пятница, 22 апреля 2011 г.

Вынужденная остановка. Автор Юрий Муравьев

Рейс с грузом торфа из Пайде (Эстония) в Роттердам (Голландия) - был в 1979 году. Всё шло штатно, по графику. Мы находились на транзитном автобане, на половине пути до границы ФРГ с Голландией. Стали подниматься на не крутой, но затяжной подъем, как вдруг тянущий натужную нотку 4-й передачи двигатель, истошно взвыл, выбросив в воздух клубы белого дыма!
Скорость упала, и я, даже не успел убрать автопоезд с 1 ряда автобана. Благо что на сцепке был полуприцеп голландского производства Савоярд, оборудованный тормозами с энергоаккумуляторами, при постановке на ручной тормоз, он намертво замер на подъеме.
Центральный ручной тормоз МАЗ-а, по конструктивной причине – не смог бы при всем желании, удержать машину. Так, в очередной раз, зарубежная техника, предотвратила катастрофу отечественного „гроба на колесах”!
Выскочив, вместе с напарником, из кабины, мы немедленно подложили аварийные колодки под задние оси, выставили сзади знак аварийной остановки. Стоять на автобане и запрещено, и крайне опасно. Часто идущие на большой скорости их водители, поздно реагируют и врезаются в стоящий автомобиль. К счастью, дорога шла на довольно крутой подъем, был ясный, солнечный день.
В те годы, у западных водителей, имелись рации и была обеспечена связь на выделенной частоте. Нам же, не только запрещалось их, даже переносные, перевозить через границу, а даже думать о них за границей. Засечь могли элементарно, агентами и ГДР и ФРГ была переполнена. Мобильников тоже не было. Оставалось ждать полицию, эвакуатор и массу тягомотных объяснений с представителем в Германии, а потом и дома.
Кроме того, медным тазом накрывался рейс в Голландию, а соответственно и валюта,
выделенная для его оплаты. Зрела перспектива эвакуации до Магдебурга, там, погрузки на попутную, идущую пустой контейнерную площадку Брестского гаража Совтрансавто и возвращение домой. Груз, естественно, утащит или наш водитель, или даже из другой фирмы. Все эти мысли непрерывно вертелись в голове – мы с напарником, даже не переговаривались, понимая без слов свое положение.
Обезопасив остановившийся автопоезд, стали разбираться – что же произошло. Двигатель так и бормотал на маленьких оборотах. Прекрасно отрегулированный на фирме в ГДР, в Магдебурге, с новенькими распылителями – тоже немецкого производства, специалистом высшего класса Куртом, он совершенно не дымил и полностью оправдывал вложенные в ремонт 100 бундес-марок, а самое главное, избавлял от придирок и покушений на штрафы, немецких полицейских, устраивающих на автобанах проверки по территории ФРГ.
Включив передачу, как и ожидалось, машину с места не стронули. Зато карданный вал стал вращаться, а из левой бортовой передачи раздались звуки, напоминавшие драку диких котов на помойке. Это означало единственное - приехали прочно!
И тут нам, внезапно, улыбнулось везение: Видимо наш ангел-хранитель решил посочувствовать и помочь. С нами медленно поравнялся оранжевый тягач Вольво, а из опущенного окна раздалось - трос есть?
- Есть! - был наш, обрадованный ответ!
Опытным водителям со стороны, по положению машины, было понятно, что случилось внезапное, и заниматься болтовней просто было неразумно и даже опасно. Пока не подъехала полиция, надо было тащить автопоезд на ближайшую стоянку. Прицепить трос за сцепку нашего тягача и крюк на полуприцепе Вольво, было делом минуты. Ещё минута, чтобы убрать предупредительный знак и тормозные колодки, и Вольво, мощно рыкнув, даже не показав дымка из глушителя, развил скорость и потянул нас на подъем. Дорога оказалась недолгой, на горе был мост, его ремонтировали рабочие, он был обставлен дорожными знаками, а главное, сразу за мостом, была асфальтированная стоянка. Всё что понадобилось – это выскочить из кабины и на время отнести в сторону оградительный столбик.

