд по самую крышу. Я бы тоннель к трактиру лопатой прокопал и ждал, пока Весна не наступит…
Вспомнил этот случай, представил перед собой полную тарелку горячих блинов, проглотил слюнки и улыбнулся. Спешить мне сейчас особенно некуда, в понедельник надо быть в Челябинске.  Впереди, справа от дороги,  показалась небольшая стояночка, за которой, сквозь жиденькую берёзовую рощицу, вдалеке просматривалось село. На стоянке стоял МАЗ с полуприцепом, на котором  была  разобрана одна ступица. Возле неё на канистре сидел парень в робе с грязными руками и как-то тоскливо провожал мою машину взглядом... Я притормозил и заехал на стоянку, но уже не оттуда, откуда все заезжают, а оттуда, откуда все выезжают на трассу – «против шерсти». Ну не сдавать же назад. Тихонько подъехал к МАЗу и остановился напротив него.
- Ну и чего загораем?  
- Да вот – парень  показал на чулок оси.
Я подошёл ближе. На оси плотно сидела посиневшая внутренняя обойма подшипника. Самого подшипника уже не было.  Рассыпался.  Сверху обойма уже была наполовину перерублена. Вокруг валялись зубила. Режущие кромки их стали круглыми, а задние бойковые части оплыли расплюснутым металлом, как огарки свеч воском. Я взял одно из них в руки, покрутил перед собой и спросил парня
- Тебя как звать? 
- Серёга.
- Ты что, Серёга, тупыми зубилами рубить обойму хотел?
- Да нет! Почему тупыми?! Они сначала-то все острые были, это я потом уже их позабивал.
- Запасливый ты парень, Серёга! Столько зубил с собой возишь...
- Да моё здесь только одно. А это всё мне ребята дали. Время ждать у них-то нет.  Бери, говорят, мы себе раздобудем другое. Когда все затупил, думаю чего сидеть бестолку? Буду тупыми долбить. Может  лопнет всё-таки  эта чёртова обойма? А она, вишь, не лопается!
- Да и не лопнет она уже, Серёга! Пока подшипник «жарился», металл «сел» и частично потерял свою крепость и хрупкость, но ты всё равно работай крайне осторожно! Неровен час, осколок отлетит и в глаз. Знаешь, сколько нашего брата из-за этих обойм зрение потеряли? Рубишь-то долго?      
- Вторые сутки…  
- Ладно, зубило своё я тебе дарить не буду. Давай собирай этот металлолом в тряпочку. Поеду,  реставрирую его тебе где-нибудь.                                                                                     
- Да где же ты их сейчас заточишь?  
- Ты, Серёга, давай, давай собирай. Не теряй время! Скоро стемнеет. А где я их буду затачивать это уже моё дело! Надо будет – в Пензу поеду, значит! И вот что ещё, я показал на лежащие рядом, снятые с вышедшей из строя ступицы, колёса – возьми одно колесо и засунь его под ось, вместо козелка. Чем чёрт не шутит, когда Бог спит, ещё сорвётся и на ногу тебе упадёт, когда ты «увлечённо»  будешь  продолжать  рубить свою обойму дальше. 
Сергей спорить со мной не стал. Сначала, с моей помощью, засунул колесо под поднятую ось, а через пару минут положил передо мной увесистый свёрток. Я его развернул и пересчитал - двенадцать штук.          
- Двенадцать штук, Серёга! Счастливое число. У Иисуса Христа было двенадцать учеников. 
- Тринадцать - поправил меня Серёга. 
- Что тринадцать? - переспросил я его, не поняв. 
- Зубил тринадцать, а не двенадцать.                            
- А! - протянул я с облегчением. - А я сперва перепугался, думал ты про учеников Иисуса говоришь. Тринадцатое зубило не считается, тринадцатое твоё! Теперь порядок. Сейчас быстренько отцеплюсь и поеду одним тягачом. По просёлочным грунтовым дорогам не сильно, на груженом автопоезде,  поездишь.  Бог его знает, где я ещё тот наждак найду. Может где-то рядышком, а может и покататься придётся.
Я выбрал ровную площадку, подложил под колёса полуприцепа башмаки, а под опорные лапы деревянные квадраты, которые обычно используют на подъёмных кранах. Их я нажил, как-то по случаю, у своего товарища в гараже с уже списанного механизма. Нашёл им удобное место под прицепом,  да и возил всегда с собой на всякий случай. Вещь нужная.
Шестерни домкрата выли, вращаясь на больших оборотах, лапы довольно быстро опускались вниз. Вот они уже упёрлись в подставки. Переключив домкрат на малые обороты и уже вращая рукоятку привода двумя руками, я поднял прицеп, освободив седло тягача. Пшикнули снятые воздушные соединительные груши, щёлкнул клин сцепного устройства и тягач тихонько отделился от прицепа, как ящерица, оставив свой хвост на стоянке.
- Серёга! Полуприцеп тебе в залог оставляю, чтобы ты не переживал, что я с твоим инструментом где-то потеряюсь.                                                                              
Он устало махнул рукой -  мол, езжай ты уже, не до шуток мне сейчас. Без тебя тошно…   
