воскресенье, 12 декабря 2010 г.

Непогода (ч.1)


Некоторые размышления и практические советы на тему - непогода...
Вот и пришли в Украину как всегда “нежданно-негаданно”, во второй половине декабря, морозы и обильные снегопады! Не буду сейчас говорить о том, что каждый уважающий себя автомобилист, независимо от температуры и погодных условий, готовит свою технику к осенне-зимнему периоду эксплуатации в сентябре-октябре месяце. Как говорится: “Готовь сани летом”.
Просматривая автотранспортные сайты мне бросились в глаза многочисленные сигналы “SOS” от перевозчиков, которых зима застала врасплох!
Основные беды это:
1) Застрял в снегу, не может выехать.
2) Замёрзло дизельное топливо.
3) Замёрзли воздушные магистрали.
4) Как следствие выше перечисленных проблем – потеря самообладания или болезнь водителя автомобиля!!!
Постараюсь по порядку рассмотреть все ситуации.
Ситуация № 1. 
а) На каждом автопоезде должна быть лопата и возить её нужно с собой круглый год!
б) Желательно иметь топор, он никогда в дороге не помешает, а пригодиться может всегда. В зимних условиях топор необходим для того, чтобы прорубить отверстие в замёрзшей корке на куче противобуксовочного материала, либо для рубки льда под колёсами. Если слой льда большой и удалить его полностью из под колёс невозможно, следует на нём сделать насечки, которые позволят протектору колёс войти в зацепление и избежать пробуксовку.
Большинство опытных дальнобойщиков, возят с собой ломы-монтировки. Колёсные гайки на иномарках, обычно после длительной эксплуатации, очень тяжело открутить!!! Сделать это, часто возможно лишь при помощи фирменного баллонного ключа, лома и кувалды, только двоим шоферам. Если есть такой лом, топор необязателен.
 в) На каждом автомобиле, в обязательном порядке, должно быть МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ведро, которое имеет многоцелевое применение и жизненно необходимо, особенно зимой. 
г) На каждом автомобиле должен иметься в наличии буксировочный трос (чем длиннее, тем лучше)! Трос должен крепиться в доступном месте, чтобы водитель мог без проблем его достать, даже если машина села "по самое пузо" и максимально быстро им воспользоваться при необходимости!!! Часто в таких ситуациях всё решают секунды!!!                                   