На снимке наш МАЗ, с полуприцепом Савоярд, груженый 18 тоннами торфа на Голландию. На нём, сохранившемся для  истории, отлично видно, как нам повезло и со стоянкой и таким своевременным ремонтом этого моста. Отдельно упомяну и о том, как югославские братушки – работники, помогли нам.
А пока ребята, даже не дожидаясь установления причины (и так ясно, что бортовая вдребезги, а внутри каша) попрощались и продолжили свой путь. (К сожалению, время стерло в памяти, а бумага не сохранила ни номера Вольво, ни имена водителей. Но благодарность за оказание помощи, навсегда осталась в моей памяти).
Время и график – это святое. Вовремя прибыть на границу (при транзите через ФРГ), получить адрес выгрузки, штемпеля в паспорт и, когда время пребывания затикало – можно расслабиться. Времени достаточно на всё, даже на экскурсии по городу и отдых. Да если ещё попадаешь на выходные дни, когда движение по автобанам запрещено – ты вообще счастливчик!
Ребята уехали, наступила тишина. Надо было установить причину неисправности и потом решать, что делать дальше. Три гаечки крышки бортовой передачи никогда не ржавели. МАЗ был так устроен, что даже если выбивались сальники в картере, чтобы смазка сама перетекала в бортовые передачи, приходилось её время от времени проверять, с правой сливать излишек, в левую – добавлять.
Ничего утешительного я не увидел! Один палец из трех, на которых вращались шестерни бортовой передачи, был вырван, шестерня раздроблена а стакан шестерен лопнул и деформировался. Причина была на ладони. Слесарь при обслуживании бортовых отвлекся и не зашплинтовал болты крепления осей.
Результат – конкретный. Нужно: Стакан шестерен, три шестерни с пальцами, и уточнить, не пострадала ли основная, большая шестерня. Пока собирал напарника в дорогу, разобрал бортовую, все инструменты, головки, мы возили с собой. Это было святое. Можно было уехать в рейс, не пообедав, но вот без основных запасных мелочей и инструментов – никогда!
Только я завершил разборку бортовой – как, сверкнув мигалками, на стоянку завернула полицейская машина. Справившись, всё ли у нас в порядке и уточнив, что мы не нуждаемся в медицинской помощи, а ремонта требует машина, он приступил к своим обязанностям. Первым делом проверил как закреплена машина. Ему очень понравилось, что фургон стоял на выдвинутых лапах, под мостом лежали деревянные колодки, чтобы домкрат подстраховать. А под бортовую передачу, была подстелена бумага и тряпки. Поинтересовался откуда мы – где находится Латвия, явно не врубился, но Ригу знал. В общем, придраться было не к чему, торжественно объявив нам, что мы можем тут стоять на законных основаниях, стоянка освещена и даже зажигать стояночные огни вечером – нет нужды. С тем и попрощались. А мы уже обдумывали свои дальнейшие действия.
Понятно, что мы решили не отказываться от рейса а ремонтироваться. За запчастями я отправлял своего напарника. Предстояло только дождаться попутной машины Совтрансавто любой фирмы, возвращающейся в сторону ГДР.
Список был готов, паспорт и валюта в кармане. Фирму где мы постоянно паслись – знали МАЗ-исты всего СССР, вот только о белорусах – сомневаюсь, навряд ли у них возникала проблема запчастей. Хотя в Совавто-Минск машин было полно – но и завод то в городе, под боком! Выше я упоминал про форсунки. Там мы их и делали. Я гарантировано знал, что немцы за 100 марок – открутят с бракованной машины любую деталь – хоть двигатель! А помогала разнарядка СССР для братских. Пихали всем технику по плану. А у немцев были свои грузовики, на порядок качественнее минских. Вот они и ездили на полученных до первой серьезной поломки. Потом использовали машины (в основном, самосвалы) на запчасти, позже списывали и сдавали на металлолом. Наши водители, особенно на более старых машинах, без кап. виз, ездившие по ГДР и соц. странам – частенько навещали немцев.
Вскоре оранжевый тягач появился ввиду, на противоположной стороне автобана. Но надо было сперва убедиться – не идет ли он до перекрестка автобанов и затем куда-то в сторону, на погрузку.
На фото мой напарник. У нас существовал неписаный закон, о нем говорилось на всех инструктажах, это – оказывать любую посильную помощь любому водителю или экипажу, особенно находящимся за границей. Поэтому, узнав, что ребята идут домой, я без труда отправил напарника с ними в Магдебург.