Просёлочная дорога была гладкая и укатанная, как асфальт. Впереди виднелось длинное белое здание, типа барака, под черепичной крышей, окружённое забором из сетки. У ворот стояла женщина лет сорока пяти. МАЗ, чихнув клапаном регулятора давления воздуха, поднял облако пыли и остановился.
- Здравствуйте. А Вы не подскажите где здесь можно найти какую-нибудь слесарную мастерскую или кузню? – обратился я к ней.
Женщина кивнула мне в ответ на приветствие и удивлённо рассматривала меня и мой синий МАЗ с белой надписью «Совтрансавто» на «морде» и стрелами в форме английской буквы «S»  на дверцах кабины. Видимо такие машины ещё ни разу сюда не заезжали.              
- А что, у Вас что-то поломалось?                                             
- Да у нас - я показал рукой на себя и свой МАЗ - вроде всё в порядке. Парню надо помочь. Вон стоит бедолага вторые сутки.                                   
- У нас здесь птичник. Какие слесаря? Одни куры и бабы... Вам надо вон по той дороге ехать километров пять, потом повернуть налево, вдоль посадки, там увидите машинно-тракторную станцию нашего колхоза. Но уже поздно, вряд ли Вы сейчас там кого-нибудь застанете. А вообще там у нас и слесаря есть и кузница небольшая.
- Спасибо!
МТС я нашёл без труда. Прямо среди поля, защищённая только с одного бока посадкой, в беспорядке стояла сельхозтехника: трактора, сеялки, веялки, культиваторы, плуги, комбайны. Нигде ни одной живой души. Когда я обходил двор уже второй раз меня кто-то окликнул
- Эй! Ты кто такой? И чего тебе здесь надо?                                                                              
От неожиданности я вздрогнул и резко обернулся. Из-за комбайна выглядывал небритый мужичок, возраст которого точно определить было трудно. В руках он держал направленную на меня двустволку. Опа-на, кажется, приехали - подумал я, а сам как можно дружелюбнее сказал 
- Я, дедушка, абсолютно безопасный, миролюбивый человек.
- И кем ты по жизни будешь, миролюбивый человек?
- Ну, как Вам сказать... Вас,  что собственно интересует? Автобиография? Вероисповедание? Политические убеждения?
Сторож поводил стволом своей берданки и предупредил
- У нас здесь шуточки не проходят! А ну, отвечай по существу!                                 
- По существу - водитель дальнобойщик я. Еду из Голландии в Челябинск. Ещё нас называют в России Софиками, а в Средней Азии нас называют поливными и колдунами. 
Сторож на секунду задумался, потом спросил, озадаченно  почёсывая бороду
- А чего колдунами-то называют?                                                              
- Ну, я точно не знаю сам, но догадываюсь так - поедешь в рейс,  наколдуешь там немного денег. Правда пока колдуешь, не один пот сойдёт и не один мозоль кровавый натрёшь и рулём,  и лопатой, и монтировкой. Ну, а поливными нас называют, наверное потому, что «поливаем» мы по дорогам Европы, Азии, Западной и Восточной Сибири в любое время суток и года…
- Ну, это, допустим, ясно... А чего здеся делаешь.?!
- Да, нужда загнала сюда в ваш, Богом забытый, колхоз. Товарищ стоит на дороге. Обломался, надо помочь.                                                                                                                       
- Так уже никого нету. Кто же тебе здеся поможет?
- Да мне и никто не нужен. Мне наждак нужен. Есть у вас наждак?
Сторож опять задумчиво почесал бороду
- Наждак-то у нас есть, но цех закрыт и обесточен. Да и начальства уже нет, чтобы разрешение дало.
- Как это нет начальства? – деланно удивился я – А Вы кто? Вы же ночной директор с неограниченными полномочиями. У Вас и ключи от мастерской должны быть, на всякий пожарный случай и рубильник Вы должны, в случае необходимости, иметь возможность включить… и выключить.
Мой подход видимо сторожу показался убедительным и даже понравился. Не хватало только более менее веской мотивации для принятия окончательного решения. Я полез в кабину и извлёк из своего резерва эту самую недостающую мотивацию в форме бутылки немецкой водки «Балтика».
Сторож, завороженно глядя на бутылку, достал из кармана ключ и пошёл открывать мастерскую. Уже засовывая ключ в замочную скважину, он видимо вспомнил какую-то свою инструкцию и вынув ключ обратно, спрятал его за спиной.
- А зачем тебе наждак?  Вдруг ты его испортишь?
- Да не испорчу я ничего! Вот смотрите… - я развернул свёрток – Заточу эти зубильца и всё!
Сторож удивлённо поинтересовался
- Да где же ты их столько насобирал? Кто же над ними так издевался?
- Да я же Вам говорил уже, не моё это. Парень на дороге стоит. Подшипник ступицы у него на прицепе разлетелся, а обойму никак не снять, приварилась!  Вот он и рубит её… вторые сутки.
И я снова показал ему, для иллюстрации своего рассказа, на стопку изуродованного инструмента. Сторож опять достал ключ и сняв замок открыл двери.
- Ты постой здеся. Я сейчас рубильник включу.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