д) Каждый водитель должен иметь в запасе перемычки, сделанные из прочной витой цепи и крепёжные болты с шайбами. Болты должны быть выполнены с необходимым и достаточным запасом резьбовой части, для того чтобы без труда можно было потом соединить ими концы перемычек и после этого стянуть так, чтобы они плотно фиксировались на покрышке колеса. Идеально иметь по три перемычки на каждое колесо, но бывает так, что и одна помогает преодолеть казалось непреодолимый ледяной подъем, успешно маневрировать по заснеженным территориям на месте погрузки/выгрузки. Бывает так, что не имея возможности тронуться с места, водителю даже не обязательно ставить перемычки. Достаточно просто положить их под колёса “дорожкой” и …поехал!!!
е) Из личной практики, хочу порекомендовать коллегам дальнобойщикам возить с собой либо два стопорных кольца от дисков камерных колёс на двадцать, либо два куска сетки, приблизительно такой какую используют строители, для крупной просейки песка, размером 50см х 150см. Эта нехитрая оснастка, расположенная под ведущими колёсами, позволит Вам без проблем тронуться с места на Вашем автопоезде даже в Антарктиде на километровой толще льда!!!
Теперь немного об азах пилотирования автомобилей в сложных климатических условиях зимы.
В зимний период эксплуатации грузового автомобиля всё важно и за любую неисправность, либо не замеченный скрытый дефект, приходится платить дорогой ценой! Но все же хочу выделить тормозную систему, её исправность и правильную регулировку, особенно тормозов прицепа/полуприцепа!  Неисправность, либо не правильная  регулировка которых может привести к самым тяжёлым последствиям: потере управляемости и как следствие складыванию автопоезда, опрокидыванию, ДТП!!!
При преодолении обледенелого подъёма в случае вынужденной остановки, если тормоза прицепа/полуприцепа  не исправны, один тягач никогда не удержит автопоезд на скользком уклоне, он уйдёт назад с самыми страшными и непредсказуемыми последствиями!!! Тоже самое может произойти и при спуске!!!  
С начала осенне-зимнего периода эксплуатации и до его конца ЗАБУДЬТЕ О МОТОРНОМ ТОРМОЗЕ независимо от того сухая дорога или скользкая!!! А ещё лучше отключите, если это невозможно,  заблокируйте его либо скобой, либо защитной крышкой, исключающей машинально-инстинктивное нажатие на его кнопку ногой водителя на скользкой дороге!!!
Пользуйтесь, по возможности, только тормозами прицепа/полуприцепа – "парашютом"!!!
ВСЕГДА  ПОМНИТЕ!!! ЗАНОС НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ ЛЕГЧЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ, ЧЕМ ПОТОМ ИЗ НЕГО ВЫЙТИ!!! В большинстве случаев, после начала заноса, водитель становится просто наблюдателем!
Перед подъёмом, убедитесь в том, что он свободен от транспорта и только после этого начинайте спуск с последующим разгоном для преодоления подъёма.  ЕСЛИ ПОДЪЁМ ЗАНЯТ, СТАНЬТЕ В СТОРОНУ ПЕРЕД СПУСКОМ, ВКЛЮЧИТЕ АВАРИЙНУЮ СИГНАЛИЗАЦИЮ И ОЖИДАЙТЕ ПОКА ОН НЕ ОСВОБОДИТСЯ!!!  
Если подъём серьёзно заснежен или обледенел заблаговременно поставьте на колёса перемычки и включите блокировку!!!  МАКСИМАЛЬНО НАГРУЗИТЕ ВЕДУЩУЮ ОСЬ ТЯГАЧА!!! Для этого необходимо поднять “ленивец” (если он есть), насколько это возможно, приспустить  задок тягача и приподнять заднюю часть полуприцепа! Там где это конструктивно не возможно следует перецепиться на дальний палец!!!