Самому теперь спешить было некуда. Промыв всё в ведре с соляркой, убедился что центральная шестерня не пострадала, а вот всё остальное – металлолом! Выявилась одна очень неприятная новость. Стакан, выполненный из отливки с тремя шестернями, крепится к чулку моста центральной гайкой с контргайкой. Специальный ключ у меня имелся. Но было одно но… Сила, выдравшая с места шестерню, вращавшуюся на пальце, разворотила боковину стакана, наподобие осколка взорвавшегося снаряда. Сплав не поддавался зубилу и молотку, всё было далеко внутри и силу удара невозможно было контролировать так, чтобы не разворотить по пути ещё что-то необходимое. Кроме того, железо не было закаленным, не ломалось, а гнулось, еще сильнее перекрывая путь трубчатому ключу. Оставался единственный, испытанный прием – сварка. Любая. Газовая или дуговая. А где её взять?
Пришлось прогуляться по мосту, оглядеть сверху строительную площадку. Я правильно рассудил, что ни одно современное строительство, без сварки не обходится. На площадке виднелся прицеп со сварочным агрегатом, но время! Рабочий день закончился, а охрану в то время, да ещё в сердце ФРГ – держать никто не собирался! Надо ждать до утра. Времени у меня масса, напарник раньше как к обеду или того вероятнее, к вечеру – не вернется. Вся работа у меня была выполнена, оставалось срезать кусок стакана шестерен и открутить неповрежденные гайки.
Наступило время позаботиться о себе. Из-за нервного напряжения, было не до еды. Вернувшись к машине, открыл хозяйственные отсеки, достал пластмассовую канистру с водой, достал упаковку с жидким моющим средством. Советским мылом или стиральным порожком мы, начав ездить в кап. страны, уже не пользовались, да и семью отучали. На распродаже в магазинах покупали 10 килограммовые ведерки с порошком и везли домой, приводя таможенников в состояние озверения!
Приведя себя в порядок, поставил газовую плитку. В то время уже были в продаже плитки советского производства, с маленькими 1 литровыми баллончиками. Неудобно, они быстро кончались и приходилось возить запас. Зато было безопаснее чем бензиновые, да и чище.
Это уже позже, среди нас, распространилось изобретение умельцев. В эксплуатации появились инфракрасные обогреватели. Ставили их в летних кафе, собирались из нескольких элементов. Элемент был выполнен из сетки катализатора, заключенной в металлическую ванночку и поверху уплотненной вместе. Внизу был штуцер для подключения к баллону с пропаном. 5 литровый баллон был оснащен стандартным редуктором а на конце соединительного шланга (лучше всего подходил кислородный шланг) и краником от масляного радиатора. Им регулировался напор газа и соответственно – разогрев сетки катализатора. Такой печкой можно было не только быстро приготовить еду, но и зимой разогреть картер двигателя с загустевшим маслом. Положив сверху камень и раскалив его – можно было даже выжить в кабине на сильном морозе. Но появилось всё это уже в 80-х годах, а пока туристическая плитка, и то была далеко не у всех дальнобойщиков. Местные водители, чаще всего варили кашу на заводной рукоятке, вставленной в отверстие буфера – при помощи бензиновой паяльной лампы. Так было принято…
И в союзе, на стоянке, лучше было не подчеркивать свое преимущество. Так сказать – не дразнить гусей… Извините за отступления, но пояснить захотелось сразу.
Ужин сделал незамысловатый, но сытный. Почистил и поджарил на свином сале картошку с репчатым луком, всё это на большой сковородке, на свежем воздухе, открыл и вывалил на сковороду – в завершение, банку говяжьей тушенки. Заварил металлический чайник заварки.
Естественно, какой ужин дальнобойщика по окончании дневной вахты, перед сном? Как у кого, а мне всегда хватало граненого стакана водки, налитого доверху. Ужин и пьянка понятия разные, завтра, с утра, надо работать а поэтому, быть с ясным умом и свежим выдохом!
На торпеде светился синим экраном портативный телевизор „Электрон”, с маленьким экраном. Цветных тогда не было, вполне хватало и этого. Неспеша поужинал, посмотрел то, что нашел в эфире, вылил чай в термос, утром можно и без приготовления горячего завтрака обойтись. Картошка осталась, не рассчитал. Всё таки привычка готовить на двоих. На улице тепло, июль. Стемнело. К шуму проходящих автомашин привык и уже не замечал. Не тревожил тоже никто. Глаза слипались, расстелил свою постель и вскоре уснул.