5 комментариев:

  1. Эх Николай Федорович, Николай Федорович. Нет больше Трактира Золотой Петушок, одно только название осталось. Снесли пару лет назад старый бревенчатый трактир. Все отстроили на современный манер. Лоточников убрали - построили крытые вполне симпотичные павелионы кафе, магазинов з/ч и аксессуаров. Есть современные душевые. Чище конечно стало на стоянке, но нет шарма, который придавал старый трактир. Сзади того места где был трактир строят то ли техцентр, то ли автосалон. За павелионами большой оптово-рознечный овощной рынок(за арбузами езжу порой). Надо все это сфотографировать как нибудь. А сам я живу не далеко от М-5, буквально в 2х кварталах, так что почти все на глазах происходит. А настойку "Золотой Петушок" до сих пор выпускают и есть даже настойка(менее крепкая) "Золотая Курочка", но многие говорят, что не такой он сейчас как раньше. Ничего не могу по этому поводу сказать, т.к не люблю крепкие спиртные напитки. А за продолжение книги спасибо огромное, жду с нетерпением. Здоровья и удачи.

    ОтветитьУдалить
  2. А медведей помнят только люди Вашего поколения. Их наверно еще в 80е убрали.

    ОтветитьУдалить
  3. Роман здравствуйте! У меня немного другая информация, по этому вопросу. Трактир "Золотой петушок" подожгли в июле 2009 года и он сгорел дотла. Жалко! Сейчас уже такое не строят. А медведя, я ещё видел в 87 году. Тогда там дедушка был уборщик, он же и за медведем ухаживал. Потом мне рассказали, что вроде мишка откусил, какому-то подвыпившему, распоясавшемуся клиенту руку, которой тот его дразнил, опрометчиво засунув её в клетку. После этого медведя забрали не известно куда....
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте Николай Федорович. Видел я его сгоревшим не совсем дотла, но от этого не легче было, я сразу понял, что помогли ему сгореть, что за люди у нас. Не хотелось вспоминать это просто. Очень жалко. Знаете, вот что самое обидное - коренной пензяк, а внутри я ни разу там не был, а теперь жалею, только фото из путеводителя по Пензе советского издания. Зверей я знаете где видел, эдакий мини зоопарк - в Тверской обл. перед Вышним Волочком если из Питера ехать по правую руку, есть стоянка большая, вот там. Когда я увидел этот зверинец - вспомнил про медведя на "Петушке".

    ОтветитьУдалить
  5. Николай Фёдорович, большое Вам спасибо. Как всегда прочитал с огромным интересом...
    С уважением, Сергей.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...