Подниматься надо с максимальным, допустимым дорожными условиями, разгоном! Переключайтесь на “полторы скорости” чтобы “не посадить” машину на подъёме, избегая резкого нажатия на педаль газа. Преодолев подъём следует обязательно остановиться в безопасном месте, выключить блокировку и снять перемычки!!! В противном случае они потрутся, их порвёт и Вы лишитесь, и перемычек, и брызговиков!!!
ЕСЛИ ВЫ НЕ ДОТЯНУЛИ ДО КОНЦА ПОДЪЁМА И ВСТАЛИ – подставьте под колёса противооткатные башмаки, включите аварийную сигнализацию И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ПРИНИМАЙТЕ МЕРЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ ДВИЖЕНИЕ, так как под тёплыми колёсами машины лёд может подтаять  и на крутом уклоне начнётся самопроизвольное движение автопоезда вниз!!!
В тёмное время суток рекомендую в металлическое ведро набрать дизельного топлива, положить старую промасленную ветошь и зажечь сзади автопоезда на расстоянии пятидесяти метров!!! Зарево, горящего в ведре дизтоплива, очень эффективно визуально и психологически предупреждает других участников дорожного движения о беде и часто спасает их не только от неприятностей, но и от СМЕРТИ!!!  Потом следует очистить проезжую часть под колёсами от снега и льда, спереди и сзади с запасом в пять-десять метров, просыпать противобуксовочным  материалом (который тоже удобно подносить в ведре, а не "по чайной ложке" на лопате)  и только после этого можно пробовать возобновить движение на той передаче, которая позволяет трогаться ВНАТЯЖКУ НА МАЛЫХ ОБОРОТАХ ДВИГАТЕЛЯ, избегая пробуксовки колёс !!!
Если попытка не увенчается успехом следует спуститься назад, до начала очищенного и просушенного отрезка дороги и повторить попытку! Взяв разгон на этом отрезке снова пытайтесь преодолеть подъём!!!
Если Вы забуксовали на ровном месте и не можете “в раскачку” тронуться с места, ПОМНИТЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОБУКСОВКИ ПРИВОДЯТ К ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ ИНТЕНСИВНОМУ ИЗНОСУ ПОКРЫШЕК И ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ ТРАНСМИССИИ!!!
Автомобильная резина горит от трения об лёд также само как и при трении об другие виды покрытия!!!  Поэтому выходите из кабины и принимайте меры чтобы освободить колёса и избежать пробуксовок – СБЕРЕЖЁТЕ МАШИНУ, СБЕРЕЖЁТЕ ШИНЫ, СЭКОНОМИТЕ ВРЕМЯ И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО! Ну а если ничего не получается – ЦЕПЛЯЙТЕ ТРОС!!!
Заехав на заснеженную стоянку, перед окончательной остановкой, несколько раз сманеврируйте взад – вперёд, чтобы укатать под колёсами снежный покров, в противном случае, если Вы этого не сделаете, он просядет под колёсами автомобиля и они окажутся в ямках, которые помешают потом Вам благополучно тронуться с места. Становясь на стоянку подставьте под колёса противооткатные башмаки и снимите авто со стояночного тормоза! Если Вы этого не сделаете, возможно примерзание тормозных колодок к тормозным барабанам, так как тёплые тормозные барабаны вызывают таяние снега и льда. Попавшая внутрь вода и мороз намертво заблокируют колёса Вашего прицепа и тягача!!!
Помните - ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ГОЛОЛЁДУ ГОЛОВА ВОДИТЕЛЯ ДОЛЖНА РАБОТАТЬ КАК ИДЕАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР!!! Он должен уметь предвидеть и прогнозировать возникновение всех возможных и невозможных ситуаций на дороге! Избегайте рискованных манёвров!!!
СЧАСТЛИВОЙ  ДОРОГИ И ДА ПОМОЖЕТ НАМ ГОСПОДЬ!!! ПОМНИТЕ ВАС ЖДУТ ДОМА!!!
Продолжение следует... 