Проснулся с рассветом. Не знаю, во сколько приходят на работу немцы, но взглянув в сторону моста, я заметил людей. Быстренько одевшись, поспешил в их сторону. Поняв что это водитель машины, за ночь появившейся неподалеку от них, люди явно не спешили уходить, а ждали меня.
Разговорным немецким я владел достаточно, а кроме того, оказалось, что второй человек – бригадир, словак и прекрасно говорит по русски. Немец оказался заказчиком работ по ремонту моста, приехал на утреннюю планерку. Они не поленились прогуляться до машины, что облегчило мне объяснения. Короче, мне пообещали помочь и ушли.
Время опять потянулось. Я разогрел завтрак. Поел. Поудобнее устроился на сидении, настроил радиоприемник и слушал музыку. В зеркало заднего вида, заметил на автобане небольшой „каблучок” моргающий правым поворотом, сзади был прицеплен сварочный агрегат. И пары часов не прошло, подумал я. Я вышел из кабины, подошел к ним, приехали сварщик и знакомый бригадир. Мотор агрегата работал, сварщик осмотрел узел, от которого надо было отрезать поврежденный кусок металла.
Сварке ничего не мешало, гореть тоже было нечему и он за какие-то минуты, справился с делом. Я сразу примерил ключ – он вошел свободно и зацепился за гайку. Препятствие было устранено. Ребята стали прощаться, а я не мог оставить их без подарка. В любой стране, особенно славянской, есть надежный эквивалент. Жидкая валюта. И здесь исключений не было.
Получив от меня бутылку брестской водки, довольные, помощники уехали. Ещё несколько минут ушло, чтобы раскрутить гайки крепления стакана шестерен. Всё! Оставалось ждать возвращения напарника.
Удивительно, но это произошло гораздо раньше, чем я ожидал. Где-то вскоре пополудни, на стоянке затормозил Мерседес. Тоже не из нашего гаража, коллеги шли в рейс на Францию. Из кабины выскочил улыбающийся напарник, по его лицу было ясно, что все прошло без проблем и детали приехали.
Оказалось, что немцев он застал еще вечером, они были подшофе, что не помешало им с мясом выдрать с МАЗ-а стоявшего под забором всё, чтобы не ошибиться. 100 бундес марок, в очередной раз доказали своё преимущество перед маркой ГДР. А в банке на стороне ФРГ – за 100 марок давали 400 марок ГДР. Так что, как говорят в Одессе – „оно того стоило”. Короче, на МАЗ-е осталась голая полуось, да ступица рядом. Все детали: стакан с шестернями, пальцами, контровочными болтиками на них; гайки крепления к чулку полуоси; новенькие прокладки, центральная шестерня с полуосью, крышка, вся куча болтов с шайбами и ведущая бортовая передача; Всё было благополучно доставлено на стоянку около гаштета, где в оплаченном фирмой мотеле, ночевали все водители перед пересечением с утра границы с ФРГ. Напарник тоже получил там номер, помылся, поел, переночевал и с утра, загрузил всю эту гору железа в попутную машину коллег, благополучно выложил всё железо перед нашей машиной, которое могучей горой улеглись на бумагу около задней оси. Вымытой и приготовленной к сборке.
Я, скорее из вежливости, предложил всем подкрепиться, но терять время ни у кого не входило в планы. Нам надо было догонять потерянное время, им гнать вперед. Пожали друг – другу руки и попрощались. Мы занялись сборкой заднего моста, всё прошло гладко, залили смазку, прикрутили колеса и попрощались с местом вынужденной остановки. На границу успели до окончания работы клерков, оформлявших все документы и выдающих адреса выгрузки. Груз торфа совпал с заявленным, оказался на Роттердам, с утра мы выгрузились, получили адрес погрузки краски, на химическом заводе в Ваальвике. Груз был на Кишинев.
Вот так и закончился для нас, этот рейс с приключениями. Рейс многому научивший и доказавший, что безвыходных ситуаций не бывает. Надо лишь хорошенько подумать и поработать не только головой, а и руками – ногами. Дружненько так!
Время, затраченное на транзит дополнительно, не оплачивается, так и так, на обратном пути, выйдя из страны пребывания, основной по количеству доходов, все перли изо всех сил и скорости, без остановок – соблюдая лишь показания тахографов. На МАЗе их не было, а книжку с графиком, надо было иметь в двух экземплярах и не лениться её своевременно заполнять для полиции. Как говорится – хозяин-барин!
График мы нагнали, рейс выполнили, суточные оприходовали с плюсом и о том, что потратили из с собственного кармана на запчасти не жалели! Это гораздо лучше, чем неизвестно сколько стоять и ждать " у моря погоды".
Были и другие истории...
Если будет настроение – как-нибудь ещё расскажу!