20 комментариев:

  1. Отличная инструкция для начинающих водителей и тех кто не ездил в таких дорожных условиях.Да и я очень много чего узнал для себя(как говориться намотал на ус).Спасибо большое!
    С уважением Сергуня!

    ОтветитьУдалить
  2. не используйте дешёвые цепи из супермаркетов типа ЭПИЦЕНТ рвутся на раз и ничего кроме гимора....цепь нужна калёная тракторнаяи болты с гайками такие же

    ОтветитьУдалить
  3. Или австрийские стальки.... Но даже самой плохой цепи, хватит на пару подъёмов, если конечно правильно их преодолевать.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  4. Комбат всё правильно отписал ! Такое надо в автошколах заставлять учить, да и практические занятия устраивать с зачётом. Меньше бед на дороге будет.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо!
    С Ув.
    Комбат.
    PS А беду на дороге и себе и другим делают. Но в первую очередь себе...

    ОтветитьУдалить
  6. Осмелюсь поправить, Федорыч!
    Для подгрузки моста нужно- масксимально спустить подушки у прицепа (у меня на этот случай два обрезка шпалы лежит- сунул между осью и рамой, спустил подушки), а подушки на ведущей оси максимально поднять!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте Руслан! Рад Вас видеть среди читателей блога, но.... поправка Ваша не принимается. То, что я пишу это не предположения. Это вещи проверенные на практике. По этому - когда Вы хотите нагрузить ось тягача, надо подушки на ней приспустить, а на прицепе поднять. Тогда смещается центр тяжести и вес полуприцепа "наваливается" на седло тягача. Когда Вы хотите разгрузить заднюю ось тягача (весовой контроль нагрузки на ось)- подушки на ней поднимаются, а полуприцеп опускается и происходит обратный эффект. Примитивно, это похоже на тоже самое когда Вы перемещаете на рессорном автопоезде сцепной палец. Можете проверить правильность моих слов на весах. Или ещё проще - полностью опустите зад гружённого полуприцепа и стоя у задней оси тягача, поднимайте её внимательно наблюдая за состоянием полу рессор, скатов и передних рессор тягача. Вы увидите как они разгружаясь у Вас на глазах поднимутся. Именно поэтому на весовых комплексах, когда у Вас предельная нагрузка на заднюю ось (но нет перегруза) весовщики сразу бегут с мерной линейкой - шестом, мерить габарит Вашей машины по высоте относительно передней кромки полуприцепа. Запретить таким образом перераспределить нагрузки по осям они не в праве. Но они знают, что практически все современные полуприцепы в транспортном положении по высоте составляют четыре метра и такая дополнительная манипуляция подушками (пневморессорами), как правило приводит к превышению допустимого габарита высоты. А за что Вас оштрафовать, им абсолютно всё равно! Лишь бы бабки в кассу и карман капали.....
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный25 мая 2012 г., 14:06

    Я как-то напросился к другу в рейс скататься пассажиром, тот на Камазе-скалолазе лес возил с прицепом. Любил я это дело и Сереге "живой радиоприемник" в радость. В лес ехали погода нормальная, сухо и тихо. При погрузке ветер усилился и все начало меняться не в нашу пользу (поздняя осень) да еще и стемнело. Попили мы чаю, покурили, перекрестились (когда мы это делали, мы были похожи на солдат из кинофильмов перед атакой) и в путь. Мастер погрузки посоветовал Сереге отцепиться на деляне, т.к. прицеп при такой погоде может на гололеде создать много проблем, и ехать на одиночке с одной пачкой, а потом когда распогодиться его всегда можно забрать. Серега только махнул рукой (план надо гнать), а мне сказал мол вездеход везде пролезет и потихоньку поехали. А мужики на других лесовозах остались на деляне в кабинах водку пить. Дорога была вся в затяжных подьемах и спусках. С разгону подъем не получалоь брать, т.к. перед самим подъемом глубокие бугры, дающие огромную раскачку. Мы их проходили на второй передаче и то камаз с возом так раскачивался что кое-где колеса от земли отрывались. Серега говорил что на этих буграх много уже машин опрокинулось. Так что на второй передачи начинаешь подъем штурмовать. В общем писать можно долго, но практически каждый подъем мы отсыпали. Ломом я намахался на всю жизнь долбя обочины, благо земля еще не успела замерзнуть. Итог 120 км. мы ехали трое суток. На каждом спуске я молился, обеими руками держался за переднюю панель и вспоминал всех родственников. Еще и тормоза отказали на прицепе, не могли понять почему. Там на всех колесах были только тормозные камеры, а не энергоакумуляторы, так что про ручник можно сразу забыть. А еще на самом Камазе, мне потом Серега рассказал, из 6 колес тормозило только 3. Я на дороге не мог стоять, ноги разъезжались в сторону, а как Серега управлял автопоездом с 28 кубами леса практически без томозов на льду не укладывается в голове. Помощи не было, никто не собирался ехать в такой страшный гололед, одни мы на пустынной дороге. Если честно я чуть заикой не стал. Серега на базе рассказал старым лесовозчикам-профессионалам этот случай, они сказали что при их опыте ни за какие пряники бы не поехали на верную смерть. Говорят, что нас тогда ангел-хранитель сопровождал. А когда мы приехали на разгрузку, то все были в шоке и не поверили глазам. А Серегу после этого на базе прозвали КАМИКАДЗЕ. Теперь с ним в лес я катаюсь только летом.
    Иногда сидя дома за бутылочкой беленькой мы снова с удовольствием делимся воспоминаниями про эту историю и выпиваем 100 грамм за нашего ангела-хранителя.

    ОтветитьУдалить
  9. Александр1 июля 2012 г., 10:32

    Для того чтобы пригрузить заднюю ось тягача ,нужно поднять подушки,соответственно для того чтобы убрать лишний вес нужно приспустить подущки на задней оси тягача!

    ОтветитьУдалить
  10. Аександр, это одно из самых распространённых заблуждений. Не буду повторятся, вы бы просто прочитали мой пост размещённый через один от Вашего.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте Николай Федорович ,это Антон из Питера, вы все правильно пишите !!!, я позавчера шел с контейнером 40=кой пустой ,проколол заднее правое колесо на прицепе последней оси ,что бы дотянуть до шиномонтажа я спустил подушки на ведущей оси тягача, прицеп провалился вперед и колесо разгрузилось , тем самым не проживало его и я благополучно дотянул до ремонта колес ))))

    ОтветитьУдалить
  12. Большое спасибо! Мне, как начинающему в этом не лёгком труде очень полезна такая информация)))

    ОтветитьУдалить
  13. Удачи Вам Михаил! Рад, что мой опыт приносит Вам пользу! На том и стоим...
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо!!! Полезная информация!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Пожалуйста! Хотелось только чтобы Вы представились.
    С Ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  16. Весьма полезные советы! Прочитал и вспомнил Забайкалье. У меня тогда ни лопаты, ни ведра, ни цепей, ни блокировки, резина аховая...
    Сначала на одном подъеме в Читинской области пытался подсыпать что-то пескообразное с обочины руками, потом пошли в ход кастрюля с крышкой... Даже вспоминать страшно, как я там разворачивался, чтобы обратно вниз спуститься. Мотор у меня не тянул из-за ошибки. Только через день я его смог одолеть - промыл фильтр топливный (на замену не было) - на время ошибка пропала.
    Потом была Бурятия. Там почти не чистят. Снова с подъемом не справился - встал в потемках. Стал сдавать задом - стащило на встречную обочину, но несильно. Тогда помог очень паренек на жигулях, который сначала чуть под мой автопоезд не ушел - быстро среагировал и в сугроб ткнулся. Вообще не задавал лишних вопросов - сразу мы втроем (со мной парнишка-автостопщик был) накинулись на кучки песка (хорошо, что там они были). Кое-как одолели этот подъем.
    А на следующий день был Мандрик - перевал так называется за Улан-Удэ. Там резкие повороты прямо перед подъемами. И навалило снега, плюс его накатали хорошенько. Затормозишь - не влезешь. Не притормозишь... Я не тормозил и в первом повороте чуть не сложился. Хорошо, что на встречке никого не было. А за вторым поворотом все равно встал. Хорошо, что посыпалка приехала почти сразу. А мы, пока ее не было, стояли и регулировали движение, потому как из-за моей фуры поворот плохо просматривался.
    Честное слово, пока на себе не испытаешь - не поймешь необходимости того, о чем Вы пишете. Вот бы еще хозяева понимали, но увы...
    Большое СПАСИБО Вам!

    ОтветитьУдалить
  17. Андрюшенко Сергей13 января 2013 г., 19:50

    возможно Маугли тоже прав.Он подкладывает шпалы (как я понял)под задний мост полуприцепа и у него два передних моста полуприцепа остаются без нагрузки. Большую нагрузку на ведущую ось я делал подкладывая брус на заднюю часть рамы тягача и поднимал зад тягача.Брус упирается в раму прицепа передние колёса поднимаются и весь тягач опирается только на ведущую ось конечно жестоко и машина не поворачивает,но если помощи ждать неоткуда хоть плач каждый пройденный метр,,,,

    ОтветитьУдалить
  18. Возможно... Но, я так никогда не делал. Для меня это слишком сложно.
    И советую я людям только то делать, что делал сам, что лично проверил и в чём я уверен!
    С ув.
    Комбат.

    ОтветитьУдалить
  19. чи хароші нові тягачі вольво

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как? Очень просто!
- Нажмите на стрелочку в окошке Подпись комментария
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели и нажмите "Отправить комментарий"!
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...