6 комментариев:

  1. Я родился в Магдебурге случайно. В советсткое время все в ГСВГ что-то и как-то старались мутить, как я понял. Поэтому вместо Десау маму повезли рожать в Магдебург, наверное надо было так :)

    ОтветитьУдалить
  2. Игорь Галушкин22 апреля 2011 г., 14:23

    По поводу"гроба на колёсах"-это в точку!Интересно,как выходили из ситуации наши водители,когда с движка,коробки и редуктора постоянно капало масло,а за границей за это наказывали?Я лично с большим уважением отношусь к водителям-международникам тех времён.

    ОтветитьУдалить
  3. Юрий Муравьев22 апреля 2011 г., 15:05

    Как выходили? А запросто! Немцы умирали от хохота - а оштрафовать не могли! Под утечку на проволоке, привязывали вырезанные из камеры лотки. Наполнялись - сливали в ведро и обратно в мотор! Так и ездили, уважаемый!

    ОтветитьУдалить
  4. Игорь Галушкин22 апреля 2011 г., 15:21

    Наверно,обидно было за отечественный автопром,который и через 30 лет увы,делает всё ту же технику.В Риге и Юрмале я был в 89м году,перед армией.До сих пор вспоминаю чистоту и порядок на улицах.Да и товары в магазинах тоже отличались даже от Москвы,а уж про Казань,где я тогда жил-вообще речи нет.Случай вспомнился один-жили мы с туристами не очень далеко от центра Риги,в одном из общежитий.В первый день пребывания мы с другом зашли в ближайший магазин и увидели там какао в банках жестяных.Взяли по баночке,а заодно рассказали остальным туристам.На следующий день решили взять ещё по баночке,но...продавщица,даже не зная нас,сразу отрапортавала-ваши туристы всё разобрали!

    ОтветитьУдалить
  5. Ну насчёт - "гроб на колёсах" Вы конечно погорячились... Но бортовые передачи на автомобилях семейства "МАЗ 500" были конечно слабенькие! Хватало их от силы на 50 000км. поэтому мы с ребятами всегда возили с собой комплект пальцев, подшипников и шестерёнок. Слабенький был и хвостовик редуктора ведущего моста. Помпу (водяной насос) тоже мы всегда с собой возили.
    Водители тех помощей "VOLVO" и "MERSEDES" которые в те годы постоянно дежурили в Бресте, Мукачево, Праге, Берлине и Ростове называли МАЗы - Наши работодатели, кормильцы! Если бы не МАЗы они наверное вообще бы и не выезжали за границу! Не считая конечно тех трагических случаев когда происходили ДТП. Бьются иномарки также как и МАЗы ничуть не хуже.
    Интересный момент Вы вспомнили - стояночный тормоз (ручной) МАЗ 504. Действительно слабый и не надёжный был. Энерго аккумуляторы на тягаче отсутствовали, а сама рукоять привода воздушного крана стояночного тормоза имела слабый фиксатор и часто самопроизвольно слетала с насечки и ... МАЗ сам куда то уезжал! Мы с ребятами возили с собой металлическую трубку распиленную сбоку. Вытянул рукоять ручника и сбоку на шток одел трубку которая исключала самопроизвольное втягивание штока!!! Насчёт смазки в заднем мосту тоже проблема была - смазка перетекала из левой бортовой в правую. Мы становясь на ночлег всегда старались машину парклвать с уклоном влево. Некоторые наши "Кулибины" на полуось левой бортовой передачи ставили спираль из проволоки - помогало!
    Вот так и работали и дай Бог чтобы та работа когда то вернулась обратно!!! Не для нас Юра с Вами... Для ребят! Для страны!
    С Ув.
    Комбат.
    PS Тот кто не оказал коллеге (из любого предприятия Совтрансавто)помощь, с позором увольнялся!

    ОтветитьУдалить
  6. Прочитав рассказ был шокирован тем что шофер может так точно и интересно излагать события. Читал на одном дыхании понравилось очень! Желаю Вам дальнейших успехов в творчестве!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...